Теорема Ферма

      Высокий, худощавый, немного сутулый немолодой уже мужчина в клетчатом коричневом костюме и в толстых роговых очках подбоченясь стоял возле окна аудитории, выходившего на набережную, и наблюдал за расположившимися на льду реки любителями подледного лова. Время от времени он глубоко затягивался и выпускал в открытую форточку клубы едкого табачного дыма. Эта пагубная привычка преподавателя лишь поначалу шокировала студентов физмата, но после года учебы казалось, что только беременные девушки испытывали стойкое её неприятие.
      Матеуш Болеславович Касинский,  декан факультета и доцент кафедры математики, помимо науки питал слабость к классической музыке и, в случае хорошей афиши, был непременным посетителем областной филармонии. Наделенный природой незаурядным чувством юмора потомок древнего дворянского рода, нет-нет да подчеркивавший свое происхождение, хотя это и не считалось хорошим тоном в период строительства коммунизма, на протяжении уже многих лет был идейным вдохновителем факультетских КВНщиков. На экзаменах или зачетах для своих подопечных делал определенные послабления, но только не любил, когда кто-то этим просто пытался воспользоваться…
      Жора Озеров любил математику, хоть и не был уверен в абсолютной твердости своих знаний по сдаваемому предмету. Однако, другая математическая наука подсказывала: если выучил больше половины вопросов, значит, есть надежда на успешную сдачу. Плюс резонно ожидаемая лояльность преподавателя к постоянному участнику факультетских и институтских юморин…
      Матеуш Болеславович продул мундштук, убрал его в нагрудный карман пиджака и, не отходя от окна, обратился к отвечающему в этот момент студенту:
      - Так-с… С этим вопросом все ясно. А что Вы, Георгий Васильевич, можете сказать о теореме Ферма?
      Студент изложил её формулировку. Кроме арифметического выражения на листе черновика информации по данному вопросу не было. Жора что-то вспомнил про известного ученого, другие его труды, про других ученых, возможно, имевших отношение к теме.
      - У Вас всё по данному вопросу? – приближаясь к столу с зачетками, уточнил экзаменатор.
      По спине студента пробежал зловещий холодок. Готового доказательства в голове не было. А с которого краю к нему подступиться Жора тоже не знал, поэтому с волнением и нотками вины в голосе ответил:
      - Я знал. Я доказывал её вчера вечером, когда готовился к экзамену…
      - Интересно, - становясь возле стола лицом к студенту и изобразив на лице озабоченность и изумление, продолжил Касинский, - Вы доказывали Великую теорему Ферма?
     - Да. Вчера как раз с ней разбирался…
     - И как? Разобрались? – ехидно улыбнувшись и обнажив потемневшие от никотина зубы, продолжил допытываться экзаменатор.
     - С трудом, но все-таки разобрался…
     - И доказать удалось?
     - Да, удалось, - уверенно ответил студент. В душе у него появилась надежда на успешную сдачу экзамена. – Попутался, конечно, сначала. Но потом понял логику и доказал…
      Касинский сел на стул и склонился в сторону студента.
     - А сейчас можете повторить доказательство? Если надо, я подожду. Мы все подождем, - на лице преподавателя появилась сдержанная улыбка, и он, кажется, впервые за время экзамена, бросил взгляд в аудиторию.
      - Нет, не смогу. Я его забыл и никак не смог вспомнить, - в голосе студента звучала досада.
      - Вы, Георгий, вполне достойно подготовились к экзамену и ответили неплохо. Я бы Вам поставил оценку, и Вы пошли бы спокойно готовиться к следующему экзамену. Но ни Вы сами, ни я, да что мы, вся мировая наука Вам бы этого не простила. Вы же доказали теорему, над которой ученые умы бьются уже триста лет, и совершенно безответственно доказательство ее просто забыли. Мировая математика Вам точно этого не простит! Так что, молодой человек, берите зачетку и приходите на пересдачу… И, пожалуйста, не забывайте больше доказанных Вами теорем, Вам еще не один год в вузе учиться…


На это произведение написана 21 рецензия      Написать рецензию