Белый князь. Разговор о прошлом.

Владим Филипп: литературный дневник


Часть 1
***
Мой колымский друг Тымнетагин признался в личной беседе, что не ожидал, что так много найдётся людей, среди читателей этого журнала, которые позитивно отнесутся к его исповеди,
Мне удалось убедить его в том, что поделиться информацией такого уровня просто необходимо. Тогда он согласился опубликовать другие свои записи, которые остались после его знакомства с настоящим вождём племени юкагиров, одного из малочисленных коренных народов, проживающих на территории Магаданской области, преимущественно в Сеймчанском районе. Объём, полученной информации довольно велик, поэтому, чтоб не "стрелять холостыми", предлагаю сразу же начинать обсуждение и задавать вопросы. С учётом ваших отзывов, мы и будем планировать какую из частей рассказа публиковать следующей.
На всякий случай ещё раз предупреждаю о том, что то, что вы узнаете далее - совершенно уникальная информация, о которой не сообщал ранее ни один из исследователей. Можете относиться к этому как угодно, только прошу вас, будьте внимательны и чутки к друг к другу, и к автору. Не нужно реплик, если нечего сказать.



Юкагиры сегодня
Для справки: Это единственное в мире племя , представители которого смогли одомашнить диких лосей. Быков объезжали и использовали для верховой езды, управляя ими длинным шестом, а лосихи, как и домашние коровы были дойными животными. Юкагиры - единственное племя среди жителей крайнего севера, использующее для охоты лук и стрелы, цветные татуировки на коже и тотемные знаки у входа в жилище. Кроме того, они не пользовались для постоянного проживания чумами, а строили бревенчатые избы. А ещё они были искусными металлургами и ювелирами. Золото они использовали как самый обычный материал для хозяйственных нужд. Не только изготовления украшений, но даже пули для ружей зачастую отливались из золота.


Итак, слово Тынетагину:


Эта беседа с последним князем юкагиров состоялась в 2008 году. Через полтора года он умер. Записи долгое время лежали не разобранными, пока, наконец, не настало время. Я не буду называть ни место, где мы с ним разговаривали, ни его фамилию, потому что еще живы его родственники, и мне не хотелось, что бы кто-то недобрый смог причинить им вред, осквернив память их предка. На момент разговора ему было 89 лет, и он был в прекрасном состоянии духа, у него только отказывали ноги. Мне пришлось несколько обработать его речь, потому что они изобиловала только ему присущими словами и понятиями, для объяснения которых пришлось бы потратить дополнительное время и место, что пока не нужно по понятным причинам. То, что не было проговорено, но подразумевалось по смыслу, поставлено у меня в скобках.
Разговор происходил в его рубленой из лиственницы избе, с простой и удобной деревянной мебелью, большую часть которой он сделал сам. Мы разговаривали восемь с половиной часов и значительную часть разговора я законспектировал. Мы пили чай с кубакским чабрецом, заедая его пресными лепешками с тешей из ленка и чира. J


- Прежде всего, запомни одну простую истину: не нужно верить истории написанной. Почти все летописи, да и вообще любые официальные источники писались в угоду действующим властям. А значит, в них будет, в лучшем случае, полуправда. Сам подумай! Пришёл ты ко мне с войной и победил. А что потомки твои скажут о тебе, особливо, если они будут лучше тебя? С другой стороны, тебе, как победителю, нужно закрепить свои завоевания, дабы упрочить власть на завоёванной земле.
А какой самый простой способ доказать своё право? Лишить этого права завоёванный народ! Убрать из летописей упоминание об их мировоззрении, их правителях, разрушить их святыни и государственные центры. Затем навязать им совершенно чуждую их вселенским взглядам веру. И через 200-300 лет никто и не вспомнит о том, что на Северо-Востоке Руси было огромное, густонаселенное, с сотнями и тысячами городов (Ведическое) Царство.
В одном они только просчитались: ничего не смогли поделать с вещественными остатками былой силы. Остатки городов, святилищ и древних скульптур еще стоят тут и там в тайге, в горах, в тундре. В тех краях до сих пор находят древние медальоны, монеты, ножи, украшения, черепки от посуды.
И ничего не смогли они сделать (как ни старались) с народными сказками, былями и легендами! Как ни пытались уничтожить устное народное творчество, оно уцелело, сохранилось, и мы сегодня имеем возможность кое-что знать о своём прошлом.


