В круговерти... Глава 4

                        
                                                                     
   - Спасибо всем, кто в трудную минуту не бросил камень в спину, не предал. Спасибо, кто не сеял сплетни, смуту, плечо подставил, - словом, поддержал. Спасибо, что откликнулся мгновенно – пришёл на помощь с чистой душой. Спасибо всем, кто рядом есть со мной. Трудно и страшно почувствовать себя лишней там, где недавно была необходимой, - читаю страницы из дневника для изречений-афоризмов своей Маргариты, которая продолжает записи после матери, моей тёти Варвары. Всё в памяти умной и прекрасной её дочери Маргариты. Снова я с ней, дорогой для меня Ритой. Сидим и вместе вспоминаем радостное и печальное, настоящее и прошлое, былые времена, прожитые мной и Маргаритой  при Варваре-матери. 
- Роза, спасибо тебе за подаренные мне книги! Все твои книги я и мои дети перечитали. Ты права, говоря: « Расставания и встречи, радости и печали, слёзы и смех! Всё смешалось в этой жизни, в круговерти… «  Мы с тобой пережили всё: хорошее и трудное, тяжёлое и радостное, -  говорит, рассказывает мне Маргарита. – Мама научила меня всему: она сама ткала, шила, она и меня сажала за ткацкий станок. Не помню, чтобы мама отдыхала. Целый день на работе, а дома шила, вязала, а ночью с папой вместе молотили лён или коноплю. В бане сушили лён, трепали, потом мама пряла тонкие суровые нити. Пряла, пряла, пряла. Ткала на станке полотно в клеточку, полоску с каким-то рисунком. Я сохранила кое-что как память. Хочешь, я тебе покажу кусочки этого красивого полотна? – сказала и отправилась в свою комнату, принесла кусочки изумительного полотна с красочными полосками, разноцветными рисунками.
- Спасибо! Это же настоящая ткань, не отличишь от фабричного материала. Какая прелесть и память о твоей матери-мастерице! Своё мастерство она передала тебе и твоим детям. Все вы шьёте, вяжете, вышиваете, мастерите. Наверно, поэтому Артур, твой сын, шьёт и даже открыл свою швейную мастерскую.
- Лён на огороде занимал немалую площадь. Когда он цвёл, от красоты сердце щемило. Поле синее, голубое. За огородом – поле ржи. Любила  пробежаться по ржаному полю. Выйдешь – вся одежда в нектаре. Такая благодать! Помню: осенью после уборки урожая вся деревня праздновала, сидят за одним столом и взрослые, и дети. Это была складчина. На праздник приносили кто, что может. Мама почти всегда пекла хлеб, пироги. Пили самогонку, домашнее пиво, другого напитка не было. Вкус маминого пива ты, Роза, знаешь.
-  Рита, и ты мастерица в виноделии, пиво варишь не хуже своей мамы.
- Да, всему меня учила мама. Умели работать, умели и веселиться. Знаешь, как пел мой папа! Заслушаешься! У него был приятный голос. Любимая его песня « В низенькой светелке огонёк горит», - сказала, и Рита запела эту чисто русскую, грустновато-нежную песню:
                          В низенькой светёлке                               
                          Огонёк горит
                          Молодая пряха                     
                          Под окном сидит.
                          Молода. Красива.
                          Карие глаза.
                          По плечам развита
                          Русая коса.
                          Русая головка,
                          Думы без конца…                                       
                          Ты о чём мечтаешь,
                          Девица-краса?
- Рита, поёшь ты замечательно! Мастерство пения ты переняла от своего папы. Сама поёшь – поют твои дети, внуки. Ты ещё и стихи пишешь. Помню: твой внук Саша участвовал в конкурсе русской песни в Республике Чувашии и на зональном смотре-конкурсе.
- Да, было такое. Он и сейчас поёт хорошо. Роза, спасибо тебе, что ты помогла маме найти могилу её дорогого, младшего брата Ивана. Она очень часто вспоминала и рассказывала нам о нём.
- Брат, который погиб у деревни под Старой Руссой? Это в Новгородской области. Я читала, прошлась по местам боёв и своими глазами видела братские могилы героев – защитников Старой Руссы и близлежащих деревень. Городу война нанесла самый большой урон. 5 июля 1941 года на город и его окрестности упали первые фашистские бомбы. Для захвата Старой Руссы и пригорода были брошены силы 16-ой фашистской армии под командованием генерала фон Буш. Немцы захватили не только город, но прилегающие деревни: Кочеренево, Соболево, Нехотицко, Козона.  Бои за освобождение города и его окрестностей шли уже в начале 1942 года.  Ожесточённые бои шли за каждый квартал, дом, площадь города и за каждую деревню. Медленно, день за днём солдаты преодолевали километры дорог, то наступали, то отступали снова. С большими потерями было освобождение села Парфино, затем других деревень. В одном из сражений участвовал младший брат твоей мамы Иван и погиб. Страшно: когда советские войска вошли в город, на каждом шагу они видели виселицы и пожары. Рита, напомни мне, что говорила твоя мама о своих братьях. И ещё тётя Варя (я это помню) рассказывала не только о дяде Иване, но и о Захаре, уроженце деревни вашей Барсуки, -  прошу Риту  я.
