Белый князь. Разговор о прошлом.
Итак, слово Тынетагину: Эта беседа с последним князем юкагиров состоялась в 2008 году. Через полтора года он умер. Записи долгое время лежали не разобранными, пока, наконец, не настало время. Я не буду называть ни место, где мы с ним разговаривали, ни его фамилию, потому что еще живы его родственники, и мне не хотелось, что бы кто-то недобрый смог причинить им вред, осквернив память их предка. На момент разговора ему было 89 лет, и он был в прекрасном состоянии духа, у него только отказывали ноги. Мне пришлось несколько обработать его речь, потому что они изобиловала только ему присущими словами и понятиями, для объяснения которых пришлось бы потратить дополнительное время и место, что пока не нужно по понятным причинам. То, что не было проговорено, но подразумевалось по смыслу, поставлено у меня в скобках. - Прежде всего, запомни одну простую истину: не нужно верить истории написанной. Почти все летописи, да и вообще любые официальные источники писались в угоду действующим властям. А значит, в них будет, в лучшем случае, полуправда. Сам подумай! Пришёл ты ко мне с войной и победил. А что потомки твои скажут о тебе, особливо, если они будут лучше тебя? С другой стороны, тебе, как победителю, нужно закрепить свои завоевания, дабы упрочить власть на завоёванной земле. - Наверное, ты прав! Именно с целью вытравить народную память, так старательно на Руси насаждали чуждые нам религии? Вначале – «язычество», потом христианство, потом вообще пошла всякая «клюква развесистая»: муслимы, буддисты, иудеи, кришнаиты… - Ну, конечно! Любая религия – это усечённый, искаженный фрагмент мировоззрения, сутью своей имеющий главное правило: разделять и подчинять народы. За основу берется культура и мифология, затем доводится до абсурда, составляется его ритуальная, обрядовая часть и – раз! – мы имеем язычество, христианство, буддизм, мусульманство и т.д. - В самых общих чертах… - Приходящие первые христиане рассказывали нам о милосердном боге, который откроет нам дверь в новую жизнь. Они как бы приучали нас к себе, показывали, что им можно доверять. И наши бесхитростные люди им действительно поверили… - Ты сказал, что вы приняли их за своих братьев? Разве были раньше подобные встречи? - Я же говорил тебе, что белые люди почти всегда жили здесь. И мы – тоже являемся потомками этих людей. В давние времена все Северные земли были густо заселены и застроены многочисленными городами. Куда они делись? А в землю ушли. Потому что строились, в основном из леса и земли. Остатки оснований этих городов, их подземные коммуникации, думаю, можно еще отыскать. А все остальное – что было наверху, давно либо сгнило, либо сгорело… - (Мой вопрос на бумаге не сохранился. А сам я почему-то не могу его точно вспомнить. Поэтому просто привожу ответ Князя)… - Вот сегодня лингвисты и этнографы ломают головы, пытаясь придумать объяснение, которое бы устроило всех, тому, откуда вообще взялся народ юкагиров в приполярной тундре Северо-Востока? Для них это действительно шок! Юкагирский язык и его диалекты не похож ни на один язык «коренных» народностей Севера – чукчей, коряков, эвенов, якутов. При этом все признают, что юкагиры самый настоящий коренной народ Севера, который жил здесь всегда. И вот одни говорят, что язык наш схож с уральскими языками, другие – с финно-угорскими, третьи находят нечто общее с группой алтайских языков. Есть ученые, которые договорились до того, что связывают юкагирский с иранскими группами языков. (Далее часть записей находится в плохом состоянии, чтобы восстановить ее, понадобится некоторое время, но мы обязательно вернемся к этой теме чуть позже. Пока, в двух словах, – там речь идет о несоответствиях национальной одежды юкагиров и среды их обитания. Князь делает остроумный вывод, что одежда юкагиров была изначально приспособлена для жизни в лесу, а не в тундре) - А как ты можешь объяснить приход ко мне Хранителя в виде медведя? - То, что к тебе Хранитель Полуострова приходил в образе медведя для меня как раз