Марта

              Во второй половине 1960-х годов, когда «ушли» со своего поста в Кремле Никиту Хрущёва в украинских сёлах постепенно в каждом дворе стала появляться своя отдельная корова (до этого  была на  двоих). Появилась она и в семье Ткаченко. Купили в соседнем селе у хозяев, переезжающих жить в район.  Кличка  осталась прежней - «Марта».
            
             Надя-третьеклассница вернулась со школы с продлённого дня вечером и сразу же направилась смотреть корову, которая появилась у них с утра в сарае. Октябрь в тот год выдался весьма прохладным. В это время из дома вышла с ведром в руках бабушка Оля и направилась  на вечернюю дойку. Любопытная внучка последовала следом. Несмотря на возражения «доярки»:
            - Наденька, не  подходи к ней близко, кто знает, что у неё «на уме»? Неизвестно, как с ней обращались прежние хозяева? Может она сейчас возьмёт меня на рога? Хотя с твоей  мамой в обед обошлась по-коровьи вежливо. Да и с папой, кажется, подружилась.
            - Вот видишь, бабуля,- заулыбалась девчонка, - ничего страшного не случится.
          
              Бабушка начала доить корову, а внучка, подойдя вплотную к ней, стала трогать  правой рукой рога. «Марта» внимательно посмотрела, кто перед ней стоит. Затем неожиданно завертела головой. Ещё мгновение и … Надя поняла, что ошиблась в отношении этого «милого» животного: корова левым рогом подхватила её под правую руку и подняла вверх.
           - Отпусти меня, отпусти! – кричала отчаянно внучка.
             
            Виновница же её слова, скорей всего, восприняла по-другому: стала свою «жертву» раскачивать как на качели. Никто не знает, чем бы эта «игра» закончилась, если бы не действия бабушки. Последняя отбросила в сторону ведро, вскочила со своего стульчика, схватила находящуюся в сарае длинную палку и ударила «хулиганку» по левому боку. Палка переломилась пополам. Тогда она начала бить корову кулаками со словами:
              - Отпусти внучку! Иначе мы тебя завтра отправим в район на мясокомбинат. Лучше будем без молока, зато ты  мою любимую Надюшку  обижать не будешь.
               
               Не успела бабушка Оля завершить свой гневный монолог корове, как та сразу же успокоилась, отпустила  внучку. После, глядя на неё, повертела головой и наклонила её.
               - Смотри, смотри, бабушка, - обрадовалась вдруг Надя, - она передо мной извиняется. - Не будем её на мясо отдавать? Правда?
               - Успокойся, внучка, я пошутила.
                  
               Когда домой вернулись родители, дочь стала им рассказывать о героическом «подвиге» бабушки. Однако те «подвиг» не оценили и отругали «спасительницу».
               - Мама, ты о чём думала вообще-то, подпуская внучку к незнакомой пока нам корове?- возмущалась дочка. – Мы же ещё не знаем её «характер».
                - Прости меня, Катя. Но ведь она же и с тобой, и со мной ведёт себя вежливо. Только Надя что-то ей не понравилась. Разберёмся.
                 - Разберись, мама.
               
                Прошло два дня. Бабушка внучку к «Марте» не подпускала. Та стала смотреть на всех «дружелюбно». Подумав, что животное исправилось, разрешила Наде принести  ведро воды. Когда оно оказалось пустым, то в считанные секунды висело уже на голове помощницы. Подхватив рогом ведро, «дружелюбная» корова подбросила его вверх, опускаясь  оно оказалось на внучке. Перепугавшись, та выскочила из сарая, своим видом напоминая крестоносцев после Ледового побоища. Теперь бабушка била корову, не жалея сил.
             
                На следующий день, не сказав дочери и зятю ничего, отправилась в район разыскивать прежних хозяев «Марты». С трудом, но нашла их. Разговорились. Наина, женщина лет тридцати пяти, побоявшись, чтобы корову не вернули обратно, стала наделять её всякими хорошими качествами, применяя соответствующую лексику.
               - Это, видимо, внучка у Вас такая нехорошая, что не может «найти общего языка» с животным. Пусть с кошками и собаками научиться сначала дружить, - настаивала она. – Таких коров, а ей всего десять лет, надо поискать.
             
               Ольга Владимировна внимательно слушала, не перебивая. Она пыталась понять, что скрывает от неё эта женщина.  Но никак не могла этого сделать, и, попрощавшись, собралась уходить.  На пороге встретилась с девочкой лет одиннадцати. Остановилась. Это была дочка прежней хозяйки коровы.
             
                - Мамочка,  я по рисованию получила «пятёрку», - с порога заявила Даша.- Единственная в нашем пятом классе.
              - Как это, дочка, тебе удалось? Ты же не любительница рисовать?
              - Нина Григорьевна, повесила  на доску картину с коровой  и просила нарисовать её.
               - Ну и что дальше?
                - Дальше я на картину не смотрела и нарисовала свою злющую «Марту». Хорошо, мамочка, что вы с папой её продали, а то бы я её убила. Она меня совсем не слушалась. Покататься на себе, как на лошадке не разрешала, сбрасывала на землю. Сколько я об неё палок переломала?
                
                  Мама вся покраснела: дочка поставила её в неловкое положение. Собиралась объяснить посетительнице, что это просто шутка, но не успела: гостья молча удалилась. Бабушка всё поняла. Находясь в автобусе, она всё думала, как ей поступить? И без молока в селе плохо, и за безопасность внучки тревожно? Вечером собрала семейный совет: он проголосовал за отправку «Марты» на мясокомбинат. При одном голосе «Против»: внучке  стало жаль «бестолковую» корову.
               
                Утром папа, взяв в колхозе отгул, стал выводить корову из сарая к грузовой автомашине, на которой работал. Рядом находилась его жена, тёща и дочка. Из сарая «Марта» вышла спокойно, но дойдя до машины, видимо, догадалась, что её ожидает. Начала жалобно на весь двор мычать. Затем подошла к Наде, вытиравшей на глазах слёзы (она давно любила животных), и стала облизывать ей лицо. Понятно, что у девчонки слёзы полились ручьём.
               - Папа, папочка, не надо сдавать её на мясо, – стала просить она. – Моя коровка хорошая! Правда, «Марта»?
             
                Та послушно кивала головой, поняв, что опасность миновала. Затем Надя взяла из рук отца верёвку и повела медленно корову в сарай.

               С тех пор они подружились. Подрастая, Надя под руководством бабушки-спасительницы училась корову доить. «Марта» же в это время стояла, не шелохнувшись, хотя надоедливые мухи и приставали к ней. «Жизнь» для неё оказалась дороже временных неудобств.
             


На это произведение написано 5 рецензий      Написать рецензию