Хроника объявленной смерти российского образования

Владим Филипп: литературный дневник

InventValley
14 декабря 2020 г. 13:19 108 20593
***
Предновогодним надеждам дорогих россиян на спасительную вакцину, которая с боем курантов положит конец ненавистной удалёнке, а заодно и всем прочим бедам и невзгодам якобы плохого 2020-того - не суждено сбыться. Вера в рождественское чудо - понятна, но оснований для этого - увы нет, более того - есть основания для ожиданий прямо противоположных. Вернуть всё назад, и сделать «всё как было» - не получится, так как самого этого "было" - уже нет, возвращаться - некуда.


Всё происходящее - не досадный сбой, и не случайность, так - и должно было быть. Колесо истории - крутится без остановок, старый мир - погибает, новый - рождается.


Прежнее российское образование (как и экономика) - мертво, и его уже не воскресят никакие вакцины. Да это - и не нужно. В новом мире, мире четвёртой промышленной революции, и шестого технологического уклада, для значительной части ныне учащейся (и тем более не учащейся) молодёжи, места - нет, и уже не будет. Никакого, и никогда. Хоть с удалёнкой, хоть без оной.


Коронакризис тут - не причём, он - всего лишь ускорил, и вывел на поверхность "тектонические процессы глобальной трансформации", о которых неоднократно говорилось все последние годы, и которые начались задолго до всяких вирусов.


Бой курантов - действительно возвестит окончание, но - не пандемии, и удалёнки, а уже неприлично затянувшегося века двадцатого, и долгожданный старт века двадцать первого. Первого века третьего тысячелетия. Наступают "Ревущие двадцатые", в которых настоящие изменения - только начнутся.
О пользе толстых книг


Для лиц не отягощённых классическим советским образованием, и/или далёких от словесного искусства, видимо необходимо пояснить фразу вынесенную в заглавие. Это - название произведения лауреата нобелевской премии по литературе Габриэля Гарсии Маркеса.


По книге был снят замечательный фильм, но в эпоху Твиттера и Тик-Тока, глубокие и сложные кинополотна, товар не самый ходовой, поэтому следуя духу времени, попробуем изложить основную мысль указанного произведения одним предложением, благо сама эта мысль - проста и понятна.


Внутренняя природа сложных процессов, и их собственная логика и динамика - намного сильнее субъективных желаний (или нежеланий) людей, в эти процессы вовлечённых.


В книге и фильме это выражается в том, что случайное стечение обстоятельств - запускает негативный процесс, в котором никто из действующих лиц не заинтересован, и от которого все участники сильно пострадают.


Все ждут, и надеются, что процесс тем или иным образом прекратится, однако будучи запущен, он - приобретает субъектность, и развивается по своей собственной логике, быстро набирает скорость и масштаб, и закономерно приводит к трагедии, очевидной для всех с самого начала.


В другом произведении, ранее не менее известном, но ныне скорее всего не менее глубоко забытом, схожая ситуация выражается фразой "Аннушка - уже разлила масло.".


Использование аналогии превышения масштаба и силы больших и сложных процессов над масштабом и силой отдельных лиц - позволит описать всё происходящее сейчас с российским образованием более комплексно и наглядно.
Три источника и три составных части


О каких "тектонических" процессах идёт речь? Понимание небольшого количества базовых принципов - освобождает от необходимости запоминания большого количества частных фактов, поэтому разберёмся с основами.


В предисловии к КАПИТАЛ-у, К.Маркс писал: "Процесс производства - представляет собой применение накопленных обществом знаний, материальным, предметным, творческим воплощением науки. Превращение процесса производства из простого труда в научный процесс - выступает как свойство основного капитала в противовес живому труду.


По мере развития крупной промышленности, создание реального богатства - всё в меньшей степени зависит от количества затраченного труда, и всё больше - от производительности используемых машин, которая в свою очередь - не зависит от времени, требующегося для их производства, а зависит от общего уровня науки и прогресса техники, и от применения этой науки к производству.


В качестве главной основы производства и богатства - выступает не непосредственный труд, выполняемый самим человеком, и не время, в течение которого он работает, а его понимание законов природы и их использование.


Система машин - развивается вместе с накоплением знаний. Деятельность рабочего - полностью определяется и регулируется работой машин, а не наоборот.


Количество труда, необходимого для производства определённого предмета - сводится к минимуму, а система машин - появляется чтобы заменить собой труд.


Анализ и применение механических и химических законов науки делают машину способной выполнять ту же самую работу, которую раньше выполняли рабочие.


При развитии системы машин, операции выполняемые рабочими посредством разделения труда - все больше и больше превращаются в простые механические операции, и на определённом этапе их место может занять механизм. Рабочий выступает как излишний.


Орудия труда развиваются и эволюционируют, и высшей формой их эволюции - является машина, вернее, автоматическая самоуправляемая система машин."©


В далёком 1858 году, когда это всё писалось, никаких автоматических самоуправляемых систем машин - не было и в помине, и никто не имел ни малейшего представления какими они могут быть. Но через сто лет, это представление - появилось.


Норберт Виннер, "отец" кибернетики, в одноимённой книге (1948 г.) указывал: "Современная промышленная революция - должна обесценить человеческий мозг, по крайней мере в его наиболее простых и рутинных функциях. Разумеется, подобно тому, как квалифицированный плотник, квалифицированный механик или квалифицированный портной пережили так или иначе первую промышленную революцию, квалифицированный учёный и квалифицированный администратор - могут пережить и вторую. Но представим себе, что вторая революция завершена. Тогда средний человек, со средними или ещё меньшими способностями - не сможет предложить для продажи ничего, за что стоило бы платить деньги."©


За время прошедшее с тех далёких пор, компьютеризация, автоматизация и роботизация - успешно справились не только с "наиболее простыми и рутинными функциями", но и с функциями достаточно сложными, и до некоторой степени "интеллектуальными".


Показательно, что осень коронавирусного 2020-го - стала в этом плане рубежной.


В её начале, Интел и Эпл - выпустили новые серии процессоров (точнее - систем на чипе), в которых были интегрированы блоки вычислений для нейронных сетей. И теперь во всех новых компьютерных гаджетах, от смартфонов и планшетов, до ноутбуков и настольных ПК, исходно, по умолчанию, будут стоять аппаратные ускорители, реализующие т.н. "Искусственный интеллект". Соответственно, со следующего 2021 года, можно ожидать бума "интеллектуальных" приложений, которые до нынешнего времени, для эффективной работы - требовали отдельной специализированной аппаратуры (тех же ускорителей, но отдельных).


В середине осени - началось тестирование сети космического интернета СтарЛинк, которая должна стать основой для глобальной инфраструктуры (сети сетей) стандарта 5G, цель которой - "облачные вычисления", то есть доступность любых вычислительных ресурсов в любой точке земли в любое время.


И наконец в её завершении - произошёл локальный и скоротечный, но исторический по масштабам последствий Карабахский конфликт, наглядно продемонстрировавший, что обычным "тёплым ламповым" солдатам, танкам, пушкам, и иным пережиткам прошлого - место в музее, но не на поле реального боя.


Быстрое развитие микроэлектроники, и обвальное удешевление вычислений, в том числе нейросетевых, в совокупности с появляющимися сетями 5G, уже в ближайшие годы - уничтожат как минимум 50% нынешних рабочих мест, и переформатируют мир намного сильнее всех коронавирусов и локдаунов вместе взятых.
Доктор Кто


Крайний всемирный экономический Давосский форум (проходивший в январе 2020-го года, задолго до всяких карантинов), в своём официальном итоговом отчёте сообщил миру: "Если в прошлом человеку приходилось бороться с эксплуатацией, то в XXI веке большая борьба будет идти против бесполезности. И гораздо хуже станет быть ненужным и неуместным, чем быть эксплуатируемым.


Те, кто потерпят неудачу в борьбе с неуместностью, будут представлять собой новый «бесполезный класс» - людей, которые бесполезны не с точки зрения своих друзей и семьи, но бесполезны с точки зрения экономической и политической системы. И этот «бесполезный класс» будет отделен постоянно растущим отрывом от все более могущественной элиты.»©


Уже в январе наступающего 2021 года, в онлайн-формате - пройдёт следующий Давос ("Давосские диалоги"), темой которого - уже напрямую, и без политкорректной шелухи заявлена "Великая перезагрузка". Базовый тезис: "Освобождении капитала от издержек социальных выплат вследствие развития онлайн-платформ, распространения роботизации и алгоритмов, вытесняющих человека из сферы производства.".


Для тех, до кого так и не дошло в 2020-м - разъясняют: "Одна из положительных сторон пандемии - заключается в том, что она показала, как быстро мы можем радикально изменить наш образ жизни. Почти мгновенно кризис заставил предприятия и отдельных людей отказаться от практики, которая долгое время считалась крайне необходимой.


Сегодняшние внешние устройства, от носимых компьютеров до гарнитур виртуальной реальности - почти наверняка станут имплантируемыми в наше тело и мозг. Эксоскелеты и протезирование - увеличат нашу физическую силу, а достижения в нейротехнологиях повысят когнитивные способности.


Мы сможем лучше манипулировать как своими собственными генами, так и генами наших детей.


Онтологическое неравенство - отделит тех, кто приспосабливается, от тех, кто сопротивляется – материальных победителей и проигравших во всех смыслах. Победители - смогут извлечь выгоду из радикального улучшения человека, порождённого четвёртой промышленной революцией (например, генной инженерией), чего проигравшие будут лишены."©


Российская образовательная и около образовательная (в т.ч. родительская) тусовка, самозабвенно увлечённая руганью по поводу ЕГЭ, масок, удалёнки, и прививок, напрасно пропустила мимо своих ушей все эти без преувеличения программные материалы.
Прекрасное далёко - не будь ко мне жестоко


Стандартной мишенью советской сатиры - был вечно полупьяный слесарь-сантехник ("Афоня"), иногда - растяпа электрик, и ещё реже - косоглазый плотник. Актуальность сатиры - основывалась на том, что и с первым и со вторым, и с третьим, советским гражданам приходилось регулярно пересекаться.