неудивительно. Это был особый знак. Медведь всегда был в почёте и уважении у белых людей Севера. Раньше называли его по-старому Камом или Комом. Отсюда и старая поговорка, которую ты тоже наверняка слышал: «Первый блин – комам». Не комОм, а комАм! То есть, медведям. Был у русских такой обычай – при наступлении весны и прихода Дня весеннего равноденствия, носить свежеиспеченные блины в лес и развешивать их по сучьям деревьев. Это был человеческий подарок медведям. И в некоторых сказках остались упоминания об этом – идет девочка и, чтобы не заблудиться, вешает блинки на деревья, либо бросает кусочки на дорожку… - Подобную сказку я слышал про спящего пса Семаргла или Семурга. - Может быть… Хотя собака всегда служила человеку и вряд ли её стали бы возводить в такую степень. Но возвращаясь к медведю и шаманам, хочу добавить вот еще что. Сегодня почему-то шаманизм считают чисто азиатской традицией. Но это полная ерунда, поскольку его корни уходят в древнейшую историю Северных белых народов. - Как думаешь, кто раньше освоил Традицию? Неужели все-таки бореалы? - Кто это, бореалы? - Так в современном мире называют предков-северян. От слова «Борей» - что значит «северный»… - Да, пожалуй, так… Я вообще думаю, что изначально древней шаманской Традицией владели только белые северяне. А другие народности (азиаты, монголоиды), которые часто соседствовали с ними, вначале подсмотрели, а потом, когда увидели, что это приносит настоящую пользу, полностью переняли эту Традицию. Вот только в силу особенностей своего языка и характера они не смогли сохранить все в изначальном виде. Они сильно изменили, местами даже исказили её, а ту обрядовую и тайную часть знания, которая передавалась в устной форме, просто не запомнили, а возможно – опять же из-за особенностей своего языка - сильно изменили. Можно, кстати, предположить, что эти тайные знания твои бореалы азиатам просто не передали. Добавь к этому процессы смешения коренного белого населения с пришедшими на Север азиатами… И вот сегодня при слове ШАМАН у нас возникает образ тунгуса, или якута, который в странной одежде из шкур пляшет с бубном у костра... - Я хотел бы вернуться к связке «медведь – кам – камлать – шаман»… - Ты, наверное, хочешь еще послушать о том, как великие шаманы древности во время камлания превращались в огромных медведей? (смеётся) Я угадал? Кто же тебе сегодня скажет - была ли это наведенная иллюзия, такой древний вариант массового гипноза? Или же и в самом деле происходило нечто непостижимое? Кто знает... - На Полуострове я слышал местную легенду о том, как один пастух, попавший в жуткую пургу и сбившийся с пути, случайно провалился с медвежью берлогу. И медведь усыпил его и он всю зиму до весны проспал с ним. А когда весной вернулся к себе в стойбище, изумлению его родных и близких не было предела. Самое интересное для меня, знаешь, что было? То, что перед тем как мне эту легенду рассказать, сказитель проговорил «формулу правды»… - Подобные были и легенды есть у многих северных народов! Вероятно, у них есть какое-то основание для них. Не могу сказать с полной уверенностью. Скажу только, что у нас встреча с медведем в тайге всегда была особым событием (как и увидеть медведя во сне). Мы рассматривали такие вещи как особый знак, предостережение из мира предков, которые хотят сообщить о чём-то важном! - Послушай, а можно вопрос задать вообще из «другой оперы»? Вот мы говорим «связь времен», «эти люди связаны между собой», «развязать войну», завязать узы дружбы». А мне всегда было интересно: при чем тут «связь»? - О! Это очень и очень интересный вопрос! Ты что-нибудь слышал про индейское узелковое письмо? - Конечно, слышал! А при чем тут это? - А как ты думаешь, как это узелковое письмо появилось? Кто им его передал? Или они сами его создали? Но, учитывая тот факт, что большинство индейских родов и племен пришли в Америку из Алтая и Сибири – да, да, знаменитые алтайцы, а так же кеты, нивхи, если мне не изменяет память – они родственники индейцам, более того – они их старшие братья, потому что