- Война закончилась. Начали возвращаться мужчины. Кто раненый, кто чуть живой. Тогда на нашем разъезде поезда останавливались на 1-2 минуты. Однажды остановился товарный поезд. Из него вытащили (сам он идти не мог) дядю Захара. Он попросил друзей выбросить на остановке, если доживёт до разъезда, и попросил сообщить о нём моей маме, что он жив и ждёт её. Мама бежала два километра, притащила дядю Захара домой в корыте. Мама начала его кормить с ложечки. Выходила и сообщила его жене, чтоб пришла за ним. Дядю переправили домой. Там же, тогда на станции, у товарного поезда раненый боец крикнул, что его друг Иван погиб под Старой Руссой. Это был мамин самый младший брат. Мама тяжело пережила гибель своего младшего брата. В начале войны была назначена его свадьба. Увы, свадьба не состоялась: он погиб молодым солдатом. Его могилу ты, Роза, нашла и видела, привезла маме горсточку земли. Спасибо тебе!
- Да, Рита, это небольшая братская могила у маленькой деревеньки под Старой Руссой. В списках погибших я нашла фамилию и имя твоего дяди, младшего брата тёти Вари, совсем юного солдата Каргапольцева Ивана. Братская могила находится прямо у живописной дорожки, окружённой берёзками, недалеко от леса и деревни. Нашла имя героя войны с фашистами – не смогла удержать слёз своих, защемило и моё сердце.  Где-то там же, недалеко, под Ленинградом, погиб мой отец.
    Воспоминания, воспоминания! Я дома одна, листаю и читаю страницы старой, чуть пожелтевшей общей тетрадки Маргариты, её записи о матери, отце, афоризмы самой тёти Варвары и её, Ритины. Мудрые, очень умные изречения. Вот некоторые из них:
- Не тот твой друг, кто за столом с тобой ест и пьёт, а кто в несчастии любом на выручку придёт, кто руку твёрдую подаст, избавит от тревог и даже вида не подаст, что он тебе помог.  И ещё:
- Теперь живу по принципу: кто захочет – придёт. Кому надо – позвонит. Кто скучает – найдёт. А кому я не нужна – и не надо.
  А вот тёти Варины слова: «…Нельзя сначала предавать, потом молить: исправлюсь, точно. Нельзя сначала принижать. Потом просить: »Прости за шутку!» Нельзя трусливо убегать, сказав, что вышел на минутку. Нельзя, вернувшись, сделать вид, что всё, как прежде, остаётся. Ведь жизнь на месте не стоит. За всё – всегда платить придётся…
  Мои размышления над афоризмами, составленными тётей Варей, самой Ритой или запечатлёнными в общей тетради, прервал телефонный звонок. Звонит Таня, дочь Маргариты, перед отъездом их в больницу на стационарное лечение её мамы, моей Маргариты:
- Тётя Роза, мы с мамой едем в больницу, она перед больницей написала несколько строк своего стихотворения. Я стихи её распечатала на листе,  Вам их передам. Хорошо?
- Танечка, конечно! Вечером прибегу к Вам, ты мне стихи мамы передашь. Счастливо вам! 
 Вот строчки очередного стихотворения Маргариты, Риты, романтической натуры:
                             Ивы над рекой девичьи косы
                             Опустили в чуткую струю.
                             Через лес, на дальние покосы
                             Я тропинкой узкою иду.
                             От росы ночной замёрзли ноги,
                             И чуть терпко пахнет ель моя.
                             А в кустах рябины у дороги
                             Слышен звонкий голос соловья.
                             И дорог мне и камушек заветный,
                             И тропинка, что в туман ведёт,
                             Для кого-то просто неприметный
                             Ручеёк, журчащий у ворот.
                             Старый пруд с водой зеленоватой,
                             Дружный хор лягушек по весне.
                             Лес, порой немного диковатый,
                             Светлячки, горящие во тьме.                           
                                            Июнь, 2017 год.
    Вот такая она, Маргарита, дочь замечательной, душевной и очень мудрой и доброй тёти Вари, русской женщины Варвары из деревеньки Барсуки!   


На это произведение написано 17 рецензий      Написать рецензию