Человеческая история 1. 8. Воспоминания

Глава 1.8. Воспоминания.

Такси остановилось прямо у подъезда. Ирина рассчиталась с водителем и вошла в подъезд. Анна Максимовна, увидев Ирину, мгновенно поднялась со своего стула и начала очень быстро рассказывать о каком-то письме.
– Понимаете, Ирочка, он вошел в подъезд и стал требовать, чтобы я вам позвонила. Я ему объясняю, что вас нет дома, а он не слушает. Тогда я спросила его, что ему от вас нужно и кто он. Оказывается, он какой-то Ди Эч Эль, и у него для вас письмо. Мне пришлось его очень долго уговаривать, чтобы он отдал письмо мне. Я, Ирочка, даже за это письмо расписалась в его папке!
– Спасибо вам, Анна Максимовна! Это был курьер. Он не просил оплатить доставку письма?
– Нет, он сказал, что доставку этого письма оплатил отправитель. Ирочка, а я все правильно сделала? Вы действительно знакомы с этим Ди Эч Эль?
– Анна Максимовна, вы все сделали правильно, спасибо вам большое. DHL – этот служба курьерской доставки. Можно я заберу конверт и пойду домой?
– Конечно, Ирочка, конечно, вот, возьмите. Извините меня, что я так долго объясняла.
– Не переживайте, спасибо еще раз и спокойной ночи.

Ирина поднялась на лифте на восьмой этаж, открыла дверь и увидела в своей квартире настоящий цветочный бутик. Цветы были в гостиной, на кухне, в холле и в ванне. Их не было только в спальне, так как Павлик всегда боялся экзотических цветов и возможной аллергии на них. Рядом с букетами, которые Павлик расставил в вазы, стеклянные плошки и даже в фужеры, он разместил плюшевые игрушки и сувениры, а тарелку из Амстердама повесил в кухне, сняв календарь, что добавило в кухонный интерьер деревенский стиль.
– Здорово, просто здорово, – прошептала Ирина, но тут же вспомнила, что не сняла сигнализацию. Диспетчер немного поворчала, сообщив, что уже собралась вызывать наряд. Ирина поблагодарила ее за терпение, и они пожелали друг другу хорошего вечера.
«Павлик, Павлик! Ты мой настоящий и единственный друг, человек, который живет ради меня, оберегает меня и помогает мне во всем.»

***
После окончания школы Ирина подала документы в Московский авиационный институт. Этот институт закончили ее родители, и она с детства мечтала продолжить династию, начатую ими. К сожалению, у мамы, в отличие от отца, производственных достижений не было. Спустя несколько лет после рождения Ирины, врачи сообщили Олегу Ивановичу о том, что Елизавете Петровне не желательно работать: по состоянию здоровья лучше, если она будет дома. К этому времени Ирине исполнилось пять лет, и она ходила в детский сад. Отец не знал, как все объяснить жене, а когда все же поговорил с ней, Елизавета Петровна с большим пониманием отнеслась к этой новости: первые признаки нейроциркуляторной дистонии все больше и больше отнимали у нее силы. Так в доме появилась настоящая хозяйка, благодаря которой квартира с каждым днем становилась все уютнее, а питание соответствовало лучшим ресторанам Москвы. Ирочка продолжала ходить в детский сад, затем родители определили ее в платную школу. Спустя семь лет Елизавета Петровна объявила мужу и дочери, что заочно закончила обучение на факультете психологии в МГУ и получила второй диплом.

Первым экзаменом, который сдавала Ирина, поступая в МАИ, была математика. Она хорошо знала этот предмет, поэтому не волновалась и достаточно быстро решала задачи одна за другой. Столы для абитуриентов были расставлены рядами, и для каждого абитуриента был выделен отдельный стол. После решения очередного задания Ирина обратила внимание на высокого молодого человека, который сидел за столом во втором ряду, и постоянно улыбался и подмигивал ей. Даже, если бы он этого не делал, она бы его все равно заметила, так как он был такого телосложения, про которое окружающие говорят: хорошего человека мало не бывает. В том, что он человек хороший, Ирина не сомневалась: у него был открытый взгляд и добрые глаза. «Да, это так, и еще, обрати, дорогая, внимание – он не из Москвы. Точно? Точно, наши ребята так не одеваются!»
По результатам экзаменов Ирина была зачислена на факультет Летательные аппараты. В конце августа прошло первое собрание студентов, на котором она узнала, что Павлик, так звали молодого человека, с которым она сдавала математику, зачислен в ту же группу, что и она.