Слесарь - менял постоянно текущие резиновые прокладки в кухонных кранах и на "стояках", и огромным разводным ключом крутил вечно ржавые гайки на трубах; электрик - менял постоянно вылетающие "пробки", и постоянно ломающиеся выключатели и розетки (постоянно перегоравшие лампочки, граждане - меняли самостоятельно); плотник - постоянно трескающиеся стёкла и постоянно перекашивающиеся от влаги деревянные рамы и двери (и в качестве халтуры - делал мелкий ремонт мебели). И так было всегда, пока вдруг однажды не закончилось.


Почти бесплатные, и при этом практически вечные керамические буксы, шаровые краны, и металлопластиковые трубы - уничтожили 99% объёма труда ЖЕК-овских сантехников. Защитные электро-автоматы, медная проводка и "евро"-розетки с выключателями - уничтожили 99% объёма труда ЖЕК-овских электриков (не перегорающие светодиодные лампочки - идут бесплатным бонусом).


И наконец плотники - исчезли из-за повсеместных пластиковых окон с вакуумными стеклопакетами, и металлических дверей, а перевод мебели на ДСП, и дешёвая Икея - уничтожили весь прежний мебельный ремонт.


Технологии прокатки, лазерной резки, и 3D-печати металлами - уничтожили 99% объёма труда сталеваров, токарей-фрезеровщиков, и прочих заводских, складских, транспортных и иных рабочих. Новые виды клея, и перевод обуви на наплавные подошвы - уничтожил 99% популяции обувщиков. И т.д. и т.п.


Слова про "Двадцать пять миллионов высокотехнологичных рабочих мест"© (к слову - как раз к 2020-ому году), и аналогичный "Возврат рабочих мест в Соединённые Штаты"© - не стоит воспринимать серьёзно. На, всём земном шаре, действительно высокотехнологичных рабочих мест - не наберётся не то что двадцати пяти, а даже пяти миллионов. И это - сейчас, когда промышленностью осваиваются пока что разработки ещё 70-х - 80-х годов прошлого века.


Но технологии - не только уничтожают рабочие места, они - изменяют сам характер массового труда. Впервые за всю историю человечества, появились доступные инструменты, которые не просто сильнее, но и "умнее" своих владельцев. Любой смартфон - легко обыграет своего хозяина в шахматы, решит кроссворд, найдёт любой рецепт, переведёт текст с языка на язык, найдёт самое выгодное предложение на рынке.


Возникает т.н. "парадокс Моравека" когда многие сложные и ранее считавшиеся интеллектуальными задачи - удаётся свести к задачам вычислительным, и как следствие - легко автоматизировать; при этом автоматизация простых задач но из мира физического - требует неприемлемо сложного и дорогостоящего оборудования.


Так например, решение задач автоматического управления - под силу очень небольшому количеству людей, но у процессора обычного ноутбука - занимает доли секунды; при этом для полной автоматизации процесса удаления последствий опрокидывания кошкой с подоконника горшка с цветами - требуется кибернетическо-робототехническая система, размером с автомобиль, и стоимостью в небольшой авиалайнер.


Этот парадокс - ответственен за ситуации, когда неграмотный гастарбайтер - развозит пиццу на электросамокате, а система в его смартфоне - агрегирует данные со спутниковой навигации и цифровых карт загрузки автомагистралей, строит ему маршрут, мониторит зарядку и работу его самоката (а через браслет - его здоровье), а при выдаче заказа - принимает бесконтактный платёж, и проводит сложные банковские транзакции по всей цепочке, включая налоги.


Уже сейчас, системы дополненной реальности и промышленный интернет вещей - организуют работу производственного и складского персонала, в буквальном смысле слова указывая работникам (3D-картинкой или лазерной подсветкой) где и какую деталь им брать, и куда и как её монтировать; и уже есть системы, способные с высокой точностью распознавать физические движения рук и ног работников, и давать им советы по оптимизации работы.


"Деятельность рабочего - полностью определяется и регулируется работой машин, а не наоборот.".


За курьерами и рабочими - следуют врачи, использующие подсказки и советы систем анализа больших медицинских данных, обученных на сотнях тысячах кейсов (что не посильно человеку даже теоретически), но при этом - не способные вынести переполненное судно из под лежачего больного, или поставить капельницу.


Финансовые и логистические системы поддержки принятия решений - способны в реальном времени перелопачивать и многослойно анализировать гигантские потоки данных из тысяч разнородных источников, но не могут поменять стаканчики в офисном кулере, или зарядить новый рулон туалетной бумаги.


Системы автономного автоматического вождения автомобилей - уже превосходят лучших профессиональных водителей, но не могут вытереть грязь с объектива камеры, и окошка лидара, захлопнуть заедающую дверь, и тем более поменять пробитое колесо.


Машины - не могут справится с простой физической работой, но легко выполняют сложную и "интеллектуальную", и фактически начинают занимать не низ трудовой и кадровой пирамиды, а её середину. В первую очередь, они - вытесняют т.н. "средний" класс, который в этих условиях оказывается не выгодным (гастарбайтер с умным гаджетом - легко заменит среднего клерка).


В результате, трудовая (и как следствие - социальная) пирамида - разделяется на две слабо связанные между собой части. В нижней - оказываются "глаза", "уши", "руки" и "ноги", автоматизировать которые (из-за парадокса Моравека) невыгодно; в средней - чисто машинные "мозги"; а в небольшой верхней - те немногие счастливчики, умственную работу которых пока не удаётся алгоритмизировать и перевести в вычисления.


Подобный кибер-панк, сочетающий проапгрейденных полукиборгов в небоскрёбах, с копошащимися на помойках носильщиками кибергаджетов - многократно и красочно изображён в голливудских антиутопиях, но в 2020 году выяснилось, что его - не будет. Неожиданно возникла весьма неприятная, и (пока) трудно разрешимая проблема.


Постоянно звучащая в этом году фраза "Соблюдайте социальную дистанцию" - несёт более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. Пандемия - ясно показала, что в современном обществе, реальная социальная дистанция - неприемлемо коротка. Оказалось, что между носителем всех возможных зараз и болезней - вонючим немытым бомжом с помойки, и условным заместителем федерального министра - максимум четыре реальных физических рукопожатия.


Пятиметровые рублёвские заборы, и ФСО-шные КПП Администрации президента - оказались абсолютно прозрачны для курьеров, уборщиц, официантов, посудомоек, электриков, слесарей-сантехников, и прочих обыденных и незаметных лиц, ездящих на работу в обычных метро, автобусах и электричках, и заходящих в солидные здания с охраной - через служебный вход.


Весенняя паника, приводившая на своём пике к тому, что нувориши по космическим ценам скупали даже списанные и разукомплектованные аппараты искусственного дыхания - заставила многих крепко задуматься. Путь вирусов, бактерий и иной зараза, от помойки до небоскрёба и правительственного кабинета - оказался предельно коротким. Салоны такси, и фирменные сумки и куртки курьеров служб доставки - "сшили" и связали весь город, не хуже средневековых чумных мух и крыс.


В своё время, казус Бобокуловой - полностью переформатировал и структурировал рынок детских нянь, разделив его на два практически не пересекающихся сегмента; как только текущая ковидная эпопея закончится, "социальные границы" - начнут выстраиваться не в фигуральном, а в самом натуральном физическим смысле.


Тем более, что после случившегося, всё что хоть как-то связанно с микробиологией - получило широчайший пиар и огромные инвестиции, и все "плохие парни", ранее пытавшиеся заполучить пресловутую "бомбу", теперь в первую очередь - будут стремиться заполучить какую-нибудь заразу. И рано или поздно они её - получат.


Сильные мира сего, планировавшие укрыться от атомной войны в Швейцарских шале и Ново Зеландских бункерах - уже поняли как ошиблись в оценках рисков. Теперь это - вопрос уже не денег, а выживания. Урок коронавируса - усвоен. В светлом и прекрасном завтра, фавел, свалок и помоек, а главное их обитателей, в радиусе полёта мухи или голубя (и дешёвого китайского квадрокоптера) - не будет.
Насколько глубока кроличья нора?


В мире - не существует проблемы голода, лиц с избыточным весом - больше чем реально (медицински) голодающих и хронически недоедающих, к тому же, горы еды - сразу идут на свалку. В мире - не существует проблемы финансового долга, любые денежные вопросы - предмет исключительно договорённостей. В мире - не существует проблемы нехватки ресурсов, скорость роста объёма мусора и размера помоек - наглядное тому подтверждение. В мире - не существует проблемы загрязнений, коэффициент полезного использования того, что стало (или сделано) мусором - кратно ниже возможного.


Единственная реально существующая, и при этом постоянно обостряющаяся проблема - состоит в том, что современные, а тем более будущие технологии - позволяют за счёт правильно организованной работы всего лишь половины миллиарда человек, сносно содержать на велфере и "безусловном базовом доходе" остальные праздные 6,5 миллиардов, однако последние на это - не согласны.


Не согласны, так как понимают, или как минимум догадываются, что всеобщий безусловный базовый доход - не предполагает, да и не допускает, наличие у иждивенцев собственного жилья, собственного транспорта, собственных домашних животных, излишков а потом и различий в одежде и обуви, излишеств в питании, здравоохранении, обучении, развлечении, отдыхе, и свободном времени. Про настоящие полноценные семьи, и тем более самовольное несанкционированное размножение - и так понятно (если работать не надо, а еды навалом - чем ещё заниматься).