- Наверное, ты прав! Именно с целью вытравить народную память, так старательно на Руси насаждали чуждые нам религии? Вначале – «язычество», потом христианство, потом вообще пошла всякая «клюква развесистая»: муслимы, буддисты, иудеи, кришнаиты…


- Ну, конечно! Любая религия – это усечённый, искаженный фрагмент мировоззрения, сутью своей имеющий главное правило: разделять и подчинять народы. За основу берется культура и мифология, затем доводится до абсурда, составляется его ритуальная, обрядовая часть и – раз! – мы имеем язычество, христианство, буддизм, мусульманство и т.д.
Но самое страшное, что религиозная вера, лишенная ЗНАНИЯ, обязательно тащит за собой фанатизм! А затем толпам фанатично настроенных «верующих» жречество каждой конфессии объявляет о своей (их) исключительности, а другие религии – чуждыми и заблуждающимися. А дальше – по накатанной колее. «С нами – Бог!». «Война неверным!». И цель достигнута…
В данном же конкретном случае, который мы с тобой обсуждаем, религии помогали новой власти превращать северные народы (как, впрочем, вообще любые народы!) в послушное стадо, не помнящее своего прошлого…
Тебе ведь известно, какую роль сыграл приход христиан и казаков в ослаблении и фактическом уничтожении юкагиров?


- В самых общих чертах…


- Приходящие первые христиане рассказывали нам о милосердном боге, который откроет нам дверь в новую жизнь. Они как бы приучали нас к себе, показывали, что им можно доверять. И наши бесхитростные люди им действительно поверили…
А затем пошли казаки, которые принесли в наши земли оспу, корь, грипп, сифилис и другие неизвестные нам болезни, с которыми наши знахари и шаманы не умели бороться… Огромная часть народа просто вымерла от страшных эпидемий, противопоставить которым нам было нечего…
Вдобавок пошло массовое уничтожение оленей, дичи, рыбы. Методы добычи были, как сейчас бы сказали, браконьерскими. Например, оленей стреляли тысячами только ради шкур. Уничтожали пушного зверя. В традиции юкагиров никогда не было такого, чтобы убивать все подряд встретившихся зверей или птиц. От природы брали только малую часть, на пропитание. Пришлые казаки стали внедрять совершенно иные традиции. Например, облагали ясаком, и если охотник-юкагир не отдавал установленную норму, насильно забирали его жену и дочерей и держали их у себя до тех пор, пока он не отдавал им пушнину с лихвой…
Такое отношение к зверю и Природе тут же дало свои плоды: зверь стал уходить, оленьи стада поредели и измельчали, гуси и лебеди, которых ранее прилетало десятки и сотни тысяч, перестали гнездиться в наших краях.
Когда-то про народ юкагиров якуты, чукчи и коряки слагали легенды, в которых говорили, что нас было так много, что огни от наших селений соперничали с Небесной песчаной рекой (так они называли Млечный Путь). А после того, как мы приняли на своей земле пришлых белых людей, которых воистину считали своими братьями, нас осталось всего несколько сотен…


- Ты сказал, что вы приняли их за своих братьев? Разве были раньше подобные встречи?


- Я же говорил тебе, что белые люди почти всегда жили здесь. И мы – тоже являемся потомками этих людей. В давние времена все Северные земли были густо заселены и застроены многочисленными городами. Куда они делись? А в землю ушли. Потому что строились, в основном из леса и земли. Остатки оснований этих городов, их подземные коммуникации, думаю, можно еще отыскать. А все остальное – что было наверху, давно либо сгнило, либо сгорело…
Ты слышал, кстати, что чаунские чукчи хранят несколько «запретных мест», где есть входы в подземные ходы? Они тянутся далеко на юг. По их рассказам туда ушли большие белые люди, когда-то жившие в тех краях. Можешь спросить у моей жены, она из тех мест, она может рассказать тебе более подробно…


- (Мой вопрос на бумаге не сохранился. А сам я почему-то не могу его точно вспомнить. Поэтому просто привожу ответ Князя)…