именно их предки ушли от нас на территорию Америки… Так вот, учитывая этот факт, можно сделать вначале предположение, что именно в нашей Сибири кроются истоки узелкового письма. - Что-то я не понимаю ход рассуждений… - А ты не спеши… Ты играл когда-нибудь в карты? - А карты-то при чем? Ну… Играл… очень давно, в детстве в дурака… - Помнишь изображения карточных королей? Что у них в руках? - Скипетр и держава… - Ха-ха! Скипетр! Это Петруша-царь придумал байку про скипетр и державу… Древние короли и цари на Руси Великой, изображались с прообразом того самого узелкового письма, точнее – с клубком, в который готовое «письмо» сматывалось. А во второй руке у них – не скипетр, а так называемое Устье, Остье, Ось, Ус – специальная вязательная палочка, с помощью которой вывязывались слова и послания на нити. - Ну как… Меня всегда удивлял факт присутствия на Севере буквально зарослей дикой петрушки, дикого лука, разнообразных видов малины, у нас ведь даже дикий горошек растет! Да! И вот что удивительно! Дикий горошек – ничем не отличается от того, который растет в центральных районах страны, но он очень мелкий. У нас его называют мышиным горошком. Он словно бы выродившийся. А вот петрушка, напротив, - просто гигантская, по сравнению с которой «домашняя» петрушка выглядит чахлым недоростком. При этом дикая петрушка обладает просто мощнейшим ароматом – достаточно бросить в котелок с ухой три-четыре листика, и петрушечный дух забьет все остальные запахи! Как она умудрилась вымахать такой на Севере?! - Да, совершенно верно! Коряки и эскимосы заворачивают в петрушку рыбу, и она долго не портится, а еще с ней готовят нерпятину… Я рассуждаю не как учёный, а просто как коренной житель этих мест. Так откуда на Севере взялась эта дикая петрушка? Заросли гусиного лука? Который, вообще-то, похож один в один на домашний лук-севок! Местами встречается чеснок и черемша. И совершенно материковский папоротник-орляк. Подчеркиваю – это все произрастает на Крайнем Севере! В жутких климатических условиях, когда собственно лето здесь длится всего два с половиной месяца! Потом посмотри, очень часто в низовьях Колымы встречаются реликтовые поляны, на которых находят даже выродившуюся рожь и пшеницу! - Подожди! Какая желтая малина? - Ну как же? А морошка? Научное название морошки тебе известно? - Точно! Я забыл! Малина арктическая! Морошка. - Добавим, что обладает она всеми теми же свойствами – понижает жар, имеет бактерицидные свойства – что и обычная малина. Затем другая местная ягода, которую называют княженика – это ведь тоже малина! Малина приземистая! Откуда на Полярном Севере целых три сорта малины, двух из которых почему-то нет на Западе и на Юге? И теперь самое главное! У двух последних малин – арктической и приземистой - отсутствуют колючки на стеблях! Ты понимаешь, о чем это говорит? Колючки и шипы – это защита. И это противодействие излишнему испарению влаги с растения. Получается, что морошка и княженика выведены в условиях, где эти отрицательные факторы попросту отсутствовали. Ну, разве это не удивительно?! Смородина здесь растет трех сортов – красная, ну это понятно! Но ведь есть и классическая черная смородина, которую ни по вкусу, ни по запаху, ни по величине ягод не отличишь от обычной садовой! И, наконец, третья смородина – горная, или как ее называют у нас на Реке, островная, охта. Вот это уже, как сказали бы нынешние ученые, явно мутировавший вид, поскольку она имеет просто уникальные способности для выживания на Севере, где часты внезапные заморозки, когда в июле то стоит жара в 40 градусов, а потом может выпасть снег. Ягоды у смородины-охты покрыты как бы восковым налетом-пыльцой, который оберегает нежную мякоть от неблагоприятных температурных воздействий.