В своё время Блез Паскаль утверждал: «Достаточно будет уехать 300 интеллектуалам, и Франция - превратится в страну идиотов». С тех далёких пор многое изменилось, но общая пропорция - сохранилась (если не стала ещё хуже).


Раньше, рядовые, обычные, "простые" люди - жили своим нехитрым и тяжёлым трудом, сами по себе, за свой собственный счёт, да ещё и отдавали оброк феодалу (или отрабатывали барщину), а позже - стали платить налоги в городскую или государственную казну.


Прогресс привёл к тому, что "простые люди" своим трудом жить - уже не могут (их труд - убыточен, имеет отрицательную стоимость), и из казны теперь - только забирают, не внося взамен ничего, кроме своих проблем и бед.


Можно уничтожить все деньги мира, или наоборот залить весь мир деньгами, наплодить новые "валютные зоны", списать всем все долги, избрать кого угодно куда угодно, поменять что угодно, на что угодно, и т.д., но труд "простых" людей - уже навсегда будет экономически (арифметически) убыточен.


Убыточен - по той же причине, по которой себестоимость "бесплатных" помидоров выращиваемых пенсионерами на подмосковных дачах - в разы, а то и на порядок больше, чем у помидоров привезённых с другого конца земли. Бананы из Эквадора - оказываются дешевле Липецкой картошки.


"Право на труд" - священно, но кто и за счёт чего (или кого) будет оплачивать исходно и изначально убыточную, и никому не нужную деятельность, по фактическому уничтожению природных ресурсов и загрязнению мусором и отходами окружающей среды?


Спасительный коронавирус - позволил временно зафиксировать всех прекрасных и замечательных людей на месте, и избавить экономику от гигантских убытков, бессмысленных трат, и гор отходов. Но что делать если вдруг эпидемия закончится?


Все попытки путём мелких косметических улучшений снизить остроту этой проблемы, а точнее отложить её решение - приводят только к ухудшению ситуации. Любое сокращение чиновников - к увеличению их численности; любая оптимизация бюджетных расходов - к росту затрат и увеличению числа бюджетников; любое увеличение нагрузки на бизнес - к тотальной коррупции и дальнейшему падению эффективности госуправления.


При этом, в условиях всеобщей демократии, прямое сокращение социальных программ - невозможно вследствие обратной зависимости электоральной и протестной активности граждан от их социального статуса (богатые - не митингуют). Круг - замкнулся.


В результате, все семь миллиардов, всеми правдами, а больше неправдами - пытаются втиснуться туда, где есть место максимум для пятисот миллионов.


Нет никаких зловещих тайных заговоров, загадочного мирового правительства, зато есть намного более жёсткая и безжалостная арифметика. Содержание на велфере 10% низа социальной пирамиды, и содержание на том же велфере уже 80% общества, вещи - принципиально разные. Ни одна экономика, и не одна страна не сможет этого выдержать. Тем более, что именно эти 80% - и составляют 99% реально голосующего и протестующего электората.


Это - не проблема отдельных государств, это - общемировая ситуация, весь вопрос - только в том, успеют ли этот пузырь сдуть планово, или же он неконтролируемо лопнет сам по себе, забрызгав кровью весь земной шар. Об этом, уже прямо и открыто - говориться в официальных материалах Давосского форума, главного собрания "хозяев мира".
На странных берегах


Промышленные роботы - уже сейчас выполняют тонкие и точные работы лучше и быстрее людей. Собирают механизмы часов, приводы жёстких дисков, паяют компьютерные чипы, проводят операции на сердце и глазах. Они - никогда не устают, а главное - не ошибаются.


Из-за парадокса Моравека, машины вытесняют людей не в верх, а в низ социальной пирамиды, туда, где автоматизация пока экономически невыгодна, однако упомянутые выше биологические опасности - меняют сам принцип расчётов, и заставляют удалять риски исходящие из подвала социальной пирамиды путём удаления самого подвала.


Этот тупик - не экономический, и не политический, он - антропологический, соответствующим образом - и будет преодолеваться. О чём постоянно и говорят в Давосе.


Трансформационные изменения - будут проходить по своей логике, и по своим законам и правилам, не прислушиваясь к воплям и мольбам, и не спрашивая чьих-либо советов или мнений.


Основной механизм трансформации - усиленное насаждение и тотальное системное внедрение толерантности, мультикультурализма, феминизма, бодипозитивизма, ейджизма, чайлдфризма, экологизации, геймизации, наркотизации, селфизации, блогеризации, инфантилизации, и всех иных и прочих видов и форм отклонений, перверсий и девиаций, снижающих жизнеспособность, и утилизирующих уже имеющихся индивидов, и предотвращающих появление новых.


Гей-парады, инстаграмы, и фейсбуки - признаны более гуманной альтернативой печам Освенцима и пеплу Хиросимы. Глубины виртуальных игровых миров, бесконечные ленты камментов соцсетей, и счётчики лайков тиктокнутой подписоты - станут последним пристанищем для значительной части современной молодёжи, которая так и не сможет (не успеет) повзрослеть.


Официальные оценки "Демографического навеса" - даются в размере 80%, соответственно ширина бутылочного горлышка через которое предстоит всем пройти (или точнее не пройти) - не превышает 20%, и никакие крики, истерики и даже конвульсии, не расширят его ни на миллиметр.


Мировое коронабесие, с "самоизоляцией", и потерей населением остатков денег и здоровья, вкупе с начинающейся массовой вакцинацией (не проверенными, и генно-изменёнными РНК-вакцинами) - явный признак нетерпения и торопливости. Сроки - горят, поэтому от гламура и лишней манерности - придётся отказаться. Дальше всё пойдёт быстрее, и жёстче.
Что нас может спасти от ревизии?


В мире (экономике) будущего - не нужны те, кто может делать тоже самое, что и все остальные. Хороший парень - не профессия. Каков выход? Опять читаем классиков: "Изобретательство - становятся особой профессией, а применение науки к непосредственному производству - становится определяющим и побуждающим моментом."©


Миру (экономике) будущего - нужны те, кто способен создавать иное; порождать неизвестное, небывалое и невиданное; новые сущности, сложности, смыслы. Не "креативные" перфомансы, и уродливые кривлянья на сцене и без неё, а принципиально новые (материальные и цифровые) объекты нового мира.


Новому миру - нужны те, кто будет его строить, ибо они сами, и то, что они делают - и есть этот новый мир. Им - не нужно проходить через бутылочное горлышко, ибо они - уже изначально на другой стороне.


А вот у студентов и школьников, которые к этому горлышку только подходят, риски - велики, а цена ошибки - ещё больше, при этом главный критерий попадания на другую сторону - наличие знаний и умений, нужных и востребованных в этом новом мире. Образование (настоящее) - становится предметом не гордости, а выживания.
Пряничный домик


В истории Второй мировой войны - есть печальный эпизод, связанный с фигурой педагога Януша Корчака, который во время оккупации руководил приютом для детей-сирот в Варшавском гетто.


В 1942 году, он лично возглавил колонну из двухсот юных воспитанников, и поддерживая дисциплину и порядок, завёл всю колонну прямиком в газовую камеру концлагеря Треблинка.


А что бы дети во время этого скорбного шествия не боялись и не плакали, добрый педагог - держал двух самых маленьких на руках, и рассказывал детям интересные и увлекательные сказки.


Из сытого сегодня, обвинять его в чём бы то ни было, и предъявлять ему какие бы то ни было претензии - неправомерно, однако, нельзя не отметить, что если бы колонна проинструктированных, и должным образом подготовленных детей, по условной команде бросилась бы вдруг в рассыпную, в разные стороны, какая-то часть детей, возможно даже значительная - могла бы уцелеть.


Догонять, ловить, искать, и собирать двести детей разбежавшихся по лесам в разные стороны - никто бы не стал, гетто - потому и ликвидировали, что шли тяжелейшие Ржевская и Бакинская битвы, произошла высадка союзников во Франции, и уже началась Сталинградская эпопея. Солдаты - были нужны на фронте.


Но добрый педагог понимал, что при таком побеге, часть детей - обязательно попадёт под пулемёты, и такую ответственность брать на себя не стал. В результате, в газовую камеру - зашли все. Ровными рядами, взявшись за руки, и внимательно слушая интересные и увлекательные сказки доброго педагога.


Современные Янушы Корчаки (конечно же и безусловно из самых лучших побуждений и чистых устремлений) успокаивают встревоженное население сказками про окончание карантина и отмену удалёнки (заодно с ЕГЭ, ЖКХ, кредитами, ипотекой, и т.д.). Результат успокоенности - будет печальным.


Вместо ожидания чуда - следует брать собственное будущее (тем более будущее собственных детей) в собственные же руки, и выбираться с тонущего Титаника самостоятельно, благо возможности для этого пока есть.
На пыльных тропинках далёких планет


Бутылочное горлышко, вида "Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!" - уже возникало, и его - уже преодолевали. Оказавшись перед лицом реальной угрозы полного уничтожения, СССР - создал мощную инфраструктуру и экосистему выращивания и поддержки научно-технических и технологических инноваций. Она представляла из себя сложный и уникальный комплекс механизмов для поиска, селекции и развития творческих изобретательских способностей, и включала в себя несколько тесно взаимосвязанных слоёв.