В тот год Олег Иванович был введен в комиссию по какому-то важному проекту и часто по работе уезжал в командировки. Два его самых родных человека – жена и дочь – оставались в Москве одни. Раньше, когда Ирина училась в школе, проблем не было – утром за Ириной приезжал школьный автобус, вечером этот же автобус привозил ее домой. Теперь, когда дочь каждый день уходила в институт одна, Елизавета Петровна постоянно переживала: как Ирина доехала, где она пообедала и в котором часу вернется домой? Олег Иванович, в каком бы городе он не был, каждый день звонил жене, чтобы убедиться: обе его любимые женщины дома и у них все хорошо.

Вечерами, когда отец был в Москве, обычно после ужина, родители тихо обсуждали сложившуюся ситуацию. Они во всем доверяли Ирине, но ничего не могли изменить в своем поведении. Москва город большой, если что-то случиться, что делать, и к кому обращаться? Ирина понимала их опасения, копила монетки для уличных телефонных автоматов, старалась по нескольку раз в течение дня звонить, чтобы предупредить, о том, что входит в метро или выходит из института, но все это не уменьшало в душе любящих родителей страха за дочь.

Однажды утром, после того как отец ушел на работу, Елизавета Петровна напомнила Ирине, о том, что через неделю у нее будет день рождения, и что было бы правильно, если бы она пригласила ребят из группы домой на обед или ужин. Ирине это предложение понравилось, тем более что ребята в группе уже разделились на несколько, так называемых «ячеек»: кто-то был знаком еще по школе, кто-то в кого-то успел влюбиться, а кто-то просто по интересам. Ирина тоже входила в такую «ячейку». Всего их было пять человек: Женька, который с первого сентября стал ухаживать за Ириной, Наташа с Борисом, они оба были из Подмосковья и знали друг друга с начальной школы и Павлик, который, как оказалось, приехал то ли из Екатеринбурга, то ли из Миасса и жил в общежитии. Именно им Ирина и объявила, что в следующую пятницу у нее день рождения, и она всех четверых приглашает после лекций к себе домой отпраздновать это событие.

Ребята в складчину купили ей в подарок цветы и красивые настольные часы, так как Ирина часто повторяла: я всегда переживаю, что могу проспать и опоздать на первую лекцию. Женька от себя лично подарил ей большую коробку конфет, а Павлик подписал открытку, вложенную в красивую папку-футляр с видом Екатеринбурга.
Елизавета Петровна сделала все, чтобы ребята остались довольны. Она приготовила прекрасный обед с борщом и пирожками, тремя видами салатов и множеством разных закусок. Она следила, чтобы они попробовали каждое блюдо, а позже, когда дочь и ее друзья перешли в гостиную смотреть новый фильм, накрыла им чайный стол.
Вечером Елизавета Петровна рассказала о своих впечатлениях Олегу Ивановичу, сообщив, что из всех друзей Ирины ей больше всего понравился парнишка из Екатеринбурга.

С тех пор студенческие встречи в доме Ирины стали традицией: ребята приезжали не только отметить вместе какой-то праздник, но и подготовиться к экзаменам или сделать совместный проект. Елизавета Петровна постоянно сердилась на то, что они привозят ей цветы, конфеты или фрукты, но в душе радовалась вниманию с их стороны. Она продолжала кормить их ужином, не отвлекала от подготовки к экзаменам. На втором курсе Наташа и Борис поженились, сняли квартиру в Москве и приезжали к Ирине только на день рождения. Женька исчез как-то незаметно, просто понял, что Ирина не отвечает ему взаимностью и решил больше не приезжать к ней домой.
Остался Павлик. Каждый день после занятий в институте он провожал Ирину до самого дома и возвращался в общежитие. Елизавета Петровна не могла позволить ему уйти без ужина, в результате чего он приезжал в общежитие достаточно поздно, и это не нравилось родителям Ирины. После окончания второго курса Павлик сообщил Олегу Ивановичу что, начиная с третьего курса, планирует снимать квартиру. Так делали многие иногородние студенты: объединившись по два или три человека они снимали двух или трех комнатную квартиру, что позволяло им иметь бытовые условия, лучше, чем в общежитии. Возможность снимать квартиру была практически у всех, ведь после второго курса многие уже подрабатывали на кафедре или находили временную работу.