- Вот сегодня лингвисты и этнографы ломают головы, пытаясь придумать объяснение, которое бы устроило всех, тому, откуда вообще взялся народ юкагиров в приполярной тундре Северо-Востока? Для них это действительно шок! Юкагирский язык и его диалекты не похож ни на один язык «коренных» народностей Севера – чукчей, коряков, эвенов, якутов. При этом все признают, что юкагиры самый настоящий коренной народ Севера, который жил здесь всегда. И вот одни говорят, что язык наш схож с уральскими языками, другие – с финно-угорскими, третьи находят нечто общее с группой алтайских языков. Есть ученые, которые договорились до того, что связывают юкагирский с иранскими группами языков.
При этом сами юкагиры всегда себя считали «Людьми Сибирской Земли»…


(Далее часть записей находится в плохом состоянии, чтобы восстановить ее, понадобится некоторое время, но мы обязательно вернемся к этой теме чуть позже. Пока, в двух словах, – там речь идет о несоответствиях национальной одежды юкагиров и среды их обитания. Князь делает остроумный вывод, что одежда юкагиров была изначально приспособлена для жизни в лесу, а не в тундре)


- А как ты можешь объяснить приход ко мне Хранителя в виде медведя?


- То, что к тебе Хранитель Полуострова приходил в образе медведя для меня как раз неудивительно. Это был особый знак. Медведь всегда был в почёте и уважении у белых людей Севера. Раньше называли его по-старому Камом или Комом. Отсюда и старая поговорка, которую ты тоже наверняка слышал: «Первый блин – комам». Не комОм, а комАм! То есть, медведям. Был у русских такой обычай – при наступлении весны и прихода Дня весеннего равноденствия, носить свежеиспеченные блины в лес и развешивать их по сучьям деревьев. Это был человеческий подарок медведям. И в некоторых сказках остались упоминания об этом – идет девочка и, чтобы не заблудиться, вешает блинки на деревья, либо бросает кусочки на дорожку…
Слово «камлать» ты наверняка слышал, коль в тундре долго прожил. Так вот, оно тоже происходит от Кама. Потому что в древние времена шаманы во время своих ритуалов подражали медведям и даже ходили разговоры о том, что некоторые наиболее сильные шаманы могут в медведей превращаться.
А в других родственных славянских языках медведей называли Берами, от слова «бурый». Отсюда – слова берлога, западное произношение «беар», и название бесстрашного воина – «берсерк».
Мне как-то рассказывали сказку о "Спящем медведе". Она была о том, что мы все живем в мире, который всего лишь снится огромному медведю. А поскольку все мы живем неправильно, суматошно и по дурному, то медведь ворочается-ворочается и вот-вот скоро проснётся. А как проснётся, так и миру нашему, и нам всем - конец, ведь мы всего лишь снимся медведю...


- Подобную сказку я слышал про спящего пса Семаргла или Семурга.


- Может быть… Хотя собака всегда служила человеку и вряд ли её стали бы возводить в такую степень. Но возвращаясь к медведю и шаманам, хочу добавить вот еще что. Сегодня почему-то шаманизм считают чисто азиатской традицией. Но это полная ерунда, поскольку его корни уходят в древнейшую историю Северных белых народов.
И здесь опять можно видеть следы «замыливания», искажения древней истории и Традиции. Эти хитрые учёные мужи и разные жулики-проходимцы, которые с помощью шаманизма дурят простачков и снимают с них огромные деньги, договорились до того, что стали разделять шаманов на Белых и Черных. Вроде как одни общаются с добрыми духами, а другие – со злыми. Но ты ведь общался уже с Хранителем и знаешь, что понятия «белый-черный», «добрый-злой» для Стихий совершенно бессмысленны. Это чисто человеческие образы. Нет в их мире добра и зла. Как нет света и тьмы. Они хорошо зрят как днем, так и ночью. Ведь у них нет таких примитивных органов восприятия, как у нас…
Потому выражение "Белый шаман" означает только одно - что этот шаман именно БЕЛЫЙ! Белый человек европейского типа. А чёрный шаман – просто человек, который принадлежит к монголоидной расе. По-современному – азиат. Вот видишь, как всё просто?
Помни и то, что Шаман – не управляет духами, он с ними договаривается. Именно поэтому бывает так, что если северного шамана привезти на юг, в Африку, например, он будет там бессилен, потому что местные духи и Стихии с ним не знакомы…


- Как думаешь, кто раньше освоил Традицию? Неужели все-таки бореалы?


- Кто это, бореалы?


