Конкурсная комиссия

           В понедельник с утра на заводской доске объявлений кадровики повесили объявление о проведении через месяц конкурса на замещение вакантной должности начальника бюро отдела труда и заработной платы. Раньше такого никто не видел: руководителей всех уровней назначал своим приказом директор. Нынешнее новшество – это требование времени. За заводскими окнами дул ветер  Перестройки. Чья-то умная голова «наверху» посчитала, что настало время начальников цехов и директоров на предприятиях выбирать на общих собраниях трудовых коллективов, а руководителей конструкторских, технологических и других отделов назначать через конкурсные комиссии.
         
         К тому времени на заводе эти комиссии в службах уже появились. В экономической  такую комиссию возглавил её руководитель заместитель директора по экономике Назаров. В состав комиссии вошли начальник отдела труда и заработной платы Щербинин, начальник планового отдела Белецкий, начальник отдела бухгалтерского учёта Костарев и начальник отдела кадров Махов.
         
         Месяц пролетел быстро. За это время отдел кадров «посетили» только два кандидата на вакантную должность. Первым принёс заявление свой родной кандидат, ведущий инженер по организации и нормированию труда Саушин, вторым - человек со стороны Тураев. По логике, начальником бюро должен стать, прямо скажем, Саушин. Но по законам логики. В реальной обстановке эту логику иногда задвигают на задний план, а на первый выходят другие интересы.
         
         Заседание комиссии началось своевременно, без задержки. Первым на комиссию зашёл Саушин.
         Александр Петрович, чуть волнуясь, рассказал свою трудовую биографию.
Десять лет назад, окончив с отличием Плановый институт, по распределению попал на этот завод рядовым инженером, за указанное время  дошёл до ведущего инженера. В отсутствие начальника бюро постоянно исполнял его обязанности, которые исполняет подряд уже полгода в связи с увольнением предыдущего начальника. Замечаний по работе не имел, а благодарностей не сосчитать. С цехами, которые ведут работники бюро, у него установились самые деловые отношения. В комиссию поступило их совместное ходатайство о назначении его на вакантную должность. Вопросов не последовало, и кандидат вышел в коридор дожидаться итогового решения конкурсной комиссии. В двери он столкнулся в прямом смысле слова с другим кандидатом Тураевым. Конкурент, грубо оттолкнув того, вошёл в кабинет как в свой личный.
      
        Анатолий Леонтьевич на десять лет старше своего конкурента. В отличие от конкурента к организации труда и заработной платы никакого отношения не имел. Ещё неделю назад  работал в городе на другом заводе начальником конструкторского бюро. После того, как его бюро «завалило» напрочь один очень важный проект, стоящий на контроле в министерстве, Тураев быстренько уволился по собственному желанию. Побегал-побегал по городу в поисках работы, но ничего подходящего не нашёл. Должность начальника бюро для него «замаячила» только на заводе, где появилась соответствующая вакансия, правда, совсем другого направления. То что бюро являлось не конструкторским, его вовсе не смущало. Его принцип работы был такой: работает коллектив, а он, начальник, его контролирует и подписывает нужные бумаги, а ненужные отклоняет.
      
       - Анатолий Леонтьевич, - обратился к нему председатель комиссии, - как Вы узнали о вакантной данной должности на нашем заводе?
       - Через своих агентов, разумеется.
       - А главного агента Вашего можете назвать?
       - На то он и агент, что его никто не должен знать. Кроме меня.
       
        Юмор кандидата на вакантную должность не все присутствовавшие поняли.
        - Шутки-шутками, но как Вы собираетесь организовывать труд и заработную плату в закреплённых за бюро цехами, не имея соответствующего образования? - не выдержал член комиссии Белецкий. - Диплом инженера -конструктора Вам вряд ли поможет в этом деле.
       
        С ним солидарен был и начальник отдела кадров:
        - Анатолий Леонтьевич, в одном из цехов имеется вакансия мастера. Предлагаю Вам занять одну из них. Там образование Ваше пригодится, надо хорошо читать чертежи. Вам и «карты в руки».
        - Это шутка?
        - Да нет, не шутка. Я категорически против, чтобы начальником бюро труда и заработной платы стал человек, не имевший  к этому отношения.
        - Вам решать, а я лучше подожду в коридоре.
        Когда кандидат вышел, в кабинете наступила тишина. Понятно, что его кто-то «тянул за уши». Но кто?
      
          Назаров, как председатель комиссии, попросил всех высказать своё мнение. Три члена комиссии  поддержали назначение начальником бюро Саушина. Один – Тураева. К удивлению первых трёх и самого председателя им оказался Щербинин Ефим Олегович.
       - Комиссия есть комиссия, если Горбачёв придумал эти конкурсы, то их надо проводить. Но хочу сказать, что вакантная должность в моём отделе и решать мне. Будет начальником бюро Тураев, - закончил свой краткий монолог Ефим Олегович.
       - Не Вы ли агент секретный? – спросил его Махов.
       - Это Ваша работа: найти его и обезвредить, - последовал ответ.
       
        До работы на заводе в кадрах Кирилл Юрьевич Махов долгое время проработал в милиции, причём большую часть в уголовном розыске. В сорок пять лет, как и положено по выслуге лет, ушёл на пенсию. Но вскоре устроился на завод. Начинал с инженера, за пять лет дошёл до начальника отдела кадров. Поэтому он до глубины души оскорбился услышанным.

        Попросив объявить перерыв на полчаса, Махов вернулся к себе в кабинет. Ещё раз внимательно изучил анкету и копию личной карточки кандидата. Затем, вспомнив одно успешно раскрытое уголовное дело о хищениях на одном из предприятий города, срочно затребовал к себе личное дело и карточку Щербинина. На этот раз, как и тогда, интуиция и логика бывшего сыщика не подвела. Начальник отдела труда и заработной платы завода являлся одноклассником Тураева. Дотошные инспектора по кадрам на обеих заводах в их личных карточках указали не только год окончания одной из городских средних школ, но и  буквы выпускного класса. Они совпадали. Получалось, один "тащил" к себе другого во вред интересам производства.
       
        Вернувшись на комиссию, кадровик «раскрыл» глаза членам комиссии и самому председателю. Большинством голосов на вакантную должность начальника бюро назначили Саушина. Спустя полгода на заводе провели очередную аттестацию руководителей, специалистов и служащих. По итогам её Щербинина признали не соответствующим занимаемой должности и уволили.

       Пришлось снова проводить конкурсную комиссию, но уже по поводу вакантной должности начальника отдела. Состоявшаяся в положенный срок конкурсная комиссия службы по экономике единогласно рекомендовала директору завода назначить начальником отдела и заработной платы Саушина. У директора возражений не нашлось.

20.02.2016 г.


На это произведение написано 7 рецензий      Написать рецензию