А теперь скажи мне – ты что, и впрямь веришь, что охта – всего лишь результат каких-то там природных мутаций? Вроде как растение приспособилось? По-моему, бред чистейшей воды! Оно по физическим параметрам не смогло бы приспособиться, поскольку внезапный мороз попросту убил бы растение и не дал бы возможности сохранить эту информацию для последующей передачи своим «потомкам». Какой напрашивается вывод? Этот сорт ягоды тоже вывели специально! И в достаточно короткие сроки… Но идем далее. В низовьях Колымы жили наши ближайшие родственники – омоки, тоже юкагирское племя, которое в основном занималось разведением оленей и ловлей рыбы, в отличие от нас – одулов, которые всегда были охотниками, рыбаками и воинами. Омоки исчезли при странных обстоятельствах примерно 100-150 лет назад. - Как исчезли? Совсем? Я что-то про омоков ничего не слышал вообще… - Сейчас услышишь… Мы знаем две почти одинаковые легенды об этом исходе. По одной легенде примерно более ста лет назад омоки покинули свои стойбища и ушли на острова, расположенные против устьев Индигирки и Яны. Другая утверждает, что омоки отправились двумя большими группами на север от устья реки Колымы. Там лежат Медвежьи острова. Острова были необитаемы. Но повсюду первые исследователи этих островов еще с 18 века находили там остатки хорошо сохранившихся земляных и подземных жилищ. Там же стояли и юрты, наполовину вкопанные в землю, и стояли чисто юкагирские лабазы. Ты их видел у нас. И при этом никаких следов - ни людей, ни их гибели! Жилища были полностью пусты – там не было никакой домашней утвари, а в лабазах не было запасов. Получается, что население островов покинуло свои стойбища и куда-то ушло… Но куда? В устье Индигирки сохранилось, и было впоследствии найдено «Омокское становище» - совершенно целое, хорошо сохранившееся крупное поселение. И опять та же картина – ни утвари, ни запасов, ни оружия. Племя словно бы испарилось. Но пока мы не будем останавливаться на загадке исчезновения омоков с побережья Ледовитого океана, поговорим об этом чуть позже, если захочешь… Пока же я упомянул об омоках вот почему. Именно эта наша юкагирская береговая родня совершила, с точки зрения современной науки, невообразимую вещь. Омоки, когда они еще жили не на побережье, а в тайге, смогли приручить и использовать в домашнем хозяйстве диких лосей! - Да ну… Такого быть не может! Дикий лось практически не подвергается дрессуре! Это научный факт. Я где-то читал о специальном институте, созданном под патронажем военных, конечно же, и который занимался работой по приручению и одомашниванию лосей. Были потрачены огромные финансовые средства, ушли годы. И ничего у них не получилось! А какой был лакомый кусок для тех же вояк! Животное мощное, неприхотливое, может тянуть на себе чуть ли не полтонны груза, питается чем попало… - Вот-вот! Но как же так? Современная наука со всеми своими достижениями не смогла приручить лося, а полудикое племя, живущее чуть ли не первобытно-общинным строем, эту задачу выполнить смогло. И лоси ходили у юкагиров-омоков «под седлом», тягали нарты с грузами, выполняли различные команды и управлялись с помощью простой деревянной палочки и несколькими звуками-командами. А железо? Омоки работали с железом и золотом. Железные инструменты, наконечники копий и стрел, ножи и топоры до сих пор вызывают восхищение у наших с тобой современников своей великолепной работой. Традиционные занятия: рыболовство, охота на диких оленей, ездовое собаководство. В XVII веке, к началу русской колонизации, родоплеменные группы юкагиров (чуванцы, ходынцы, анаулы) занимали территории от реки Лены до устья реки Анадырь. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания. В XVII-XIX веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими». А теперь объясни мне, старому пню, как можно обладать низким уровнем этнического самосознания, но при этом умудриться многочисленными родами расселиться от Лены до Анадыря и создать уникальный родо-племенной Союз в виде Государства без Государства? Территории, на которых постоянно проживали юкагиры. Быть «полукочевым народом», «охотниками-рыболовами». И при этом успешно осваивать добычу и производство железа и драгметаллов. И подвергать успешной дрессуре диких лосей. И иметь своё собственное, уникальное пиктографическое и линейное письмо! А ты слышал о