- Так в современном мире называют предков-северян. От слова «Борей» - что значит «северный»…


- Да, пожалуй, так… Я вообще думаю, что изначально древней шаманской Традицией владели только белые северяне. А другие народности (азиаты, монголоиды), которые часто соседствовали с ними, вначале подсмотрели, а потом, когда увидели, что это приносит настоящую пользу, полностью переняли эту Традицию. Вот только в силу особенностей своего языка и характера они не смогли сохранить все в изначальном виде. Они сильно изменили, местами даже исказили её, а ту обрядовую и тайную часть знания, которая передавалась в устной форме, просто не запомнили, а возможно – опять же из-за особенностей своего языка - сильно изменили. Можно, кстати, предположить, что эти тайные знания твои бореалы азиатам просто не передали. Добавь к этому процессы смешения коренного белого населения с пришедшими на Север азиатами… И вот сегодня при слове ШАМАН у нас возникает образ тунгуса, или якута, который в странной одежде из шкур пляшет с бубном у костра...
Между тем, шаманы древности умели работать со Стихиями (по нынешнему – с энергиями), а современные «черные» шаманы всего лишь играют роль посредников между миром духов и миром людей. И в этом я вижу деградацию Традиции в руках людей непосвященных, которые просто транслируют некий пласт информации, даже сами не понимая, о чем они говорят. А люди на них ведутся…
Это очень смешно! Представь себе, что стоит на полке радиоприемник, по которому транслируется выступление христианского попа, например. И люди бросаются к приёмнику, начинают бить ему поклоны, спрашивать доброго совета, да еще и приносить ему жертвы… Что смеёшься? А разве не так выглядят нынешние богослужения в храмах разных конфессий? Вера – фанатизм! Основа всего – ЗНАНИЕ! Знать и верить – совершенно разные вещи…


- Я хотел бы вернуться к связке «медведь – кам – камлать – шаман»…


- Ты, наверное, хочешь еще послушать о том, как великие шаманы древности во время камлания превращались в огромных медведей? (смеётся) Я угадал? Кто же тебе сегодня скажет - была ли это наведенная иллюзия, такой древний вариант массового гипноза? Или же и в самом деле происходило нечто непостижимое? Кто знает...
Например, в мире Стихий, которые живут в нематериальном мире, в таком превращении нет ничего удивительного или магического. Просто одна форма энергии перешла в другую, при этом сама внутренняя сущность энергии-то не изменилась.
Но давай попробуем разобраться более подробно. Вот смотри, у некоторых белых родов была погребальная традиция, связанная с культом медведя. Тела умерших уносились в тайгу, в специальное место, куда потом приходил и забирал их Медведь. По тем верованиям, Кам был для усопшего и проводником, и защитником во время нелегкого и даже опасного пути в Ирий Небесный – так наши Северные предки называли место обитания душ.
Очень многие северяне (и мы, юкагиры, тоже) считали Медведей перевоплотившимися предками. Почему появилась поговорка «Закон – тайга, Медведь – хозяин». Каму отводилась роль блюстителя порядка в тайге. И поэтому нельзя было спорить с Медведем, и убивать его нельзя было именно по этой причине. Юкагиры раньше никогда не охотились на медведей: ты же не будешь бегать по городу с ружьем, чтобы застрелить своего прадедушку? (смеется)


- На Полуострове я слышал местную легенду о том, как один пастух, попавший в жуткую пургу и сбившийся с пути, случайно провалился с медвежью берлогу. И медведь усыпил его и он всю зиму до весны проспал с ним. А когда весной вернулся к себе в стойбище, изумлению его родных и близких не было предела. Самое интересное для меня, знаешь, что было? То, что перед тем как мне эту легенду рассказать, сказитель проговорил «формулу правды»…


- Подобные были и легенды есть у многих северных народов! Вероятно, у них есть какое-то основание для них. Не могу сказать с полной уверенностью. Скажу только, что у нас встреча с медведем в тайге всегда была особым событием (как и увидеть медведя во сне). Мы рассматривали такие вещи как особый знак, предостережение из мира предков, которые хотят сообщить о чём-то важном!
Если человек убивал медведя, его считали отщепенцем, который порвал связь со своим древним родом, отпал от покровительства предков.


- Послушай, а можно вопрос задать вообще из «другой оперы»? Вот мы говорим «связь времен», «эти люди связаны между собой», «развязать войну», завязать узы дружбы». А мне всегда было интересно: при чем тут «связь»?