Дошкольного (специализированные мульт-персонажи («Самоделкин», «Винтик и Шпунтик»), и профильные сюжеты в бесплатных (дотируемых из бюджета) детских журналах (Мурзилка), и ТВ-передачах);


Младшешкольного (кружки технического творчества («Умелые руки») на «продлёнке», и научно-популярные киножурналы («Хочу всё знать») на детских (бесплатных) киносеансах);


Среднешкольного (кружки в дворцах пионеров, сеть отделов/магазинов авиа/судо/радио-деталей ("Пионер"), специализированные печатные СМИ («Юный Техник», «Моделист-конструктор»), региональные (районные, городские, республиканские, всесоюзные) тематические мероприятия (конкурсы, олимпиады), и наград (премии/подарки/поездки/встречи) для особо отличившихся;


Старшешкольного (физико-математические школы, подготовительные отделения ведущих технических ВУЗов, специализированные СМИ («Квант», «Техника Молодёжи»), льготные вступительные мероприятия (конкурсы, олимпиады));


Студенческого (бронь в ведущих технических ВУЗах, непрерывность (5-ти летний специалитет) обучения, инновационный сервис (опытные производства ВУЗов и ВТУЗов), патентный сервис (ВОИР), конкурсы студенческих работ, льготное распределение по выпуску, бесплатное жильё "Молодым специалистам", и т.д.);


Научного (нормативы новизны/актуальности НИОКР, премии/выплаты за "внедрения", и за "экономический эффект", свободный график работы, зарубежные командировки, премии, социальные льготы (кандидатам наук - дополнительные (к соцнорме) метры жилплощади, докторам наук - дополнительная комната, академикам - прислуга, автомобиль и шофёр));


Патентного (система внештатных экспертов ВНИИГПЭ СССР, набираемых по профессиональному признаку и конкурсу из сотрудников профильных НИИ, КБ и ВУЗов).


Опытного (лаборатории и опытные производства по изготовлению прототипов, и стенды/полигоны для их испытаний при крупных НИИ, КБ и ВУЗах);


Промышленного (гос. нормативы на % изобретений/рационализации, и % выпуска новой продукции, соц. льготы изобретателям и рационализаторам (премии/выплаты за внедрения, за экономический эффект, льготы по квартплате, дополнительная жилплощадь, распределение на новые производства));


Общественного (научно-техническая популяризация (профильные телепередачи («Очевидное-Невероятное»), научно-популярные телефильмы, крупнобюджетные кинокартины про учёных/инженеров/изобретателей («Девять дней одного года», «Иду на грозу»), лекции и занятия Общества «Знание», журналы («Радио», «Наука и Жизнь», «Знание - Сила», «Химия и Жизнь»), книги, телепередачи, кинокартины), широкое освещение в СМИ спец.соц.льгот и спец.соц.статусов (ведомственных домов отдыха, санаториев, профилакториев, поликлиник, больниц), статьи про спец.распределение жилья, правительственные дачи, личных домработниц и шофёров, про премии и персональные пенсии, и т.д.));


Информационно-инфраструктурного (издательство «Мир» (поиск, перевод и издание в СССР лучших научно-технических книг со всего мира (поиском и отбором изданий - занимались специальные сотрудники посольств и торгпредств)), публичные научно-технические библиотеки с зарубежными изданиями приобретаемыми за валюту);


Ментально-бытового (выпуски «Занимательных математик» и сборников головоломок, кроссворды и шарады во многих газетах и журналах, привитая мода на «Счастливые билетики» (совпадение сумм 1+2 и 3+4 цифр номера билета в автобусе), стимулирующая счёт в уме)). И т.д.


Эта система - была предельно прозрачной, все участники и причастные лица, от дошкольника до академика - прекрасно знали как всё устроено, и как всё работает, как именно, и зачем лично им нужно учиться, и придумывать новое.


Все уровни, и элементы - были взаимно согласованы и взаимосвязаны, и работали как единый механизм по поиску, подбору, отбору, обучению и трудоустройству уникальных создателей (исследователей, изобретателей) нового мира.


После демонтажа СССР, эта экосистема - была полностью уничтожена, а её базовые принципы «Мы рождены что б сказку сделать былью!» и «Нам нет преград на море и на суше!» - были заменены на «Выученную беспомощность».
Синдром выученной беспомощности


Советская система развития творчества - создавалась не от скуки, а для защиты от реальной угрозы полного уничтожения государства, поэтому была строго и безусловно заточена на конкретный конечный результат.


Любой учащийся советской школы, попав в дворец пионеров, или в пионерский лагерь - мог выбрать кружок технического или прикладного творчества, в соответствии со своим собственным интересами. Это могло быть авиа или судо моделирование, радио или фото, выпиливание, выжигание, чеканка, и т.д.


И в таком кружке, не смотря на всю его детскость и добровольность, он - обязан был, сделать что-то реальное. В авиамодельном - что-то летающее, в судомодельном - ходящее, в радио кружке - принимающее или даже передающее, в фото/выжигании/чеканке - любую вещь по своему желанию, но - строго реальное и законченное изделие.


Всё естественно было сделано с поправкой на возраст «создателя», но реальность и законченность - были безусловны, и строго обязательны. Если школьник 1-2 класса попадал в авиамодельный кружок, он - должен был из картонок скреплённых нитками соорудить модельку самолёта, которая будучи запущена с помощью простой бельевой резинки, была способна реально пролететь несколько метров. Пятиклассник из реек, обтянутых папиросной бумагой - делал полуметровый планер, который должен был пролететь через футбольное поле. Старшие школьники - работали уже с тяжёлыми кордовыми моделями, на которых стояли настоящие металлические керосиновые микро-моторы, с быстро вращающимися острыми пропеллерами (способными легко отхватить пол пальца), а масса и скорость полёта этих моделей была такова, что они запросто могли убить неудачно попавшуюся на пути собаку.


Можно было заниматься всем, что интересно, но безусловным было правило: То, что построено - должно полететь.


Если школьник 1-2 класса попадал в судомодельный кружок, ему - надо было из картона, спичек, бумаги и фольги, - соорудить парусник размером со спичечный коробок, который будучи помещён в ведро с водой, мог «идти под парусом» (ветер - обеспечивался взмахами картонки), и слушаясь микро-руля из фольги - поворачивать в нужном направлении, и обходить (плавающие в том же ведре) «айсберги» из кусочков пенопласта. Пятиклассники - делали корабли размером с ботинок, запускаемые в пожарный пруд, и управляемые двумя нитками привязанными к рулю корабля. Старшие школьники - делали модели уже напоминающие реальные корабли, с моторами из скрученных мотков резинки-"венгерки".


Можно было заниматься тем, что интересно, но безусловным было главное правило: То, что построено - должно работать.


В радио-кружках, младшие школьники - реально паяли паяльниками новогодние ёлочные гирлянды; учащиеся 6-7 классов - собирали примитивные приёмники, а старшеклассники, вместе с взрослыми - уже могли делать небольшие но реальные передатчики, и вести радио-передачи и сеансы связи с другими радио-кружками и дворцами пионеров. И так было - во всех местах детского технического творчества.


В результате, все школьники - прекрасно понимали, что во первых, если они будут невнимательны, то им отрубит пальцы пропеллером, или отрежет электролобзиком, их ударит током, прожгёт руку паяльник или выжигательная станция, отлетит в глаз молоток, гвоздь, лопнувшее сверло или ударник от чеканки.


А во вторых, они знали, что всё, что они делают и создают - реально, и если они что-то сделают не так как надо, то оно - не заработает. Модель - не полетит, не поплывёт, не включится, и не получится. Ругать и наказывать за это их - никто не будет, но "оно" - не заработает, что будет означать, что они - проиграли.


А вот если оно заработало, значит оно - было сделано хорошо, и тот, кто его делал, его сделать - смог, у него - получилось, он - преодолел и победил. И если его привлекает авиация, корабли или радио, то он - может идти по этой стезе дальше, в техникум, училище, и институт, при этом - зная, что он - может, и что у него в этой области - уже получалось, он - уже побеждал.


Естественно что в техникуме, училище, и институте будет труднее и сложнее чем в детском кружке, но у него - уже есть опыт решения задач из этой области, опыт преодоления проблем, и опыт побед. Более того, рядом с ним, и вокруг него - будут такие же как и он "победители", у которых точно так же "получалось", и у которых тоже - есть опыт побед.


Главной причиной строгого соблюдения принципа безусловной и обязательной реальности, законченности и работоспособности, вроде бы чисто игрушечных и развлекательных детских поделок, являлось то, что ни к развлечениям или играм, ни к прочей «педагогике», это всё - не имело никакого отношения.


Радио, авиа и судо-модельные кружки - проходили не по ведомству воспитания и педагогики, и уж тем более не по ведомству «социальной защиты» (слабых и убогих), а по ведомству обороны и военно-промышленной мобилизации, в частности - по линии ДОСААФ («Добровольное Общество Содействия Армии Авиации и Флоту»).


Вся эта система - была построена не на лживой «любви к детям», а вокруг грубой и жёсткой задачи реальной подготовки к реальной победе в возможной будущей реальной же войне.


Система физико-математических школ в СССР была построена по точно такому же принципу (выпускники - шли в ВУЗы с военной кафедрой).


Постоянное решение всё более сложных задач - приучало к преодолению и победам, и открывало дорогу в ведущие технические ВУЗы, студенты которых - точно так же работали в реальных лабораториях и, на реальных приборах и установках, и при невнимательности - могли получить реальный удар током, поймать в глаз реальный лазерный луч, облиться реальными кислотами и надышаться реальными щелочами, схватить дозу реальной радиации, обвариться кипятком, сунуть руку в пресс или станок и т.д. И в технических ВУЗах - была такая же лестница достижений и побед, и соответствующих наград.


К слову, в параллель с научно-технической системой, по точно такому же принципу безусловности результата, и строгости череды побед - работала и система поиска, подбора, отбора, обучения и трудоустройства уникальных кадров в области спорта высоких достижений. Она начинала свою работу с уровня всесоюзных детских спортивных секций (хоккея ("Золотая шайба"), футбола ("Кожаный мяч"), шахмат ("Белая ладья")), и действовала вплоть до этапа персональных пенсий и торжественных похорон выдающихся спортсменов.


Параллельно к ней - существовала и вторая спортивная система, уже не нацеленная на экстремальные рекорды, в которой - тоже существовала и действовала своя лестница достижений и побед, и соответствующих наградных нагрудных знаков (степеней норм ГТО), для облегчения визуального отличия - копирующих олимпийскую и боевую геральдику (бронзовый, серебряный, золотой).


