Курортные забавы. Письма другу

           Письмо 1
                                                          
                                                                                        Привет, Лёха!
          Ты, конечно, удивляешься, читая это письмо:  не успел человек уехать на отдых, как уже отправляет послание! Не удивляйся. Просто мне здесь не с кем поделиться своими впечатлениями, и к тому же я привык к интернету, а как раз тут неподалёку в библиотеке позволяют им пользоваться. На мои письма можешь не отвечать. Можешь даже не читать их, если тебе не хочется. Я не обижусь, зная твою чрезвычайную занятость.
          Ну, а теперь о главном. Море – великолепно! Голубое, сияющее, спокойное и тёплое! Я приехал вчера утром и купался уже несколько раз! Восторг и счастье! Испытываю громадное желание просолиться насквозь! Очень жаль, что ты не можешь разделить со мной это наслаждение.
          Живу я в небольшом отеле, который называется «Зелёный рай». Здесь чисто, уютно, во дворе розы, пальмы, кипарисы, агавы и другая экзотика, как и полагается быть в крымском раю. До моря – десять минут ходьбы. С питанием проблем нет.
          Сегодня, чтобы посмотреть на берег с моря, я заплыл далеко за буёк. То, что я увидел, меня несколько огорчило: вид с моря сильно изменился в худшую сторону с тех пор, как я здесь был в последний раз. Конечно, этого следовало ожидать, ведь прошло не менее двадцати лет. Когда-то я любовался с моря зелёными холмами, сплошь покрытыми растительностью. И только два – три дома виднелись на её фоне. Теперь же растительности почти не осталось. Невысокие горы застроены белыми зданиями санаториев и пансионатов. Ты скажешь, что это – прогресс, а прогресс не остановить. Конечно, всё так. Но мне всегда жаль видеть, как гибнет красота, уступая место воинствующему прогрессу.
          После купания прошёлся по главной улице, идущей вдоль пляжей. С трудом находил знакомые мне ориентиры среди новых зданий. Много торговых точек, которые закрывают вид на море и набережную с красивой узорчатой мостовой. Снести бы хотя половину этого хлама!
          Между прочим, я сделал для себя небольшое открытие. Я-то думал, что власти Алушты переименовали район, в котором я поселился, из «Рабочего уголка» в «Профессорский» только для того, чтобы без особых хлопот повысить его статус и значимость. А оказывается, они просто вернули местности старое название, которое появилось ещё в царское время, когда здесь действительно строили свои дачи профессора и писатели.
Некоторые из этих домов сохранились. В них открыты музеи, которые я намерен посетить.
          Ну, на сегодня всё.
          Твой друг Арсений.

          Письмо 2
                                                                                   Здравствуй, дружище!                                          
          Приглядываюсь к отдыхающим. Пляжная публика однообразна в своём поведении и одежде, впрочем, как всегда. Люди валяются на стоящих рядами лежаках, подставляя лучам солнца всё тело или отдельные его части. Прогревшись основательно, отправляются в море. Я заметил только одну нестандартную особу, которая вела себя иначе. В глубокой тени под навесом она сидела на лежаке с прямой, как у балерины, спиной, держа высоко голову. На её голове красовалась громадная соломенная шляпа, делавшая её похожей на даму из девятнадцатого века. Казалось, что барышня кого-то ищет или ожидает. Она поворачивала голову, устремляя то направо, то налево взгляд больших тёмных глаз. Я с интересом наблюдал за нею исподтишка. Хотелось узнать, кто к ней придёт. Но потом стало жарко,  я ушёл купаться и забыл о незнакомке.
          После обеда я решил посетить дом-музей академика А.Н.Бекетова, благо он оказался недалеко от моего пристанища. Скажи, пожалуйста, много ли ты знаешь о творчестве этого архитектора? Думаю, что нет. И я тоже. Мы с тобой хорошо знакомы с работами основоположника физической химии Н.Н.Бекетова. Так вот А.Н.Бекетов – его сын. А работал он, в основном, на юге России и на Украине.
          Сегодня я впервые имел возможность увидеть одно из его творений. Это – дача, которая была построена по его проекту в 1896 году и в которой и располагается музей. Архитектура дома необычна для Крыма, так как в ней использованы элементы мавританского стиля. Помнишь «Дом дружбы», бывший особняк А.А.Морозова, на улице Воздвиженка? К этому стилю в доме Бекетова, как объяснила экскурсовод, относятся деревянные аркада и  ажурная ограда  веранды, тонкие стойки, зубцы по контуру плоской крыши, небольшие башенки по её углам, напоминающие о минаретах. Мне же особенно понравилось декорирование наружных поверхностей каменных стен. Очень красиво!
          Среди экскурсантов я заметил ту самую барышню, которая привлекала моё внимание утром на пляже. Здесь она была без шляпы, и я увидел, что у неё волосы апельсинового цвета, а в каждое ухо вдеты по три серёжки. Девушка явно стремится к эпатажу. Но самое удивительное то, что она со мной познакомилась! Повторяю, не я с ней, а она со мной! Ты же знаешь, что я никогда не пользовался успехом у женщин. И не красавец, и ростом не вышел. Правда, незначительная проседь в шевелюре, как будто, придаёт мне благородство.
          И вот, оказывается, что это именно меня она так настойчиво выглядывала на пляже! Иначе как же можно объяснить следующее её поведение. Она подошла ко мне и спросила, не знаю ли я, сколько времени. После моего ответа она продолжала оставаться рядом со мной, то задавая незначительные вопросы, то обмениваясь со мной репликами по поводу того, что нам показывали и рассказывали в музее. Так, вместе мы обошли несколько выставочных залов, рассматривая личные вещи академика, исторические документы и картины кисти самого Бекетова и его современников. Было интересно.
          Расставаясь, мы договорились с ней вместе сходить на музыкальный концерт, который должен состояться завтра  в этом же музее.
          Зовут её Клара.
          До завтра. Арсений.