- О! Это очень и очень интересный вопрос! Ты что-нибудь слышал про индейское узелковое письмо?


- Конечно, слышал! А при чем тут это?


- А как ты думаешь, как это узелковое письмо появилось? Кто им его передал? Или они сами его создали? Но, учитывая тот факт, что большинство индейских родов и племен пришли в Америку из Алтая и Сибири – да, да, знаменитые алтайцы, а так же кеты, нивхи, если мне не изменяет память – они родственники индейцам, более того – они их старшие братья, потому что именно их предки ушли от нас на территорию Америки… Так вот, учитывая этот факт, можно сделать вначале предположение, что именно в нашей Сибири кроются истоки узелкового письма.


- Что-то я не понимаю ход рассуждений…


- А ты не спеши… Ты играл когда-нибудь в карты?


- А карты-то при чем? Ну… Играл… очень давно, в детстве в дурака…


- Помнишь изображения карточных королей? Что у них в руках?


- Скипетр и держава…


- Ха-ха! Скипетр! Это Петруша-царь придумал байку про скипетр и державу… Древние короли и цари на Руси Великой, изображались с прообразом того самого узелкового письма, точнее – с клубком, в который готовое «письмо» сматывалось. А во второй руке у них – не скипетр, а так называемое Устье, Остье, Ось, Ус – специальная вязательная палочка, с помощью которой вывязывались слова и послания на нити.
Для знающих людей король, сидящий на троне с клубком и осью, означал то, что его туда посадили ВЕДАющие люди, что он там находится с их ВЕДОМА и согласия. То есть, говоря современным языком, такой король – легитимен. Он настоящий. Потому что искусством узелкового письма владели на самом деле Ведуньи и Ведуны, - последователи ВЕДИЧЕСКОГО знания и хранители Ведической Традиции. Не веришь? А давай обратимся к единственному правдивому свидетелю – нашим народным сказкам и выражениям.
Помнишь, Ивану даёт бабушка-ведунья клубочек? И он катится перед героем, постепенно разматываясь, и приводит его к конечной цели. Странный образ, не находишь?
Затем вспомни еще более странное выражение: «наговорить с три короба»? Или «три короба вестей»! А выражение «мотай на ус»? А «нить повествования»? Не менее странное выражение «вымотать душу». А еще говорят «завязать боль, болезнь». Ну и, конечно, те выражения, которые ты сам привел в своём вопросе… Везде один и тот же образ. Что он обозначает? Неужели это обычная литературная метафора? Давай-ка покумекаем как это могло выглядеть на самом деле, в повседневной реальности…
Связанные с помощью Уса послания (вот она, твоя «нить повествования») сматывались в клубок и вручалось гонцу-почтальону, который шёл в другие края-веси, где жили «получатели корреспонденции».
И вот идет этот гонец из города в город, из селения в селение. И в каждом нужный адресат отматывает свою, адресованную только ему, часть послания. А куда отматывал? На Устье-Ус, конечно! «Мотал на Ус». И клубочек понемногу разматывается, уменьшаясь в размерах…
Когда же новостей было очень много, и адресованы они были разным людям, живущим в разных городах, то мотальщику приходилось наматывать много разных клубков – вот тебе и «с три короба новостей»!
Рассказывали, что в древние времена существовала целая система передачи информации посредством этого «узелкового вязаного письма», владели ею исключительно женщины-ведуньи. Кстати, очень может быть, что именно поэтому к ним, этим колдуньям и ведьмам, был такой пристальный и, прямо скажем, нездоровый интерес со стороны церковников; ведь грамота, да еще такая, которой владеют далеко не все, тайнопись, - источник угрозы.
Известны были два типа письма. Для оперативной короткой информации использовались толстые нити из шерсти, льна, конопли, крапивы. А для фундаментальных, «академических» трудов - летописаний, поучений и наставлений, особым образом ткалось полотно, и на нем делалась вышивка.
На всех старых рушниках, покрывалах, скатертях размещался просто огромный пласт сокровенной информации! И это неудивительно, ведь тогда ведическая культура настолько глубоко пронизывала жизнь и быт, что любое действо, даже такое простое, как приготовление и приём пищи несло в себе глубочайший сакральный смысл. Наши с тобой предки были чрезвычайно мудры и практичны. Во всем!
Не забывай, что эти мудрые, толковые, практичные полотенца, скатерти, платки дарились друг другу, и продолжали служить другим людям не только с утилитарными целями, но и как обереги, несущие в себе смыслы и знаки Ведического Мировоззрения.
Кстати, я слышал, что наша письменность произошла от отпечатков узлового письма на твердых предметах. То есть, брали самые важные узлы древней вязи, обмакивали в краску и потом прижимали к липовым дощечкам или той же бересте. Отпечатывались узоры. И они действительно очень похожи на тот древний алфавит, от которого пошла потом глаголица. Её буквы на самом деле весьма витиеваты, словно бы переплетаются меж собой различные колечки, петельки, вязы, подвязы, привязи. Все они очень сильно похожи на этакие объемные иероглифы. Есть подозрение, что иероглифическое письмо тоже было образовано в результате трансформации письма узелкового, вязанного. А почему бы и нет? Такое вполне могло быть…
Во всяком случае, такая история звучит куда более правдоподобней, чем церковные байки о том, как Кирилла и Мефодий взяли, да и придумали для славян алфавит! Помнишь, как в летописях пишется название народа: словене! В корне именования «словен» уже заложено СЛОВО!
===========
Часть 2