Иерархии и лестницы достижений и побед - были в СССР возведены в ранг государственной политики. Не было "просто" рабочих, любой слесарь, каменщик и даже дворник - имели разряд, присваиваемый не за "выслугу лет", и не "общественную деятельность", а за какие-то реальные профессиональные победы, при этом разряд - был важен, ибо являлся базой для расчёта заработной платы.


Действие системы побед и наград - начиналось с самого низа, крохотный первоклассник, за какие-то свои крохотные победы и достижения - в обязательном порядке получал благодарность перед всем классом, звание командира октябрятской звёздочки, и даже нагрудный знак отличия. В стране победителей, учёт побед и наград - был государственной задачей, и велся соответственно.


После демонтажа СССР, все эти системы - были ожидаемо ликвидированы, а в основу новой системы, вместо прежнего базового принципа ответственности, реальности, работоспособности, и самое главное побед, - был имплантирован базовый конструктивный принцип «Синдрома выученной беспомощности», который работал по тому же принципу, но - в прямо противоположном направлении.


Когда современный российский школьник попадает в технический кружок, он - не режет, не клеит, и не паяет; и тем более не работает с опасными изделиями и процессами. Он - делает «презентацию», и «защищает проект» по теме авиации, а в судомодельном - по теме судостроения. Всё, что он делает, он - делает "в интернете", на ноутбуке, или планшете, максимум - на блочном конструкторе типа Лего-Робота.


При этом, если в советском авиамодельном кружке, он отчитывался бы перед пусть и пенсионером, но имеющем отношение к авиации, а в судомодельном - имеющем отношение к флоту, теперь, он «защищает» свой проект перед «педагогами» или образовательными чиновниками, которым ни он сам, ни тем более его проект - абсолютно непонятны, не интересны, да и не нужны.


Более того, работу из авиамодельного кружка - надо было показывать и защищать на поле, с крапивой и репейниками, а из судомодельного - на пожарном пруду, или даже озере или речке, куда нынешние "педагоги" - никогда не пойдут. Да и какие пруды могут быть, если кто-то может упасть в воду, после чего прокуратура и прочие надзоры своими проверками сживут всех со света. И потом, кружок, это - платная "образовательная услуга", соответственно - "права потребителей", страховки, и прочие дела.


Поэтому - будет не защита работы, а её презентация, причём даже не на листах ватмана, тушью и плакатными перьями, и тем более - не на «миллиметровке», а - на "экране", из скачанных в интернете чужих картинок, чужих слов, и чужих мыслей. В самом лучшем случае, лего-робот (собранный по готовой картинке из каталога) - проедет пару метров по полу, а то и вообще по столу, после чего его разберут на запчасти, и сложат их обратно в коробку (имущество - казённое, денег стоит).


А рядом, и вокруг этого "презентатора" - будут находится точно такие же школьники, которые точно так же, вместо реальных работ - будут показывать коммерческим педагогам и умиляющимся родителям не менее бессмысленные "презентации".


В современной РФ, любое взаимодействие школьников с пусть маленькими и почти игрушечными, но материальными и реально работающими самостоятельно сделанными моделями - заменено на бесконечные и бессмысленные «презентации». И когда такой школьник вырастает, и поступает в ВУЗ, ему - продолжают скармливать «ни о чём» теории, и «не для чего» формулы, которые разве что только для презентаций и годятся.


Будучи студентом, он - «учится», уровень и сложность его «презентаций», и «проектов» - растёт, но они - по-прежнему остаются «презентациями», и «проектами», которые он точно так же «сдаёт», после чего вполне логично и заслуженно отправляет в мусорное ведро (а что ещё с ними делать?), а то и просто стирает с флешки. Потом он - заканчивает свой ВУЗ, и на выходе - получается специалист по подготовке «презентаций», и «защите проектов», всегда и неизменно отправляемых в мусорное ведро.


Но главное состоит в том, что он сам - прекрасно знает, что кроме презентаций, он - ничего не умеет, что ничего реального, и ничего реально работающего, и реально заработавшего, он - никогда не делал. Не побеждал. Он - никогда не мог, у него - никогда не получалось, всё, что он делал, - всегда и без вариантов отправлялось в мусорное ведро, или стиралось с флешки. Он - неудачник.


Поэтому он - не будет даже пробовать, так как заранее знает, что у него ничего не получится, а раз так - зачем понапрасну нервы трепать. Тем более - зачем переживать, если вокруг - точно такие же неудачники. Юристы, экономисты, рекламисты, журналисты, психологи, маркетологи, банкиры, инструктора личностного роста, и прочие специалисты по связям с общественностью.


Они - не могут отмотать время назад, и вернуться в раннее детство, что бы в ржавой пожарной бочке с дождевой водой, начать запускать кораблики с корпусом из конфетной фольги, грузом из камушка, мачтой из соломинки, и парусом из листика подорожника (реальный кейс-задание из интернета). Да и какая может быть бочка, спичка, и подорожник, если уже есть «Диплом», «Карьерные траектории» и «Зарплатные ожидания».


Однако, без бочки/спички/подорожника, без этой крохотной, но предельно реальной и конкретной первой победы - не будет и второй, и всего остального. Что бы в зрелом возрасте выйти на футбольное поле чемпионата мира, - надо в раннем детстве гонять мяч во дворе. Но идти на этот двор уже с дипломом бакалавра - поздно, а без этого, уже на поле чемпионата мира делать - нечего.


Комплекс неполноценности - прививается и формируется с самого раннего детства, с мультфильмов. Описание героев мультфильма «Смешарики» (Из российской «Мультипедии»): "Пин родился 9 августа под знаком льва. Все пингвины этого знака отличаются большой гордостью, выраженным лидерством, настойчивостью, упорством, часто достигают поставленных целей. Недаром Пин стал великим изобретателем! Пин очень любит собирать модели из конструктора и летать на самолёте. Смешарик-изобретатель прибыл к нам издалека, поэтому в его речи явно слышен иностранный акцент, очень похожий на немецкий."©


В аналогичных «Фиксиках» - исходно англизованы и имена героев, и даже само название сериала. Насин пёрсонал, онли бизнес.


Эстафету у мультиков - принимает российский кинематограф, показывающий российского же разработчика, создателя и тем более изобретателя - нищим лохом и неудачником, лузером, не имеющим денег даже на ботинки, и с трудом выживающим в окружении богатых продажных ментов, прокуроров, чиновников, и прочих депутатов с проститутками. Тем более, что всё это - соответствует действительности.


При этом в голливудских фильмах, разработчик, создатель и тем более изобретатель, это - не просто успешный, а мега-успешный человек (даже если по сюжету он - "плохой парень"), живущий в собственном огромном доме, на природе, в окружении шикарных машин и красоток. (Российских "коллег" в голливудских фильмах - тоже иногда показывают, но это всегда, и без исключений - лохи, неудачники и лузеры, страдающие в Gulag-e, или в шапках-ушанках с бутылкой водки на космических станциях.)


Этот комплекс - системно и планомерно закрепляют и усиливают российские СМИ, восторженно и безостановочно рассказывая о «потрясающих» и «ошеломляющих» успехах всевозможных (но всегда строго не российских (и уж тем более русских)) Цукербергов и Масков, которые всё и всегда могут, и у которых всё и всегда получается.


И наконец довершает дело - классическое ярмарочное "лоховское цыганское лото" от всевозможных и многочисленных "институтов развития", которое действует просто но безотказно.


Сначала - создаётся видимость нарочитой лёгкости выигрыша (получения средств (гранта/инвестиций) на свою идею/изобретение/разработку). На это - работает "подсадка", легко и непринуждённо указывающая толпе зевак под каким именно напёрстком глупый цыганский неумеха и простофиля спрятал искомый шарик (для этого, гранты и "инвестиции" - громко раздаются направо и налево под совершенно мусорные и бредовые "проекты"). Стоящая вокруг "бригада" - разогревает стадо кабанчиков, поддерживая каждый проигрыш недотёпы цыгана, и выигрыш умного и хитрого селянина, весёлым а главное громким смехом.


Потом - идёт "прикорм", и взявшему наживку кабанчику - дают "отведать" лакомство (принимают заявку на грант/инвестицию, и начинают "работу" в виде переписки).


И вот когда кабанчик наконец перестаёт боятся (забывает что бесплатный сыр бывает только в мышеловке) и начинает жадно чавкать казённым прикормом - идёт "подсечка", и работа по его заявке - "закольцовывается".


Ему - ни в коем случае не отказывают, наоборот, его всё время торопят, подгоняют и подбадривают, прося побыстрее "доработать" и "развить" его заявку, средства же для него - вот же они, уже совсем близко, уже его заждались, ему осталось только протянуть руку и взять уже готовое! Ну что же он?!


Однако чем быстрее и настойчивее кабанчик пытается добежать до заветной лохани, тем быстрее она от него отдаляется. Если кабанчик начинает отставать, лохань - чуть притормаживает; если он вдруг останавливается (перестаёт слать всё новые и новые улучшения и доработки своей заявки), она - тоже останавливается, и возможно даже немного к нему приближается (ему начинают звонить и спрашивать куда он пропал).


Но достать её - он не сможет никогда, и ни при каких раскладах (прикорма - мало, самим надо, а кабанчиков - стада). И в конце концов, в бесконечной беготне по кругу, кабанчик тратит остатки своих собственных небольших средств (это - важно, так как в противном случае он мог бы потратить их на свою идею/разработку), и падает без сил.


После чего опытная бригада напёрсточников, сняв кассу - быстро и внезапно исчезает, оставив вместо себя толпу праздных зевак (из прикормленных СМИ), громко обсуждающих какой же дурак этот кабанчик, ему ведь оставалось совсем чуть-чуть.