          Письмо 3
                                                                                   Привет, друг!
          Рад, что ты нашёл возможность прочитать мои письма и ответить на них. Ценю твой юмор. Нет, это не та Клара, у которой Карл украл кораллы и которая украла у Карла кларнет. Знакомая мне Клара действительно музыкантша, но кларнет ей не нужен, так как она пианистка, точнее, преподаёт в музыкальной школе детям игру на фортепьяно.
          Хочу объяснить моё отношение к ней. Ты хорошо знаешь сложные обстоятельства моей личной жизни и поймёшь, если я скажу, что в данное время мне не нужны скоротечные курортные романы. Ещё меньше я настроен на то, чтобы думать о серьёзных отношениях. Но я понимаю, что на отдыхе всё-таки лучше иметь какую-нибудь компанию, хотя бы состоящую из одного человека. Вдвоём интереснее и веселее. Поэтому я не стал отказываться от общения с красивой девушкой, которая продолжает оказывать мне знаки внимания.
          Теперь расскажу о концерте. Дело в том, что в музее Бекетова стараются сохранить традиции старинной дачи, связанные с приёмом гостей, поэзией и музыкой. В нём открыта творческая гостиная, которая используется для разных встреч и выступлений. Мы были на концерте, посвящённом модерну и авангарду в музыке. Как ты знаешь, я не поклонник этих течений в искусстве. Но я никогда не отказываюсь от возможности узнать для себя что-нибудь новое.
          Мне понравилась гостиная. Уютное помещение, вмещающее человек пятьдесят, находится на втором этаже музея. Мы поднялись туда по узкой крутой лестнице. Перед выступлением музыкантов нас просветили, рассказав немного о музыкальных стилях, которым был посвящён концерт. Я узнал, что оба стиля возникли из-за стремления композиторов к обновлению музыкального языка. Сам-то я думаю несколько иначе. По моему мнению, причиной возникновения новых стилей в любом искусстве является стремление амбициозных деятелей этого искусства сделать что-то своё, что в корне отличалось бы от сделанного другими людьми, чтобы выделиться на общем фоне, произвести впечатление, запомниться.
          Стиль модерн, появившийся в конце девятнадцатого века и пользовавшийся популярностью в течение лет тридцати, отличался декоративностью и ритмической новизной. Перед нами выступили отличные музыканты, лауреаты разных конкурсов. Они исполнили ряд произведений русских композиторов – представителей этого стиля: Рахманинова, Скрябина, раннего Стравинского. Мне особенно понравились романсы и этюды-картины Рахманинова.
          Интересно было узнать, что термин «авангард» можно относить только к академической музыке. Ни джаз, ни поп-музыка сюда не включаются. Зато часто он используется для характеристики работ радикальных композиторов. Нам продемонстрировали одну из таких работ Джона Кейджа «Четыре, тридцать три».
          Вообрази следующее. К пианино подходит изысканно одетый молодой человек во фраке и с бабочкой на шее. Приподняв фалды, садится на стул и поправляет ноты на пюпитре, при этом крышка инструмента уже открыта. Правой рукой берёт какой-то приборчик, левой закрывает крышку пианино, показывая всем своим видом, что сейчас он будет исполнять произведение. Далее с помощью приборчика в правой руке издаёт короткий высокий звук, видимо, сигнал, что исполнение начинается,  и застывает с поднятой правой рукой и лежащей на колене левой рукой. Так он сидит неподвижно в течение тридцати секунд. Столько времени длится первая часть произведения. Затем он открывает крышку пианино, издаёт тот же высокий звук сигнала и принимает расслабленную позу, как человек, который отдыхает после трудного исполнения. Через некоторое время все его действия повторяются, только теперь неподвижное сидение с поднятой рукой длится одну минуту и тридцать секунд. Третья часть произведения точно так же продолжается две минуты и двадцать три секунды. Всё вместе – четыре минуты и тридцать три секунды, что соответствует названию произведения. Затем пианист поднимается, раскланивается и под аплодисменты публики уходит.
          Не правда ли, это очень похоже на «Чёрный квадрат» Малевича? Деятели искусства так стремятся удивить публику, что создают творения, которые перестают быть искусством. Искусство подменяется философствованием. Кейдж, например, считал, что содержанием каждого фрагмента его «гениального» произведения являются те звуки окружающей среды, которые слышны во время «исполнения», а совсем не тишина. Мы слышали глухое покашливание, скрип стульев, шум проезжавших на улице машин. На музыку это никак не было похоже. Конечно, тут можно задать вопрос: что такое музыкальный звук, и чем он отличается от немузыкального? Но я совсем не хочу углубляться в философствование.
          Между прочим, Клара сказала, что эта вещь по-разному исполняется разными музыкантами. Иногда крышка пианино открыта, и руки исполнителя держатся застывшими над клавиатурой.
          Письмо получилось длинное. Заканчиваю. Пока.
          Арсений.