- Давай-ка посмотрим, какие есть зримые свидетельства, подтверждающие существование в древние времена развитой цивилизации далеко на Севере, в Заполярье? Тот необъяснимый феномен, что каждую весну птицы огромными табунами летят с юга на Север, в сторону полюса, мы не будем особо обсуждать. Это и так всем ясно и известно. Природу не обманешь! Но что есть еще? Что лежит буквально у нас под ногами, но мы почему-то этого не видим?
Скажи, во время своих путешествий по тундрам, вдоль рек и морскому побережью тебе ничего не бросалось в глаза по части местной растительности?
Загадка: Что за цветочки? (ответ под катом)
Не напрягайтесь. Это самый настоящий лук. Только он такой ядрёный, что у непривычного едока слёзы будут лить в три ручья. На Колыме его никто не сажает. Его собирают в тайге так же, как грибы и ягоды.


- Ну как… Меня всегда удивлял факт присутствия на Севере буквально зарослей дикой петрушки, дикого лука, разнообразных видов малины, у нас ведь даже дикий горошек растет! Да! И вот что удивительно! Дикий горошек – ничем не отличается от того, который растет в центральных районах страны, но он очень мелкий. У нас его называют мышиным горошком. Он словно бы выродившийся. А вот петрушка, напротив, - просто гигантская, по сравнению с которой «домашняя» петрушка выглядит чахлым недоростком. При этом дикая петрушка обладает просто мощнейшим ароматом – достаточно бросить в котелок с ухой три-четыре листика, и петрушечный дух забьет все остальные запахи! Как она умудрилась вымахать такой на Севере?!


- Да, совершенно верно! Коряки и эскимосы заворачивают в петрушку рыбу, и она долго не портится, а еще с ней готовят нерпятину… Я рассуждаю не как учёный, а просто как коренной житель этих мест. Так откуда на Севере взялась эта дикая петрушка? Заросли гусиного лука? Который, вообще-то, похож один в один на домашний лук-севок! Местами встречается чеснок и черемша. И совершенно материковский папоротник-орляк. Подчеркиваю – это все произрастает на Крайнем Севере! В жутких климатических условиях, когда собственно лето здесь длится всего два с половиной месяца! Потом посмотри, очень часто в низовьях Колымы встречаются реликтовые поляны, на которых находят даже выродившуюся рожь и пшеницу!
А малина! Обыкновенная красная малина – раз! Желтая малина – два!


- Подожди! Какая желтая малина?


- Ну как же? А морошка? Научное название морошки тебе известно?


- Точно! Я забыл! Малина арктическая!


Морошка.


- Добавим, что обладает она всеми теми же свойствами – понижает жар, имеет бактерицидные свойства – что и обычная малина. Затем другая местная ягода, которую называют княженика – это ведь тоже малина! Малина приземистая! Откуда на Полярном Севере целых три сорта малины, двух из которых почему-то нет на Западе и на Юге? И теперь самое главное!


У двух последних малин – арктической и приземистой - отсутствуют колючки на стеблях! Ты понимаешь, о чем это говорит? Колючки и шипы – это защита. И это противодействие излишнему испарению влаги с растения. Получается, что морошка и княженика выведены в условиях, где эти отрицательные факторы попросту отсутствовали. Ну, разве это не удивительно?!


