***

Нина Писарчик: литературный дневник

Ради таких дней, как этот, и стоит жить. "Дни архитектуры в Вологде" организовали поездку в Ферапонтово и Кириллов - для осмотра восстановленных деревянных церквей реставратором Александром Владимировичем Поповым. На Цыпинй горе, меж двух монастырей, стоит деревянный храм Ильи Пророка, почти до основания ранее разрушенный. Какая это красота - и снаружи, а особенно - изнутри! Белый храм посреди леса, потому что деревень в округе не осталось, а поля заросли. Фотографии же свидетельствуют о жизни прежде цивилизованной, с большим количеством жителей, множеством окрестных деревень, а леса - и в отдалении не было видно - только распаханные поля. Изнутри церковь светится обнажёнными брёвнами. "Восьмерики"-срубы уложены один на другой настолько хитро, что всё похоже на сужающуюся кверху воронку. Дышится так легко, так "прыгает" от радости душа, что... Просто чувствуешь себя счастливым человеком.
Надо ещё сказать о семье священника Бриллиантова, фотографии которого сохраняются в музее. Много учёных, писателей вышло из неё. Процветание церковной общины связано именно с этим батюшкой - он же был репрессирован, а церковь закрыта, после быстро разрушилась, чему очень помогли и советские реставраторы, укрывшие храм лесами, от которых и пошло гниение.
Следующим объектом была маленькая церквушка пятнадцатого века, спрятанная под пластиковым колпаком во дворе монастыря в Кириллове. Нам её открыли, сам раставратор любовно рассказал о каждой детали, а вся она была срублена топорами (тогда ещё не было пил) и собрана без гвоздей. Купола, приколоченные к кровле в девятнадцатом веке, недавно снесены, как чужеродная деталь. Реставратор доказал, что самые древние деревянные церкви были без куполов и даже без крестов на крыше. Вся она - словно из сказки, художники взяли древние эти сооружения, затерянные по лесам, за образец, изображая избушку бабы Яги - те же "куриные косточки", на которых держится кровля, да и множество других деталей, только дорисовать куричьи ноги вместо камней, на которых она стояла на самом деле...
На базу реставратора нас тоже свозили. Она там же, в Кириллове, только в части города, где я никогда не бывала - за каналом-копанкой, соединяющим реку Шексну с Кубенским озером (Северо-западная система). Плавучий мост, деревянные сваи, укрепляющие берега, низенькие домики рядом - как это мне напомнило вытегорское детство, где через город шла старая Мариинская система. Нынешний Волго-Балт, с гигантским шлюзом, видным издали, как раньше был виден из всех окон храм на холме, по крайней мере - не в самом центре города. А тогда я ежедневно проходила через разводной мост и частенько стояла рядом, ожидая, пока проплывёт мимо судно, и мост станет на место.
На базе нам показали пилораму, цех столярный и цех слесарный с кузницей. Оказывается, существует международная хартия по восстановлению древних памятников зодчества. Чтобы приступить к работе по реставрации, после взятия "анализов" точно определяется время строительства, после чего подбирается лес того же возраста, какой был взят при первоначальной стройке, тех же сортов и того же объёма. В музеях ищут топоры и другие инструменты того, прошлого времени, по ним, как по образцам, изготовляют инструменты для работы. И по тем же, старым (древним) технологиям (описаниям) начинают работу. А потом ещё зависят от финансирования, которое может прекратиться в любой момент, а разобранные части дома или храма, да и свежие материалы нужно сохранить от сырости. Поэтому так долго восстанавливаются наши памятники зодчества, а чаще - просто погибают.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.05.2012. ***
  • 26.05.2012. ***
  • 22.05.2012. ***
  • 20.05.2012. ***
  • 19.05.2012. ***
  • 18.05.2012. ***
  • 17.05.2012. ***
  • 16.05.2012. ***
  • 15.05.2012. ***
  • 09.05.2012. ***
  • 01.05.2012. ***