Рембрандт. Аристотель и Гомер


 Рембрандт много работает над портретом, много пишет мастихином, создаёт свои лаки и краски, состав их до сих пор загадка для исследователей. Его главная задача- раскрыть чувства и мысли человека. Он ищет свои главные детали, акценты- это лицо и руки... На этом он особо концентрируется. Мне очень нравится работа более позднего периода - очень взвешенная, гармоничная, по цвету просто сказочная, несмотря на лаконизм цвета, использует, как всегда, три краски, и с глубоким философским смыслом - это «Аристотель перед бюстом Гомера»(1653г.) Её он писал для сицилийского богача, известного итальянского мецената- Антонио Руфоо, который заплатил за неё огромные по тем временам деньги, в восемь раз больше, чем платили за картину в среднем.
Эта работа относится к периоду, когда на родине у него дела шли плохо, а за её пределами его очень полюбили. Вот и Антонио захотел в свою коллекцию живописи прибавить жемчужину Рембрандта - написать Аристотеля... Видимо, у него была своя причина на этот заказ. Возможно, его восхищала античность,как и многих в то время, оборачивались к древности, антике, и мудрый Аристотель волновал его сознание. И Рембрандт решил написать его так- в диалоге с Гомером и собой... все творцы духа, вот истина.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.), ученик Платона, 20 лет учился в его Академии, он всегда высоко ценил своего учителя, но в то же время это не мешало ему его критиковать. Фраза «Корень учения горек, а плод его сладок» принадлежала именно этому философу и «Платон мне друг, но истина дороже», — говорил Аристотель  - величайший ученый - энциклопедист, систематизатор и философ античного мира. Он родился в Македонии в семье врача царской семьи и был воспитателем Александра Македонского, будущего македонского царя. Мальчику тогда было 13 лет. В Афинах основал свою философскую школу, которая была названа "Ликей"( отсюда- лицей). Аристотель любил читать лекции, прогуливаясь по дорожкам сада со своими учениками... хотя у него был дефект речи, его слушали с восхищением, и Цицерон описывал слог Аристотеля как «реку золота».
   После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, (который принял смерть, выпив чашу с ядом - цикутой) избавить афинян от нового преступления против философии. На портрете философ одет в наряд 17 века - тонкого шёлка рубашка с пышными рукавами и бархатный жилет, а на голове бархатная шляпа. На Аристотеле большая серебряная цепь с медальоном. На медальоне изображение его воспитанника- Александра Македонского, как утверждали эксперты. Прошло время, а слава его осталась в веках. Знаменитый скульптор того времени Лисипп создал портрет Гомера тоже не случайно. В таких работах выбор всех деталей всегда не случаен. Каждая деталь говорящая, нужно только думать- Почему он выбрал это,а не другое? Гомер слеп, но видит душой больше, чем любой зрячий.
Рембрандт увлекался скульптурой и собирал много различных коллекций - картин, особенно итальянцев, гравюр, бюстов, стекла, оружия, различную утварь из -за которых совершенно разорился к концу жизни. А бюст Гомера, весь светится, очевидно,он  из мастерской художника - здесь, как дань великому поэту, которого он почитал и где-то втайне считал равным...- я так думаю. Да и Аристотель ему равен - одежда не случайна на нём 17 века. Они все единомышленники, одной крови и все в поисках истины. Мне эта картина напоминает сцену из Шекспира- «Бедный Йорик!». Я словно подслушиваю его мысли... Он стоит погружённый в раздумья о мире и человеке, о красоте и природе искусства, о тщетности жизни, о смерти, о душе...
Высшее земное существо – человек, и трактат "О душе" целиком посвящен исследованию его природы.Что же такое душа- это тайна, загадка... Аристотель в раздумьях... и как будто не всегда находит ответы на свои вопросы и ведёт незримую беседу с другом. «Как жизнь быстротечна... и как велик человек в своём творчестве, как и этот слепой старик Гомер, который пережил всё на этом свете и живёт вечно...» - читаю его мысли. Они даже чем - то похожи... Здесь они в диалоге о времени и о себе.  А может, это безмолвный разговор двух исследователей поэзии. У них много общего- любимая поэзия! Ведь Аристотель написал прекрасную книгу «Поэтика». И в ней он из всех видов искусства на первый план выдвигает поэзию, а трагедию ставит в ней превыше всего. Знание жизни даёт ему это право. В трагедии человек переживает самое высокое чувство- катарсис...очищение души... Возможно, эта картина - философское обобщение? Где он раздумывает о своей жизни, ведь он приближается к её завершающей черте, а что дальше? Хотя, ему всего лишь 62 года- феномен смерти волнует его. Что же такое жизнь - комедия? Трагедия? И что там, за последней чертой? Возможно, он подводит итоги и думает о достойном уходе. Смерть его была загадочной:  Аристотель покончил жизнь самоубийством. Видимо, на то были важные причины, конфликт с действительностью, который он не смог разрешить...по- философски...
Ум человека всегда есть и будет в моде. Поэтому и Рембрандт, как и многие его современники, пытается найти ответы на вопросы бытия и обращается к Аристотелю, как великому авторитету всех времён, много размышлявшему над разными темами бытия - о добродетели, которая от природы не даётся, а является благоприобретённым качеством человека, о зависти, которую он осуждал, так как не понаслышке знал, что она к добру не приводит... Сколько кругом завистников! Этот человеческий яд, куда более действенный, чем яд гремучей змеи... он отравляет жизнь многим людям.  Обращаясь к такой философской теме, Рембрандт показывает, что его интересуют вечные вопросы смысла жизни, бытия, её ценности, предназначения человека, на которые он ищет ответы в своём творчестве.
Они ещё имеют время для своей беседы... вечность не торопится. Такое впечатление, что врата вечности находятся в этом помещении... они открыты, но в любую минуту могут сомкнуться... А что за этим?
Композиция картины гениальна - все образы связаны между собой неразрывной серебряной цепочкой, вершина приходится на изображение Аристотеля - всё видно по световым пятнам. Здесь встретились все времена- настоящее, прошедшее и будущее...
Картина завораживает и заставляет ещё о многом задуматься.
21.07.2017

*картина "Аристотель с бюстом Гомера" Рембрандт ван Рей.музей Метрополитен.
**Скульптура головы Аристотеля  работы Лисиппа находится в Лувре.
   
 


На это произведение написаны 3 рецензии      Написать рецензию