***
Перед началом летних студенческих каникул Олег Иванович пригласил Павлика в свой кабинет сыграть партию в шахматы и одновременно побеседовать «за жизнь». То, что Павлик, возможно, больше не будет каждый день приходить к ним домой, было для него плохим известием. Олег Иванович, полюбивший этого парнишку со дня знакомства, уважал его «за тактичность и разумность». Несколько раз он пытался заговорить с Ириной о ее чувствах к Павлику, понимая, что этот молодой человек не будет каждый день провожать домой девушку, которая ему безразлична. Ирина не поддерживала такие разговоры с отцом, и отвечала ему, что инициатива бывать в их доме исходила не от нее.  Да, Павлик надежный человек, но говорить о ее чувствах к нему она не может, потому что в Павлике она видит только друга, и все!

Играя с Павликом в шахматы, Олег Иванович решил начать с ним не простой для себя разговор, так как последнее время постоянно повторял: «Одно дело жить в общежитие, другое дело снимать квартиру!»
– Я тебе, Павлик, вот что хочу сказать. Ты в нашем доме уже два года. Какие у тебя с Ириной отношения я не знаю, какие у тебя к ней чувства тоже не знаю. Главное для меня и Елизаветы Петровны сейчас то, что мы полюбили тебя как собственного сына, которого у нас, к сожалению, нет. Снять квартиру с друзьями это не лучший вариант. Вы будете платить за жилье в равных долях, да вот отношения у вас могут сложиться не совсем одинаковые, а это повлияет и на учебу. Кто-то захочет девушку пригласить, а тебе надо к экзаменам готовиться, кто-то не внес денег за жилье, а кто-то и вовсе решил переехать к другим ребятам. Я думаю, ты и сам понимаешь, что мы за тебя переживаем, а когда ты переедешь на квартиру, будем переживать еще больше, переживать так же, как мы переживаем за Ирочку, за нашу родную дочь. Поэтому, мы с Елизаветой Петровной предлагаем тебе переехать жить к нам. Ты знаешь, одна из комнат у нас свободная, вот в нее ты и переезжай, и никаких денег, слышишь, никаких денег. Просто наша семья будет не их трех, а из четырех человек.

Предложение Олега Ивановича очень удивило Павлика, кроме того, он никак не мог принять решение мгновенно, не обсудив его, например, со своими родителями, поэтому в ответ он произнес:
– Олег Иванович, спасибо вам за теплые слова. И Елизавете Петровне передайте от меня спасибо. Но, дать вам ответ сегодня я не могу, да это и невозможно. Я действительно люблю вашу дочь, и люблю с того самого экзамена математики при поступлении в институт, когда впервые увидел ее. Я также знаю, что Ирина не любит меня, во всяком случае, так как люблю ее я. Но, тем не менее, я очень надеюсь, что наступит время, когда ее чувства ко мне изменятся, и буду ждать этого столько, сколько будет сил. Что касается переезда к вам, давайте я дам ответ осенью, после возвращения из Екатеринбурга.  Завтра я уезжаю на каникулы домой и считаю, что ваше предложение мне необходимо обсудить с родителями. Если они не одобрят его, переехать к вам я не смогу.
– Хорошо, после твоего возвращения мы вернемся к этому разговору вновь, а пока, у нас на шахматной доске ничья!

Олег Иванович почувствовал огромное облегчение после состоявшегося разговора, еще раз убедившись в том, «какой все же не по возрасту мудрый этот молодой человек!»
Третий и четвертый курс, после получения одобрения от своих родителей, Павлик жил в доме родителей Ирины. Он не доставлял хлопот, был во всем внимательным и аккуратным, часто помогал Елизавете Петровне убирать квартиру и любил вместе с ней ходить на рынок за продуктами.