наших боевых тренировках? Юкагиры ведь были еще и серьезными воинами. Мальчики, которых отбирали для военных дружин, проходили очень мощную тренировку, по сравнению с которой все эти «шаолиньские бойцы» напоминают детский сад. Юкагирский воин в полном боевом облачении мог легко запрыгнуть на крышу одноэтажного дома. Сохранились описания боевых столкновений между казаками и юкагирами, когда суперсовременное (по тем временам, разумеется) огнестрельное оружие не спасало его владельцев от поголовного уничтожения. И казаки считали юкагиров очень и очень серьезным противником. И вот вдруг многочисленный народ перестал существовать в какие-то невероятно короткие временные сроки… Но мы размышляем дальше. Я ведь не зря тебе раньше говорил о том, что даже наша национальная одежда ставит в тупик учёных? Они все никак не возьмут в толк, почему мы, проживая фактически в Заполярье, использовали такую странную, нетипичную одежду? Кстати, ты же видел её… Что напоминает? - Ну, по первому впечатлению, по своему внешнему виду она более мне напомнила национальную одежду эвенов и эвенков… А вообще, знаешь на что похожа ваша верхняя одёжа? На древнерусский кафтан! Принцип кройки и застежек чрезвычайно похож. - Ага! Тоже заметил? Кстати, по-нашему, меж собой мы так и называем верхнюю одежду кафтаном. Это еще один тебе привет из прошлого. Особенности можно перечислять долго, но не будем терять время, а сразу перейдем к сути. Все особенности национальной одежды юкагиров говорят о том, что эта одежда «разрабатывалась» и шилась под конкретные климатические и природные условия. В этой одежде максимально комфортно … в лесу! Где нет сильных ветров, постоянно имеется защита от «влажных» морозов, где достаточно снега. Или вообще нет снега! (смеётся) То есть, прародина юкагиров – леса. В наших преданиях говорится, что мы – «люди земли Сибирской», ведь в глубокой древности юкагиры жили на востоке от Енисея и на Горах Сиянских, как в отчетах казаков назывались Саяны, мы тесно соседствовали с югрой, уральцами (самодийцами), алтайцами. Но как мы туда-то попали? Откуда пришли? И почему потом двинулись на Север, в малоприспособленные для комфортной жизни края? И наш язык! Почему он так отличается от языков наших соседей, даже не имея каких-то общих терминов и слов, которые (неминуемо) должны были образоваться в результате соседства? Как я понимаю сегодня, переход в Заполярье Крайнего Северо-Востока был вынужденным и, если судить опять же по неподготовленности нашей одежды, чуть ли не внезапным действием. И, говоря, по правде, мы ведь так полностью и не приспособились к жизни в тамошних местах, в отличие от тех же чукчей, эскимосов и коряков. И еще одно. - Погоди, погоди! Ты хочешь сказать, что у кочевого (по понятиям современных ученых) народа, промышлявшего, якобы, только охотой и рыбалкой, в легендах и сказках сохранились воспоминания о знании морского промысла и путешествий по морям? Это же невероятно!!! - Да, да! Это говорит о том, что не только эскимосы и береговые чукчи имели навыки как минимум прибрежных плаваний и охоты на китов, моржей, тюленей, но и юкагиры знали морских обитателей полярных вод. Ваш путешественник (сержант Степан Андреев, возглавлял экспедиции 1763 и 1764 гг., обследовавших Медвежьи острова) писал в своем отчете о том, что на земле, которую он видел, живут люди «под именем Хрохаев и состоят из двух племен, некоторые из них бородатые и похожи на русских, другие ж - чукотской породы». По другим источникам (В.