Именно так это всё и работает, и именно так действуют все без исключения российские "институты развития" (особым размахом и цинизмом как всегда отличаются московские). Работают - грамотно, и профессионально, благо руководят этой работой (реально руководят) - действительно умные и опытные специалисты по реальным инновациям, и реальным победам. Только - зарубежные.
Перекрёсток семи дорог


Советская система дошкольного, младшего школьного (1-4), среднего школьного (5-8), профессионального (ПТУ), старшего школьного (9-10), технического (техникумы), высшего технического (ВТУЗы), высшего (ВУЗы), академического (аспирантура, докторантура), и дополнительного (переподготовка и повышение квалификации) образования - была ясна и понятна, логически закончена, логистически совершенна, методически выверена, поэтому и работала как часы.


После демонтажа СССР, механизмы, принципы а главное цели её работы - исчезли, но она как зомби, тридцать лет продолжала существовать, не имея на то никакого внятного обоснования.


Курица с отрубленной головой (точнее без оной) - может полчаса бегать по двору, пугая заглянувших чрез забор прохожих, здесь же процесс - растянулся на целых тридцать лет. Возможно, что это увлекательное действо продолжалось бы и дальше, но тут на дороге подвернулся карантин и удалёнка, на которых вся эта безголовая конструкция наконец споткнулась, и начала разваливаться уже окончательно.


По факту, на декабрь 2020 года, российское образование - уже уничтожено, поэтому борьба с удалёнкой - такое же пустое "отвлечение на ложную цель", как и предыдущая многолетняя и такая же безрезультатная борьба с ЕГЭ.


Даже если в начале следующего года пандемия каким-то чудесным образом полностью закончится, и удалёнка будет отменена, это - уже не на что не повлияет, и не будет иметь никакого принципиального значения. Дело - не в форме, а в содержании.


Этот год - предельно ясно и наглядно продемонстрировал, что подавляющее большинство учителей школ, и преподавателей ВУЗов - ни в коей мере не соответствуют требованиям дня сегодняшнего, не говоря уже о дне завтрашнем.


Не владеют элементарными базовыми навыками работы на компьютере, не могут самостоятельно искать, обрабатывать, и тем более передавать новые знания учащимся, не имеют ни малейшего опыта групповой работы и кооперации.


Ситуации, когда учитель пишет задания мелом на доске, а потом пытается его на смартфон сфотографировать и отправить ученикам, или когда преподаватель два часа (две пары) к ряду показывает студентам в веб-камеру страницы учебника, имитируя тем самым лекцию, а потом выясняется, что не был включён звук - не исключения из правил, а норма.


Эта система - не способна подготовить учащихся к миру будущего, хоть с удалёнкой и ЕГЭ, хоть без таковых. Улучшать её или ремонтировать, всерьёз рассчитывая что она станет способна дать учащимся знания, актуальные и востребованные в мире шестого техноуклада, и подготовить их к преодолению приближающегося бутылочного горлышка - не приходится.


Кроме того, многодетные и неблагополучные семьи, запертые на почти целый год в своих и без того некомфортных квартирках - превратились в предельно реальную мину, которая сработает когда потерявших социальные навыки и обезумевших от безделья малолетних хулиганов наконец выгонят из квартир (и торговых центров) и усадят (если ещё усадят) за парты. Дополнительно - сработает и фактор "детей материнского капитала", социализация которых была никакой безо всякой удалёнки.


Школа - ещё была способна выдержать инклюзию с "пассивными ментальными инвалидами", но тот ад, который целый год копился и тихо тлел за внешним спокойствием самозаточённого и нищающего (и медленно сходящего с ума) населения - разорвёт остатки школьной системы просто в клочья.


Школьные расстрелы, и коллективные избиения - были ещё до карантина, в спокойные и сытые (как сейчас выясняется) времена, но тогда они были чрезвычайной и редкой ситуацией. Теперь же, трупы и увечья - станут нормой, тем более, что глобальный кризис, и падение экономики - только начинаются.


Пока - непонятны отдалённые последствия всего происходящего для здоровья учащихся, в первую очередь психического, но видимо там тоже ничего радостного не будет. Информация о вале детских суицидов - пока официально не подтверждена, но уже появляется.


Сообразительные родители - ещё весной, в самом начале всего корона-квеста, когда уже стало примерно понятно куда всё идёт, и чем в итоге закончится - перевели своих детей на домашнее обучение, впрочем наиболее дальновидные, сделали это задолго до всякого вируса.


Основная головная боль связанная со школой - базировалась на необходимости получения пресловутых баллов ЕГЭ, требующихся опять же не самих по себе, а для поступления в ВУЗы, однако карантин и удалёнка покалечили ВУЗы как бы не больше чем школы.


Высшее образование - в такой же глубокой коме. Знания, полученные на лекциях в пол глаза просмотренных на смартфонах в метро, а то и прослушанных в наушниках во время подработки курьерами или охранниками, реальным работодателям - не нужны.


Студентов - конечно жалко, но жалость и деньги, и тем более риски для бизнеса компаний - вещи из разных плоскостей. Начинающиеся суды студентов-платников со своими альма-матерами, на предмет возврата ранее честно уплаченных средств, и иски обиженных абитуриентов, на предмет обманутых ожиданий - первые ласточки масштабных и серьёзных процессов окончательного краха этой конструкции.


Всё так называемое "высшее" образование, до сих пор держалось исключительно на отсрочке от армии, однако после Карабаха, вчерашним школьникам делать в ней стало не просто нечего, они - стали невыгодными даже в качестве тупого пушечного мяса, ибо затраты на сбор и захоронение того что от них остаётся после очередной безответной бомбы с очередного беспилотника - не компенсируются вообще никаким ответным приобретением.


Более того, если они выживут, полные затраты государства на содержание каждого такого инвалида до конца его недолгой жизни - вполне могут составить как раз каталожную стоимость типового лёгкого беспилотника в крупной серии. Тем более, что сейчас они пока управляются операторами, которым нужно платить зарплату, но уже скоро, по типовым целям, они смогут работать автономно, так что затраты на них существенно сократятся. Ничего личного, чистая арифметика.


Все последние годы, шёл процесс нарастания недовольства работодателей выпускниками ВУЗов, зарплатные ожидания которых - в разы, а то и на порядок расходились с их реальной ценностью для бизнеса компаний. Работодателям уже давно всё равно, есть ли у кандидата «корочка» или нет, ибо сама корочка работать - не будет.


Более того, крупные транснациональные корпорации, и даже некоторые российские - уже открыли свои собственные корпоративные университеты, выпускники которых - остро востребованы рынком, и для поступления в которые никакие егэ - не нужны ни в каком виде.


В этих условиях, битиё головой об стену выжавшей из ума, и потерявшей какую бы то ни было ценность школы, и тем более битиё об эту стену головой своего собственного ребёнка - выглядит немного странно. Впрочем, каждому - своё.


Сохранившейся практически в неизменном виде советской системе среднего, и высшего образования - пришёл уже окончательный и закономерный конец. В своём нынешнем виде, ни родителям, ни учащимся, ни работодателям, ни обществу она - не нужна, при этом, всем им - обходится весьма дорого.


"Хроника объявленной смерти" этой системы - уже запущена, это вопрос - не лет, а месяцев. Процесс обвала - не остановить, но из под потока обломков - можно отойти. За гибелью Титаника, какой бы красочной она не была - удобнее, и полезнее наблюдать с самостоятельного плавательного средства, находящегося на почтенном удалении.
Как дойти до горизонта


Для победы в конкуренции, а точнее - для выживания в мире будущего, - требуются принципиально и кардинально "более лучшие" объекты материального или цифрового мира. Уже давно было сказано: "На все вопросы - один ответ. У нас - есть пулемёт, а у вас его нет.". Как это выглядит на практике - наглядно и доходчиво показано в многочисленных красочных ютуб-роликах с недавней карабахской войны.


Важно, что такие объекты требуются - в одном экземпляре, второй - не нужен. Если это уникальная исследовательская установка, то для проведения исследований, одного её экземпляра - будет вполне достаточно.


Если же это принципиально и кардинально более лучшая (лёгкая/прочная/экономичная/технологичная) например гайка, которых в каждом реальном станке по паре сотен, тогда "объектом" - будет не сама гайка (железная, тяжёлая), а полный комплект цифровой документации и на неё саму, и на всё что с ней так или иначе связано.


Комплект - опять же достаточен в одном экземпляре, так как если он (один) есть, его - можно скопировать столько раз, сколько нужно (хотя зачем, он же цифровой).


Когда для сборки партии станков потребуются тысячи непосредственно самих гаек (железных, тяжёлых), этот комплект - мгновенно передадут по сети в автоматизированное производство по изготовлению гаек (задав нужное количество, и вид тары), после чего, через положенное время - получат номер контейнера с уже изготовленными гайками, и номер складского места где он находится.


Автоматизированное производство - может располагаться в абсолютно любом месте, главное требование - принимать комплект цифровой документации, количество и вид тары, и выдерживая параметры выполнять заказ. Так уже сейчас и работают всевозможные и разнообразные Эпплы, не имеющие ни одного собственного станка и сборочного конвейера.


А вот для того, что бы сделать этот всего один комплект цифровой документации - уже потребуется серьёзно поработать. В мире шестого технологического уклада - необходимо делать не просто "хорошее", а лучшее во всём мире.


Если ваша гайка будет хотя бы на 5% более металлоёмкой чем у конкурентов, вы - вылетите с рынка. (С рынка гаек, и/или с рынка изготовления цифровой документации на гайки.) Если она будет на 5% менее прочной (и их соответственно потребуется больше), вы - вылетите с рынка. Если она на завинчивание потребует на 5% больше работы (усилия, или времени), вы - вылетите с рынка. Если она ещё хоть в чём-то ином уступит конкурентам на 5%, вы - вылетите с рынка.