          Письмо 4
                                                                              Здравствуй, Алексей!
          Близится к концу четвёртый день моего пребывания в славном городе Алуште. Я полюбил пляжный отдых. Покой и нега! Сверкающее море и голубое небо с парящими в нём красочными парапланами.
          Интересно наблюдать за жизнью на берегу. Вот приближается черноволосая торговка в белом переднике и разноцветном платке на плечах. Она тащит большую корзину и звонким голосом выкрикивает: «Вкусные, горячие пирожки с яблоками, капустой и картошкой!» На её крик и аппетитный запах устремляются отдыхающие. Видимо, пирожки действительно вкусные, так как торговля идёт бойко. Проходит мимо высокий загорелый мужчина со связкой вяленой рыбы, распространяя завлекающий аромат. Двое  подростков проносят чан с вареной кукурузой. Никто из торговцев не остаётся без внимания. А вот идёт живописная группа, состоящая из двух клоунов и красивой девушки в длинном нарядном платье, утянутом в талии. Они призывают посетить спектакль приезжего театра.
          Не менее интересные картинки разворачиваются на воде: то проносятся скутеры, демонстрируя ловкость управления, то проплывает влекомый моторной лодкой так называемый «банан» с сидящими на нём верхом людьми. Тут и там снуют водные велосипеды. Между прочим, на таком велосипеде я сегодня покатался с Кларой. Эта девушка продолжает оставаться для меня загадкой. Я видел, как двое симпатичных юношей пытались завязать с нею знакомство. Но она почему-то отдаёт предпочтение мне! Почему?
          Продолжая выполнять свою программу изучения местных достопримечательностей, посетил музей писателя И.С.Шмелёва. Клара, разумеется, меня сопровождала. К стыду своему, должен признаться, что я не читал произведений этого автора. А следовало бы! По возвращению в Москву думаю прочесть его «Солнце мёртвых». Эта книга была опубликована в 1924 году, когда писатель был уже в эмиграции, и принесла автору всемирную известность. Работа посвящена описанию страшных преступлений, совершённых красными в Крыму в 1920-21 годах. Как раз в это время Шмелёв жил в Алуште и был свидетелем террора. В это же время был арестован и расстрелян сын писателя – офицер царской армии. Немецкий писатель Томас Манн так сказал об этом произведении: «Прочтите это, если у вас хватит смелости». Надеюсь, у меня хватит.
          Музей находится в небольшом домике, расположенном на той же горе, что и музей Бекетова, только выше. Это бывшая дача Бекетовых. Так что я познакомился  ещё с одной постройкой архитектора Бекетова, выполненной, на этот раз, в классическом стиле. В центре фасада крыша поднимается треугольником – намёк на портик. Под большими окнами – ряды балясин, выступающих над поверхностью стены только наполовину. Дом глинобитный. В нём всего две комнаты и веранда.  От дома открывается красивый вид на море.
          На сим кончаю.
          Твой друг Арсений.