А. Туголуков) в XVII веке у юкагиров существовал род Кромый. Название рода — производное от названия реки Хромы, впадающей в Ледовитый океан между Яной и Индигиркой. Часть “хромовских юкагиров” переселилась тогда же, в XVII веке, на Индигирку. Может быть, какая-то часть откочевала еще дальше — на Медвежьи острова и либо погибла там от недостатка пищи и дров, либо ушла оттуда в неизвестном направлении? - То есть, если я тебя правильно понимаю, юкагирские роды жили еще и на многочисленных северных островах, занимались мореплаванием, морским зверобойным промыслом. И, продолжаю дальше повторять уже пройденное, ковали железо и золото, занимались экспериментами с одомашниванием животных, разговаривали на уникальном языке. При этом носили одежду, схожую с национальной русской, использовали в быту уникальное и неповторимое письмо, мирно соседствовали с многочисленными соседями, но при этом могли дать очень жесткий военный отпор. Это что же получается? Уникальный этнос, непохожий на все другие, окружающие его. При этом – самый многочисленный и – автохтонный, коренной. Я делаю из всего этого закономерный вывод: юкагиры вполне возможно могут быть прямыми потомками тех самых гипербореев, ориан, арктов, которые жили когда-то на земле около Северного полюса?! И называлась она Гипербореей (по-гречески, на западный манер), Орианой (Арианой) – по-русски, Арктидой – на современном «научном» языке… С ума сойти! - А ты не сходи (смеётся), ты нам всем еще понадобишься живым и здоровым, в здравом уме и доброй памяти! Тем более, что мы еще не закончили наши размышления. Ты ведь читал Библию и Евангелие? Читал… А попадались тебе на глаза старые, репринтные издания? В которых ещё встречаются (ко всеобщему удивлению) как бы два именования богочеловека. В одном случае его называют - «Хрестос», в другом - «Хрістос». Я в своё время внимательно прочитал эту настольную книгу всех христиан. Ну, не всех, конечно (смеётся), но она должна была быть их настольной книгой по изначальному замыслу… Меня эти два слова несколько озадачили. И я стал в них разбираться. И вот что получилось. Да, действительно, у первых христиан были в употреблении два слова-понятия – хрИстос и хрЕстос. А вот слово ;;;;;;; (хрИстос ) встречается ТОЛЬКО в новозаветных текстах и означает буквально и безоговорочно только одно: «помазанник, мессия». Теперь ты понимаешь? Нет? Ну, как же! Слово «Хрестос» в книге христиан было использовано для обозначения Богочеловека, а слово «Хрістос» - для обозначения иудейского Мессии. Но именно этот хрИстос почему-то остался в Библии на постоянное «жительство», а хрЕстос был убран в сторонку и полностью забыт, заменен хрИстосом. Потом начались всякие инквизиции, крестовые походы, разделение на истинных и «раскольников», исправления богослужебных чинов, редактура и уничтожение церковных архивов, сожжение «неудобных» древних книг и списков Библии на древнерусском (до Кирилла с Мефодием) глаголическом письме. Никонианство. Уничтожение древнерусской (доктрины) образности. - Я понимаю, о чем ты говоришь. Это невероятная подмена! Практически произошло то же самое, что позже было проделано с русской азбукой – изменен сакральный смысл многих букв, часть букв просто выброшена и забыта, азбука превратилась в алфавит… Но какое отношение это всё имеет к истории юкагирского народа? - Ты опять меня не понял (вздыхает). Я хочу тебе сказать, что вместе с подменой богочеловека на специфического мессию, произошла одновременно и подмена сути хрИстианства, его конечной цели, (доктрины в чистом виде). То, что образовалось впоследствии на месте этой идеи, трудно назвать даже религией (а ты знаешь моё отношение к религиям вообще). Религия создана для того, чтобы разделять и управлять, держать в подчинении и повиновении. А здесь мы видим вполне очевидный факт: посредством хрИстианства была дана (ментальная) установка на самоубийство Белой расы. Посмотри, выжить и сохранить свою кровь смогли только те наши предки, которые имели крепкую «варварскую», как бы сказали римляне или греки, закалку. И которые нашли в себе силы проигнорировать большую часть этой злокачественной идеи (доктрины) хрИстианства. Выживал тот, кто смог как можно дальше отстоять от навязываемых хрИстианских принципов. А пример юкагирского народа – как раз служит нам прямым предупреждением для всей Белой расы: если будете и далее продолжать свои религиозные игры с хрИстианством, то с вами произойдет то же самое, что произошло с нами всего пару веков назад… Продолжение следует...
© Copyright: Владим Филипп, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|