Мир будущего - прозрачен, благодаря поисковым системам, все - видят всё, всех и всегда; и могут купить всё, всегда и везде. И если контейнер с гайками - ещё могут не пропустить через государственную или таможенную границу, то через границу - уже не смогут не пропустить цифровую документацию на гайки (более лучшие на целых 5%).


При этом, непосредственно сами автоматизированные производства по изготовлению гаек, и всё сырьё и материалы для их изготовления, во всём мире - совершенно одинаковы (тот кто окажется хуже на 5% - вылетит с рынка).


Соответственно привычная старая реклама, вида "Покупайте наши гайки! Наши гайки - самые гайкистые!" - ничего кроме недоумения вызывать не будет.


Прогресс речевых и поисковых технологий - приведёт к тому, что любой пользователь, получивший подобный рекламный месседж, и действительно заинтересованный в получении гаек - сразу произнесёт в микрофон своего гаджета фразу "А ну ка Гугл, найди ка мне, кто это такие, и что у них за гайки!", после чего гаджет, немного пошуршав глобальными базами данных, в устной же форме - выдаст всю подноготную и самого незадачливого рекламиста, и его пресловутых гаек.


Как говорилось в настырной телевизионной рекламе 90-х годов, "Но и это - ещё не всё!". Если вдруг выяснится, что указанные гайки действительно такие экстремально гайкистые, как о том говорится, пользователь - не кликнет на кнопке "Купить!", а тут же попросит свой гаджет найти самое выгодное предложение по этим гайкам. Естественно - из всех имеющихся во всём мире.


И вероятнее всего, что таким предложением - окажется не исходное предложение рекламиста, а распродажа какого ни будь закрывающегося производства, расположенного на другом краю земного шара, которое будет распродавать свои складские запасы этих самых гаек - по цене не только ниже первичной закупки, но даже даже ниже себестоимости их изначального изготовления!


При этом, оплачивать и использовать два абсолютно эквивалентных, но сделанных разными исполнителями комплекта цифровой документации на одну и ту же гайку - не имеет никакого смысла. Если один из них хоть в чём-то лучше, его - и будут использовать.


Если же между ними не будет абсолютно никакой разницы, значит одна и та же работа - была сделана дважды, соответственно потеряли - оба. Потребителю и пользователю двойные расходы на учёт и хранение двух полностью одинаковых, но при этом разных объектов (тем более материальных) - не нужны.


В мире шестого техноуклада, просто деньги, и даже в комплекте с прошлыми заслугами - не значат ничего, вырасти с почти нуля до монополиста - можно за полгода; и за эти же полгода - можно разориться. Теперь "мозги" - всегда победят "тупое бабло".


Прошедшей весной, многие - уже получили возможность лично прикоснуться к прозрачному миру будущего, и самостоятельно попробовать с десяток сервисов проведения онлайн-уроков. После чего, отказав в милости известным и заслуженным Микрософтам, Гуглам и прочим Цискам, - признать победителем сервис крохотной и расположенной на другом краю земного шара компании Zoom Video Communications Inc. В результате, мало кому до той поры известный, но оказавшийся востребованным сервис - мгновенно размножился десятками миллионов копий по всему миру.


Это - полностью переворачивает все привычные производственные, экономические, социальные, общественные и политические системы. Традиционные "национальные" государства - проигрывают глобальным сервисам и платформам, и оказываются один на один с толпами социально незащищённых (и никак не задействованных в экономике) граждан.


В.И.Ленин определял классы как "Группы людей, различающихся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.".©


В мире автоматизированных производств, работающих на основе комплектов цифровой документации, главное "средство производства" - не рабы, земля, фабрики, или финансовый капитал, а ум ("Мозги - побеждают бабло!"); а построение этого мира - и есть та самая "классовая борьба", о которой писали классики (и здесь не соврали).


И идти эта борьба будет - не за "эксплуатацию" (см. выше), а по Олимпийскому принципу - на выбывание. Горе побеждённым!


Это - и есть главное содержание "тектонических процессов глобальной трансформации", а всё остальное, наподобие крикливой политики, биржевых крахов, и даже войн - будет лишь фоновым шумом для отвлечения глупых (и быстро сокращаемых) масс.


[Коронавирус как сущность - пример самого настоящего шестого техноуклада, достаточно всего лишь одной копии (точнее оригинала) вирусной частицы (и всего одного самого первого его носителя ("нулевого" пациента)), и путём неограниченного копирования и тиражирования, он - быстро распространится по всему миру.


Вакцина - то же шестой техноуклад (хватит одного экземпляра). При этом вакцина - пример ещё более явный и наглядный, микробиолог гений-одиночка в гаражной лаборатории - побьёт сотню маститых и осанистых академиков от медицины, с монографиями, премиями и госдачами).]


Как же, и чем же в таком жёстком "олимпийском" мире конкурировать (и соответственно выживать)? Маркс - уже ответил: Изобретать! Создавать иное. Неизвестное, небывалое, невиданное. Тогда эти спасительные (а для конкурентов - губительные) 5% преимущества - могут быть достижимы.
Ты помнишь, как всё начиналось


Система обучения формирующаяся в государстве - в точности соответствует господствующему технологическому, и как следствие экономическому укладу (ибо под него - и создаётся).


При рабовладельческом ручном труде это - греческие и римские школы для детей патрициев, с риторикой, гимнастикой, политикой и стихосложением; при феодальном мелкотоварном ремесленном производстве - богословские школы-интернаты в монастырях; при переходе к раннему капиталистическому цеховому производству - воскресные церковно-приходские школы в сельской местности, и семинарии в городках; при мелком фабричном производстве (а главное - появлении книгопечатания) - свободные богословские университеты в столицах, и "вольных" городах-государствах.


Нынешняя классно-урочная (т.н. "Пруссская") школьная система - стала ответом на требования массового индустриального промышленного производства, её задача - быстро, массово и недорого обучать стандартно подготовленных и дисциплинированных промышленных (заводских и фабричных) работников.


По этой причине, во всех своих проявлениях она повторяет и копирует форматы и структуры индустриального промышленного предприятия. Школа это - фабрика/завод, директор школы - директор фабрики/завода, учитель - мастер, ученик - работник, класс - цех, парты - станки, учебник - чертёж, урок - смена, звонок - заводской/фабричный гудок, школьная форма - спецодежда, сменка - цеховая обувь, доска - цеховое табло, учебный план - план производства, школьная линейка - цеховая перекличка, оценки - наряды, двойка - брак, и т.д. Первые школы этой системы - и устраивались при заводах и фабриках, для детей их работников.


Задача классно-урочной системы - стандартно научить стандартного ученика решать стандартные и давно известные задачи, стандартными и давно известными методами, с получением стандартных и давно известных результатов.


Она должна вложить в голову учащегося выверенной (по объёму и сложности) порции знаний, достаточных в будущем для выполнения выпускником планового производственного задания, и предотвращения при этом брака, аварий и несчастных случаев на производстве. Исходя из этого - и была выработана схема её работы: Рассказали - Спросили - Ответил - Допущен.


Готовить в такой системе создателей и генераторов чего-то нового и неизвестного, и тем более иного - сложно, да и не нужно. Любое производство, это - строгое следование строгим правилам и инструкциям (написанным в буквальном смысле кровью). Если работник в реальном цеху, и на реальном производстве начнёт "творить", дело - закончится грустно, а то и плачевно


Но цифровизация и автоматизация делают такие кадры и такую систему ненужной. Теперь - нет необходимости сотни миллионы раз плохо делать дело, которое можно один раз сделать максимально хорошо, а потом копировать это максимальное удачное решение столько раз, сколько потребуется.


Единственное, чему имеет смысл именно обучать, это - навыки поиска и создания новых и неизвестных методов решения, а в идеале - новых и неизвестных задач.


При этом, проверять подобные знания и навыки обычными традиционными экзаменами и тестами - так же невозможно, ибо если к задачам/тестам уже есть ответы, значит эти задачи - уже решены, и те кто их пытается решить - уже не будут первыми, а их цель - как раз и состоит в том, что бы сделать то, что до них никто (включая и экзаменаторов) и никогда ещё не делал.


В СССР эту проблему пытались решать выводя способных школьников из общего потока "среднего" образования - в систему вечерних и заочных физико-математических школ, но ВУЗы - точно так же были вынуждены выполнять план по выпускникам для НИИ и КБ, поэтому любое "творчество" было в них максимально стандартизовано и формализовано.


Система побед, поощрений и наград - немного спасала ситуацию, но служила вынужденным аварийным исключением из общего правила (быстро готовить много типовых исполнителей), а не новым правилом.


Пытаться сейчас восстановить, а точнее сымитировать советскую систему - бессмысленно, нужно строить совершенно новую, тем более что это становится возможным.


Шестой техноуклад - возвращает мир во времена великих географических открытий, во времена Олимпийского принципа "Первый - получает всё, а остальные - выбывают".


Главное - найти/создать новое решение задачи (а ещё лучше - новую задачу), и доказать что оно работает, а всё остальное - уже дело техники (в прямом смысле этого слова - наштампует сколько нужно).


В новом мире - не нужны "хорошие" и прилежные исполнители чётких инструкций и предписаний (машины - всё равно выполнят любую типовую работу лучше, быстрее и дешевле), в нём, как и в географических открытиях - нужны первые.


Первый полет братьев Райт - длился всего 12 секунд (а "самолёт" - был сделан из велосипедных запчастей); полёт Гагарина это - всего один (к тому же не полный) оборот вокруг Земли за 108 минут; Колумбы, и Куки от образа школьницы-отличницы в накрахмаленном фартуке - были далеки, Дрейк - вообще был пиратом в исходном значении этого понятия. Но ценность их всех - и не состояла в послушности, исполнительности, прилежности и чистописании. Их задача - была другой.