          Письмо 5
                                                                   Солнечный привет из Профессорского уголка!
          Сегодня я совершил восхождение на Орлиную гору. Мне хотелось посетить дом-музей С. Н. Сергеева-Ценского. На вершину горы ведёт отличная извилистая дорога, обсаженная кипарисами и другими южными растениями. Я шёл по ней и наслаждался видами на морские просторы. По мере того, как я поднимался всё выше и выше, широта охвата взглядом морской глади возрастала. У горизонта виднелись различные суда, плывущие по своим морским делам. Пахло сухой травой и какими-то цветами. Я был один, так как  Клара на этот раз была чем-то занята.
           Наконец, цель моя была достигнута. Я увидел вход в усадьбу писателя. Помню, как в школьные годы меня потрясла  его эпопея «Севастопольская страда». Изумляло обилие представленных действующих лиц и яркость описания сражений. Поэтому мне было очень интересно побывать в доме, где не только было написано это произведение, но и создано ещё много других  работ, а также познакомиться с фактами из жизни писателя.
          Я узнал, что его отец был участником Севастопольской обороны в 1854-1855 годах. Сам писатель принимал участие в русско-японской войне, а в начале Первой мировой войны служил офицером в Севастополе. Поэтому понятен его интерес к Севастопольской битве. В Крыму Сергеев-Ценский жил с 1905 года, когда он приобрёл земельный участок на склоне Орлиной горы и вскоре построил дом по собственному проекту. Вокруг дома посадил фруктовый сад и кипарисовые аллеи. Всё было разрушено во время Отечественной войны. Писатель в это время находился в эвакуации. После войны он вернулся в Крым и восстановил и дом, и сад, и даже кипарисовые аллеи. Недалеко от дома – его могила с памятником из диабаза.
          При знакомстве с литературной экспозицией музея я с интересом следил за тем, как с течением времени менялось отношение писателя к действительности. Ведь сначала он не принял революции, считая её разгулом жестокости. Наверное, поэтому его главные произведения повествуют о жизни до революции. Но постепенно по мере того, как крепнет страна, его взгляды изменяются. Во время войны с немцами он создал ряд работ, посвящённых современным событиям.
          Между прочим, псевдоним «Ценский», прибавленный писателем к своей первоначальной фамилии, происходит от названия речки Цны, протекающей через Тамбов, где писатель жил в детстве.
          Море сегодня не спокойно. Возможно, завтра будет штормить.
          До завтра. Арсений.

          Письмо 6
                                                                            Лёха, дружище, здравствуй!
          Наконец-то ко мне пришло понимание того факта, почему Клара предпочитала меня другим мужчинам, несмотря на то что они моложе и интереснее меня! Но расскажу всё по порядку.
          Как я и предполагал, море сегодня действительно штормило. Я всё-таки проявил мужество и залез в воду. Когда вылезал, накрыло волной. Признаюсь, было жутковато, но вместе с тем и очень приятно находиться внутри пенистой тёплой субстанции. Вообще, купание было запрещено, и мы с Кларой решили съездить в Парадиз.
          Мы вошли в парк и вскоре оказались на великолепной мраморной лестнице, ведущей вниз по склону горы в направлении моря. По сторонам лестницы возвышались кипарисы. Лестничные марши чередовались с обширными площадками, украшенными мозаичными полами и скульптурами. С площадок можно было обозревать экзотические растения, посаженные вокруг лестницы. Некоторые из них были снабжены табличками, как в ботанических садах. Спустившись по лестнице, мы дошли до площадки, где стояла скульптура богини Ники. Отсюда открывался восхитительный вид на морские просторы. Но до самого моря было ещё далеко. И мы продолжали спускаться в сторону побережья по дорожкам и аллеям парка, любуясь встречающимися статуями, беседками и растениями. В одном из уголков парка мы увидели японский сад, украшенный громадными камнями, в другом – греческий с колоннадой.
          Долгое пребывание вдвоём и романтическое окружение располагало к откровенности.  Клара рассказала мне, что была замужем, но разошлась с мужем, так как он стал пить. Теперь она воспитывает двух прекрасных деток, которые, пока она отдыхает в Алуште, находятся на даче у мамы. Тут, наконец, я осознал, почему Клара предпочитала меня другим мужчинам. Она просто видела во мне человека, подходящего на роль отца  для её детей.
          На откровенность мне пришлось ответить откровенностью. Я сообщил ей об обстоятельствах моей жизни, которые делают меня не вполне свободным.
          Расстались мы, как обычно.
          Всего доброго. Арсений

          Письмо 7
                                                                     Здравствуй, Лёха!
          Вот, и подошёл к концу мой короткий отдых. Завтра я улетаю. Так что это моё письмо к тебе – последнее. Шторма сегодня, как не бывало. Море успокоилось за ночь. Весь день солнце ярко сияло с чистого неба. Морская вода приятно холодила тело. Размеренная пляжная жизнь была прекрасна, как всегда. Уезжать не хочется. Наверное, это хорошо. Это значит, что отдых удался.
          Видел Клару. Она проводила время на пляже в обществе седоватого мужчины средних лет. Встретившись взглядом со мной, когда я проходил мимо, она равнодушно мне кивнула. Не знаю почему, но что-то защемило внутри меня. Ну, да всё хорошо!
          До скорой встречи. Арсений.