***
Последний экзамен по окончании четвертого курса означал, что пришло время первой преддипломной практики. В тот день они с Ириной возвращались домой, как обычно вместе, и он предложил ей пройтись по Арбату. Июньский воздух, нескончаемый гомон птиц, а главное, приближающееся расставание на все лето, подтолкнуло Павлика вернуться к прежней теме – теме их взаимоотношений.
– Ирина, я очень люблю тебя, правда, я люблю тебя и хочу сделать тебе предложение – объявить на год нашу помолвку. Я не хочу торопить тебя с окончательным ответом, год – это не мало, но пожалуйста, давай определимся в наших отношениях.

Ирина молчала, думая: «Если я сейчас начну дискуссию, он будет постоянно возвращаться к разговору о наших отношениях, поэтому будет лучше, если я отвечу ему резко и прямо!»
– Павлик, я тебя не люблю в том понимании, как женщина любит мужчину. Есть ведь любовь к матери, к детям, к любимой женщине, любовь к брату и сестре. Я люблю тебя, как брата и с этим ничего поделать нельзя, поэтому я очень прошу тебя больше не возвращаться к этой теме. Если тебя не устраивают сложившиеся между нами отношения, нам лучше расстаться. Вот мой последний ответ.

Через неделю Павлик улетел в Екатеринбург. Эта неделя понадобилась ему для того, чтобы переоформить прохождение длительной преддипломной практики на Екатеринбург. Именно к такому решению он пришел после разговора с Ириной.

В июле Ирина отработала летнюю практику в одном из конструкторских бюро, расположенном в Подмосковье, а весь август провела в Сочи. В конце августа она, отдохнувшая, вернулась в Москву. В аэропорту ее встречал Олег Иванович. Они ехали по летней Москве, и Ирина тихо сказала:
– Папа, как хорошо возвращаться домой! На душе тепло-тепло, а на сердце такая радость, что хочется на весь город закричать: «Братцы, я домой вернулась!»
– Ты знаешь, Ирочка, Павлик к нам заходил за вещами. Он больше не будет жить с нами. Он женился, и диплом будет писать в Екатеринбурге. Во всяком случае, он нам так объяснил.

– А ты знаешь, папа, может быть это и к лучшему. Когда два взрослых человека, не связанных родственными узами, живут долго-долго под одной крышей, они, так или иначе находятся в условиях, которые могут подтолкнуть их на необдуманные поступки, которые они, возможно, не совершили бы, находясь в иных условиях существования. А потом бы еще и жалели об этом!
Олег Иванович разговора не поддержал, и Ирина поняла, как сильно он переживает расставание с Павликом. Она задумалась. Ее второе «Я» вступило с ней в привычный диалог.

«– Странно, зачем Павлик это сделал? Разве можно за два месяца так кардинально изменить свою жизнь и главное, разве можно за два месяца так полюбить, что даже жениться?
– Да не обманывай ты себя, ведь ты сама себе задала этот вопрос! Ждешь ответ? Ты просто не в состоянии понять, как человек, который любил тебя четыре года, за два месяца выкинул тебя из жизни и женился на другой женщине. Вот что тебя бесит, и с чем ты не хочешь мириться. И ты знаешь, если он будет несчастным в этом браке, в этом будет доля и твоей вины!
– Нет! Я ни в чем не виновата перед ним, ведь если бы я пожалела его и вышла за него замуж, то я была бы несчастна, поэтому не надо торопить события, жизнь покажет, будет он счастлив или нет.»

Практически весь пятый курс Павлик был в Екатеринбурге, а когда был в Москве, родителей Ирины не навещал. Однако, на шестом курсе, прилетев в январе на предстоящую защиту дипломной работы, Павлик из аэропорта сразу поехал домой к Ирине и сообщил всем, что в сентябре у него родился сын Петр. Мальчик еще не крещен, но крестной матерью они с Галей просят стать Ирину. Родители были рады возвращению Павлика в их семью и он, чтобы как-то вернуть прежние отношения, прожил у них до марта. Ирина тоже радовалась встрече, она действительно скучала о нем и переживала за него, он по-прежнему был ей дорог, как старший брат. Получив в марте диплом, Павлик по направлению уехал в Екатеринбург, где начал работать еще во время учебы в институте. 

Продолжение в "Человеческая история 1.9. Операция."
http://www.proza.ru/2016/06/30/1002