Теперь, способность быть первым, и делать то, что никто и никогда не делал, из приятной опции - превращается в "острую производственную необходимость" и жизненную (в прямом смысле этого слова) потребность, а лица с такими способностями - становятся критически важными для любой компании и государства, точнее для тех из них, кто планирует перейти в мир будущего.


Подобная "переполюсовка" и переворот главных ориентиров - открывает уникальное окно возможностей, и предоставляет редчайший шанс одарённым молодым людям, текущее экономическое и общественное положение которых не соответствует их творческим способностям.


Шестой техноуклад - позволяет легко пробивать институциональные стены и административные преграды, и перескакивать через ступеньки иерархической социальной лестницы. Ценность подобных побед, одерживаемых на фоне идущего вокруг общего падения и краха - сложно переоценить.


Как же, и где же этому всему научиться, тем более - в условиях полного краха и коллапса всей образовательной системы?
На маленьком плоту


Обучать гениев* теми же стандартными классно-урочными способами и методами, что и обычных учащихся - невозможно.


* Дословно - "порождающих" (от genus/genius/genere) (отсюда же - "генератор", и "ген"), не путать с "талантом" (дословно - увесистый/весомый (от talanton/talent)). Талант это - "лучший из всех", а гений - "отличный от всех". Задача первого - делать ЛУЧШЕ всех, второго - делать ИНОЕ. Скаковая лошадь - несравненно быстрее черепахи, однако и через год умопомрачительной гонки, она - так и останется на всё том же самом ипподроме, а черепаха всего за пару часов - уже переберётся на другой край болота, по которому лошадь - не пройдёт и пары метров. Они - не лучше и не хуже друг друга, они - разные, как с метрами/килограммами, или секундами/градусами.


В условиях тотальной алгоритмизации, роботизации и автоматизации промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта, торговли, здравоохранения, образования, бытовых услуг, и иных областей экономики и сфер деятельности, потребность в работниках не имеющих уникальных навыков и редких компетенций - постоянно и необратимо снижается.


Одновременно с этим, столь же постоянно увеличивается ценность и востребованность лиц, способных продуктивно действовать в условиях постиндустриальной экономики, в частности - работать в командах распределённых рабочих групп, осуществляющих инновационные, то есть изобретательские технологические проекты.


Требуется готовить лиц, востребованных в условиях шестого технологического уклада, и обучать их работе в распределённых рабочих группах инновационных (изобретательских) технологических проектов.


Открытие - начинается с удивления, однако "научить" удивлению - нельзя. Для реального приобретения обучающимися навыков развития собственных идей, - необходима не пустая и бесплодная "креативность", а возможность находиться рядом с другими такими же "генераторами", развивающими свои собственные идеи.


Для этого - необходима соответствующая методика и инфраструктура групповой проектной работы, специально и именно для этого созданная и предназначенная. Такая система должна быть нацелена на совершенно конкретный и понятный результат, то есть - на свой собственный проект, что позволит полностью устранять риски появления "синдрома выученной беспомощности".


В условиях монополии классно-урочной тестово-экзаменационной системы, подобная новая структура шансов на появление и развитие - не имела, однако в обстановке полного банкротства и обрушения прежней системы, такие шансы - появляются. Нет худа без добра.
Заря нового мира


Какой могла бы быть образовательная структура способная решать задачи подобного рода? Обучение - может начинаться с уровня учащихся 5-7 классов школ и гимназий. В рамках обучения - необходимо знакомить заинтересованных школьников с областью технологических инноваций, давать им базовые представления о том, что такое изобретательство и технологические стартап-проекты, развивать у них изобретательское мышление и базовые навыки посильной практической проектной работы. Такую учебную программу уместно назвать «Kids Inventive Project».


Учащимся 8-11 классов - можно давать уже более сложную и насыщенную программу «Junior Inventive Project», призванную не только познакомить их с областью изобретательского технологического бизнеса, и дать представление об основных этапах развития изобретательских стартап-проектов, но и рассказать о принципах ведения практического инновационного технологического бизнеса, и помочь приобрести практические навыки, необходимые для последующего участия в реальных практических групповых проектах.


По завершению теоретической части, активные и заинтересованные учащиеся, успешно прошедшие обучение - в обязательном порядке должны получать возможность применения полученных знаний и навыков в реальных практических групповых проектах, в качестве членов команд ученических изобретательских стартап-проектов, например как волонтёры и ассистенты.


Школьники имеющие собственные изобретательские идеи, и обладающие должной степенью самостоятельности и ответственности - должны (под руководством кураторов) допускаться к реализации своих собственных проектов в качестве руководителей соответствующих ученических изобретательских проектных групп.


Таким группам и проектам - должны оказываться помощь и содействие, например в виде формирования проектных команд, и их комплектования участниками-партнёрами и помощниками-волонтёрами из числа заинтересованных учащихся (см. выше).


Большим же и сложным проектам - должна оказываться уже полноценная консультационная и экспертная поддержка, надо организовывать взаимодействие с профильными отраслевыми специалистами и организациями, и изыскивать возможности для допуска к лабораторному и производственному оборудованию, необходимому для изготовлении макетов и опытных образцов, и для проведении численных и натурных испытаний.


Проекты имеющие содержательный интерес, и должный уровень проработки и стадии развития - уже могут представляться на широкое обозрение заинтересованным лицам и организациям, в первую очередь - образовательным (следующих ступеней).


Для увеличения охвата заинтересованной аудитории - необходимо оказывать другим образовательным организациям (основного и дополнительного образования любых форм собственности, видов административной подчинённости и ведомственной принадлежности) услуги по групповому (онлайн/оффлайн) обучению их учащихся, подготовке и проведению событий и мероприятий, созданию профильных (изобретательских & стартап) курсов и классов, выпуску учебных материалов и пособий.


Необходимо конструктивное взаимодействие с вменяемой частью родительского сообщества, осознающей критическую важность вышеуказанных навыков и компетенций для будущей востребованности их детей в экономике и мире шестого технологического уклада.


При этом такое взаимодействие может строиться как на общей групповой основе (и быть направленным на активное влияние на образовательные структуры и существующие учебные заведения (с целью включения ими требующихся учебных элементов в уже идущие учебные программы)); так и на персональной основе, например для лиц, планирующих последующую контролируемую передачу активов и капиталов по наследству (не в "наличном" виде (что создаст риски как для самих капиталов так и для их получателей), а в формате официальных траншей венчурных инвестиций в компании-стартапы наследников, с дальнейшим внешним экспертным контролем работы этих компаний).


Для успеха обучения, школьникам - необходимы не пустые словесные уговоры и убеждения, а наглядная визуальная мотивация. Они - должны видеть студентов, работающих по своим проектам. Соответственно - необходима большая программа для студентов, включающая как чисто учебные, так и реальные практические направления, такие как участие в уже идущих технологических изобретательских проектах, и естественно запуск своих собственных.


Так же необходимо сотрудничество с ВУЗами для обучения студентов по программам технологического и стартап бизнеса, создания профильных учебных (+онлайн) курсов и программ, и выпуска учебных пособий, прохождения студентами курсовых и дипломных практик в реальных проектах, помощи в запуске студенческих и аспирантских изобретательских проектов и технологических стартапов, естественно с их последующим абонентским обслуживанием.


Для эффективной и результативной работы с ВУЗами - необходимы немонетарные (Win-Win, и бартерные) форматы взаимодействия и сотрудничества, подбираемые в соответствии с имеющимися потребностями и фактическими обстоятельствами дела.


И конечно же, безусловно необходимо соединение и сопряжение студенческих и ВУЗовских проектов и стартапов, с самым настоящим и реальным мировым технологическим рынком, тем более что реальные технологические изобретательские проекты вменяемых студентов - исходно и изначально имеют мировую техническую новизну, и участникам мирового рынка интересны как минимум в качестве вариантов новых направлений развития. Да и сами студенты способные осуществлять подобные проекты, без дела - никогда не останутся.
Запоздалые встречи


Лица, внимательно следящие за новыми проектами в образовании, наверняка уже почувствовали что "Это всё я уже где-то видел.". Да, так оно и есть, описываемая образовательная структура («Московская Изобретательская Школа» ) - уже существует, и уже работает, и на данном сайте - уже упоминалась, в первой февральской публикации, посвящённой корпоративному направлению, что видно по ссылкам.


Тогда же, в феврале - должны были выйти эта вторая (школьная), и третья (студенческая) части, сначала отложенные из-за неожиданно большой работы по изучению аналогичного российского и мирового опыта в данной области, а потом не вышедшие в свет уже из-за начала известных событий, сделавших материал посвящённый кризису образовательной системы очевидным, и в излишних доказательствах не нуждающимся.


Первая февральская публикация - помогла найти единомышленников и партнёров, благодаря помощи и сотрудничеству с которыми работа сильно продвинулась (пользуясь случаем - благодарим интернет-издание "МЕЛ"). Текущий материал - возобновляет выпуск серии, тем более, что появился информ-повод для публикации.


Инфоповод - следующий.


• До конца года, занятия для школьников по новым программам - сделаны бесплатными;


• Начат набор групп на январские олайн-оффлайн (ВДНХ/Трубная) проектные программы;


• Учащиеся имеющие свои идеи и проекты - принимаются во все программы без оплаты.


Как всегда - приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству образовательные организации, вменяемых учителей, школьников, и их родителей, а так же студентов, ВУЗы, и преподавателей. Как всегда - рады сотрудничеству с вменяемыми СМИ (заря нового мира, сама себя - не встретит).


PS. Материал написан - не для запугивания, а наоборот - для приглашения вменяемых и конструктивно настроенных лиц к взаимовыгодному сотрудничеству. Ещё раз - приглашаем!


Школы, учителей, школьников, родителей, студентов, ВУЗы, и преподавателей.


Край будущего




Другие статьи в литературном дневнике: