Кинешма

Тёплым вечером 23 мая 2018 года, в 17.30 по московскому времени, теплоход "Максим Горький" встал у пристани города Кинешма.
В этот круиз по Волге мы, я и мой муж, отправились в основном из-за Кинешмы - небольшого города в Ивановской области. С 2010 года путешествуя на теплоходах по рекам нашей страны - Волге, Оке, Каме, Дону, Неве, Ладоге... мы побывали во многих крупных и больших городах, но что особенно радует, нам удалось увидеть немало районных городов и посёлков. Эти провинциальные города неповторимо хороши, они трогательны и незабываемы, они снятся.
В Кинешме мы не были, к тому же причал там был закрыт на реконструкцию. Так что наш теплоход "Максим Горький" оказался в Кинешме первым не только в навигацию того года, но и за последние несколько лет.
Поэтому нас ждали.

У пристани собрались жители города, много, всех возрастов: пожилые, молодёжь, дети. Они, стоя толпой на тротуаре узкой, круто поднимающейся улочки, любовались красавцем теплоходом и как будто чего-то ждали.
У нас, в отличии от запада, теплоходы встречают и провожают под музыку, она всегда разная, всегда тщательно подобрана и соответствует данному месту.
Пока я раздумывала, какую песню или отрывок из какого музыкального произведения мы услышим, от толпы отделились две пары, они словно перенеслись к нам из прошлого - из девятнадцатого века.
Одна помоложе: она - миловидная, рыжие волосы собраны в высокую причёску, длинное платье в мелкий цветочек, отделанное по низу кружевными оборками, в руках кокетливо вертит зонтик от солнца; он - серые брюки, заправленные в чёрные сапоги, пёстрая рубашка-косоворотка, жилет в тон рубашки, в руках трость. Он похож на приказчика магазина, а она на домохозяйку - молодую жену.
Пара постарше напоминала дворян: он чиновник городской думы, она учительница французского. На ней длинная серая юбка и лёгкая шифоновая блузка белого цвета, в руках зонтик, волосы собраны в строгую причёску; на нём чёрный фрак и брюки, бордовый жилет и белая рубашка с галстуком. Эта пара выглядела особенно элегантно.
Обе женщины, изящные и красивые, держа своих спутников под руку, мило улыбались, а мужчины всем своим видом выражали уверенность и достоинство.

Я не заметила, как в исполнении духового оркестра зазвучал сначала чуть слышно, а потом всё громче старинный вальс "На сопках Маньчжурии".
Упоительные звуки вальса, две элегантные пары в нарядных одеждах, жители Кинешмы, встречающие нас, мягкий солнечный свет, запах сирени, цветущей на газонах - всё было так гармонично и проникновенно! И хотелось, чтобы волшебная музыка не кончалась, а парила в воздухе.
Не случайно нас встретили две пары, будто пришедшие из девятнадцатого века - это были актёры местного драматического театра имени А.Н.Островского, старейшего театра России, основанного в 1897 году. Недалеко от Кинешмы находилась принадлежащая великому драматургу усадьба "Щелыково", где он жил на протяжении нескольких десятилетий по четыре, пять месяцев в году. А.Н.Островский, общаясь с местным дворянством и интеллигенцией, оказал большое влияние на культурную жизнь Кинешмы.

Пройдя по идущей вверх от пристани узкой улочке, мы оказались на просторной, холмистой, центральной площади города - площади Революции, окружённой старинными двухэтажными особняками, все они отреставрированы, и в них находятся магазины. Здесь же на площади расположены сохранившиеся торговые "Красные ряды"- длинное, двухэтажное, старой постройки здание из красного кирпича. В центре площади - памятник кинешемскому воеводе Фёдору Боборыкину. В период Смутного времени кинешемское ополчение под предводительством воеводы Фёдора Боборыкина участвовало в сражениях против отрядов поляков и примкнувших к ним изменников.

Недалеко от площади Революции, на высоком волжском берегу стоит Собор Успения Пресвятой Богородицы, он как маяк виден с дальних подступов Волги.
Мы шли в Кинешемский художественно-исторический музей по Волжскому бульвару и по извилистым, то поднимающимся вверх, то плавно спускающимся улицам, улочкам и переулочкам - рельеф местности живописный, холмистый. Вдоль асфальтированных дорог стоят двухэтажные дома, разные: есть сохранившиеся купеческие особняки девятнадцатого, начала двадцатого века, есть дома деревянные с резными наличниками на окнах, и часто встречаются такие, в которых первый этаж каменный, а второй деревянный.
А во дворах, двориках, на газонах - повсюду цвели одуванчики, они смело пробивались к свету через трещины на асфальте, они цвели на детских площадках, они, будто капельки весеннего солнца, украшали город; а ещё цветущая сирень, её пленительный аромат так подходит Кинешме!
В Кинешемском художественно-историческом музее, расположенном в здании постройки 19 века, представлена обширная экспозиция: есть картины известных художников - Левитан, Айвазовский, Шишкин, Коровин, есть произведения современных местных художников. Небольшой, уютный, замечательный музей.

Вдоль Волги тянется Волжский бульвар - главная достопримечательность Кинешмы. С одной стороны бульвара - широкая, полноводная Волга, а с другой - красивые старинные особняки бывшей знати, сейчас приспособленные под административные цели.
На берегу Волги находится Кинешемский драматический театр имени А.Н.Островского - современное здание из белого камня, на передней стене его - большой портрет великого драматурга. Неподалёку от театра - памятник Ленину.

"А напоследок я скажу..." - эти строки известного романса на стихи Беллы Ахмадулиной невольно вспоминались, когда мы шли по Волжскому бульвару, где как будто присутствовала атмосфера кинофильма Эльдара Рязанова "Жестокий романс": тенистые аллеи вековых лип, ажурные беседки на краю высокого берега реки, а внизу деревянная пристань, почти как та, в фильме, и пароход (теплоход) на причале.

     А напоследок я скажу:
     Прощай, любить не обязуйся.
     С ума схожу.
     Иль восхожу к высокой степени безумства.
     Как ты любил? Ты пригубил погибели.
     Не в этом дело.
     Как ты любил? Ты погубил.
     Но погубил так неумело.
     А напоследок я скажу…

Съёмки фильма "Жестокий романс" проходили в нескольких городах на Волге. Я хорошо помню волжские набережные, которые видела, но эта, в Кинешме, подходила, мне кажется, лучше всех.
Перед нами был восхитительный вид: алый диск закатного солнца, опускающийся за горизонт, светящиеся розовым сиянием облака, голубое небо, сверкающая солнечная дорожка на поверхности воды, чайки, плеск волн, плывущие баржи, безмятежная широкая Волга, а чуть позже ещё и нежный, сладкий запах лип, расцветающих на бульваре.
Любуясь этой чУдной картиной, мы возвращались к пристани.

- Название Кинешма звучит как-то непривычно. С какими словами оно созвучно? - спросила я мужа. - Ничего кроме Кинешма-вишня я не придумала, ещё вот яшма.
- Слоги в этом слове вроде бы не сочетаются между собой, - согласился муж. - Ки-неш-ма, похоже на лоскутное одеяло, где все кусочки разноцветные. Сравни: Са-ма-ра или Кост-ро-ма, или Во-лог-да. В этих названиях слоги словно перекатываются с одного на другой, а в слове Кинешма они...
- Они спотыкаются о камешек - о букву "ш", - добавила я.
- Ты, конечно, помнишь народную песню о Степане Разине, - объяснял мне муж. - "Из-за острова на стрежень... острогрудые челны... Стенька Разин, обнявшись, сидит с княжной..." А потом "поднимает он красавицу княжну и за борт её бросает в набежавшую волну". Есть легенда, будто челны проплывали именно в этих местах, и будто княжна спросила Степана Разина: "Кинешь-мя?" Отсюда и название Кинешма. Чушь конечно. События, связанные со Степаном Разиным, были на двести лет позже первого упоминания о Кинешме. До прихода славян здесь жили финноязычные племена, в которых главными были мерянские. Они и дали название местности, назвав её Кинешма, что в переводе с мерянского означает "глубокая тёмная вода".
- А мне кажется, название Кинешма звучит тепло и уютно, и вспоминается что-то домашнее, вкусное, - я задумалась. - Например: весна, цветущая сирень около распахнутого окна, самовар на столе и ароматный, только испечённый и ещё горячий пирог.
- С вишнями, - улыбнулся муж. - Ты забыла, Кинешма - вишня.

Шелест лип на бульваре, золотые купола храмов, улочки-переулочки, одуванчики, сирень, красавица Волга...
Как хорошо, что я увидела тебя, милая Кинешма!


На это произведение написаны 22 рецензии      Написать рецензию