Дом престарелых
...За окном начался дождь. Мы успели вернуться до первых капель. Гуляли по дороге в холмах возле местечка, которое называется, если перевести на русский язык, Старый Замок. Средневекового замка давно нет. Но зато есть симпатичные домики, сады. На черешнях бутоны готовы вот-вот раскрыться. Магнолии, жеманные, как актрисы немого кино, равнодушно позволяют рассматривать свою весьма спорную тяжёлую цветущую красу. Подснежники на девичьих тонких шейках еле заметно кивают. Поддаёшься иллюзии: кажется, это их звон разлился в тумане. На самом деле, серебряные горлышки пичуг, хороводящих в запутанных зарослях кустарника, имитируют переливы колокольчиков.
Напротив кьезы (церкви), над центральной площадью давлеет замысловатое строение, с башенками, петушками, витыми лестницами, недавно выстроенное, с претензиями на право называться новым замком. На узорных воротах из кованого железа – амбарный замок. Ставни наглухо заперты. За вычурной решёткой ограды - нерешительная, вопросительная тишина. Хозяин, "сумасшедший геометр", как его называют местные жители, сидит в тюрьме.
А выше, на вершине горы, среди столетних лиственниц и елей, в вилле из белого мрамора живут старенькие-престаренькие чьи-то мамы, сёстры, тётушки... Отглаженные, аккуратные, с укладками и маникюром, они сидят на мягких кожаных диванах или в креслах под массивными люстрами огромного холла. Тех, кому наскучило однообразное сидение, катают в специальных колясках по парку. За стеклянной стеной холла - столики, свежие скатерти, буфеты и комоды черешневого дерева, играют лучами электрического освещения тарелки и фужеры. Везде - цветы. На верхних этажах - комнаты на двоих с необходимой мебелью, при каждой - просторная, удобная ванная, сверкающая отдраенной на совесть керамикой. В холл стариков спускают на лифтах после медицинских процедур. Здесь они смотрят телевизор, несколько раз в неделю - концерты лучших артистов страны, слушают проповеди священника, общаются, но чаще - молчат, безучастно уставившись в неведомую точку, или редко улыбаясь проходящим мимо молодым медсёстрам и санитарам одеревенелыми, но безупречно ровнозубыми улыбками на древних морщинистых лицах. Когда их навещают родственники или сердобольные бывшие соседи, старики плачут, промокая выцветшие глаза бумажными платками. Потом напряжённо вглядываются в черты своего гостя, силясь вспомнить заплывшее за буёк памяти имя...
Синьора Мария, называвшая когда-то меня дочкой, не узнала меня, но, видимо, почувствовала, что нас что-то давно связывает. С нежностью наблюдала за каждым моим движением. Умильно и мечтательно смотрела вглубь моих зрачков, найдя там что-то для себя важное. Железно сжала мою руку сухой коричневой ладонью. Повторяла лишь одно слово: “Грацие, грацие...” Очевидно: она боялась момента, когда мы станем прощаться. Было страшно, больно, за никому не нужного, брошенного в роскошное, комфортное одиночество человека.
Знаю, что синьора Мария обожает, как все итальянцы любого возраста, кофе. В меню завтраков дома отдыха (так здесь деликатно называют дома престарелых), естественно, он не входит. Однако, кофейный автомат здесь найти нетрудно – по дразнящему аромату, присущему только итальянскому «эспрессо». Звякнула монетка – зажурчал горячий напиток. Стандартный пластиковый стаканчик девяностопятилетняя синьора приняла торжественно, словно на правительственном приёме государственную награду...
Она ни за что не соглашалась остаться в кресле. Дошла с нами до дверей. Мы уходили, то и дело оборачиваясь. Мария прижалась виском к косяку, стояла, сжимая и разжимая пальцы согнутой в локте правой руки (прощалась), пока мы в последний раз ей не помахали перед тем, как исчезнуть окончательно из поля её зрения.
Фото автора. Подснежники.
Италия.
Свидетельство о публикации №214122800846