Смородина здесь растет трех сортов – красная, ну это понятно! Но ведь есть и классическая черная смородина, которую ни по вкусу, ни по запаху, ни по величине ягод не отличишь от обычной садовой! И, наконец, третья смородина – горная, или как ее называют у нас на Реке, островная, охта. Вот это уже, как сказали бы нынешние ученые, явно мутировавший вид, поскольку она имеет просто уникальные способности для выживания на Севере, где часты внезапные заморозки, когда в июле то стоит жара в 40 градусов, а потом может выпасть снег. Ягоды у смородины-охты покрыты как бы восковым налетом-пыльцой, который оберегает нежную мякоть от неблагоприятных температурных воздействий.



Горная смородина.


А теперь скажи мне – ты что, и впрямь веришь, что охта – всего лишь результат каких-то там природных мутаций? Вроде как растение приспособилось? По-моему, бред чистейшей воды! Оно по физическим параметрам не смогло бы приспособиться, поскольку внезапный мороз попросту убил бы растение и не дал бы возможности сохранить эту информацию для последующей передачи своим «потомкам». Какой напрашивается вывод? Этот сорт ягоды тоже вывели специально! И в достаточно короткие сроки…


Но идем далее. В низовьях Колымы жили наши ближайшие родственники – омоки, тоже юкагирское племя, которое в основном занималось разведением оленей и ловлей рыбы, в отличие от нас – одулов, которые всегда были охотниками, рыбаками и воинами. Омоки исчезли при странных обстоятельствах примерно 100-150 лет назад.


- Как исчезли? Совсем? Я что-то про омоков ничего не слышал вообще…


- Сейчас услышишь… Мы знаем две почти одинаковые легенды об этом исходе. По одной легенде примерно более ста лет назад омоки покинули свои стойбища и ушли на острова, расположенные против устьев Индигирки и Яны. Другая утверждает, что омоки отправились двумя большими группами на север от устья реки Колымы. Там лежат Медвежьи острова. Острова были необитаемы. Но повсюду первые исследователи этих островов еще с 18 века находили там остатки хорошо сохранившихся земляных и подземных жилищ. Там же стояли и юрты, наполовину вкопанные в землю, и стояли чисто юкагирские лабазы. Ты их видел у нас.


И при этом никаких следов - ни людей, ни их гибели! Жилища были полностью пусты – там не было никакой домашней утвари, а в лабазах не было запасов. Получается, что население островов покинуло свои стойбища и куда-то ушло… Но куда?
Ответ на это попытался дать академик Обручев в своем фантастическом романе «Земля Санникова». Помнишь? Он там описывает некий народ, под названием онкилоны. Ученые утверждают, что раньше онкилоны действительно населяли побережье Ледовитого океана и у них шли непрерывные кровопролитные войны с чукчами. Но сами-то чукчи называли всех без исключения береговых жителей «анкалит» - то есть, прибрежные. Под это определение подпадали и омоки тоже. И получается, что упоминаемыми онкилонами вполне могли быть наши омоки – один из юкагирских родов.


В устье Индигирки сохранилось, и было впоследствии найдено «Омокское становище» - совершенно целое, хорошо сохранившееся крупное поселение. И опять та же картина – ни утвари, ни запасов, ни оружия. Племя словно бы испарилось. Но пока мы не будем останавливаться на загадке исчезновения омоков с побережья Ледовитого океана, поговорим об этом чуть позже, если захочешь…


Пока же я упомянул об омоках вот почему. Именно эта наша юкагирская береговая родня совершила, с точки зрения современной науки, невообразимую вещь. Омоки, когда они еще жили не на побережье, а в тайге, смогли приручить и использовать в домашнем хозяйстве диких лосей!


- Да ну… Такого быть не может! Дикий лось практически не подвергается дрессуре! Это научный факт. Я где-то читал о специальном институте, созданном под патронажем военных, конечно же, и который занимался работой по приручению и одомашниванию лосей. Были потрачены огромные финансовые средства, ушли годы. И ничего у них не получилось! А какой был лакомый кусок для тех же вояк! Животное мощное, неприхотливое, может тянуть на себе чуть ли не полтонны груза, питается чем попало…


- Вот-вот! Но как же так? Современная наука со всеми своими достижениями не смогла приручить лося, а полудикое племя, живущее чуть ли не первобытно-общинным строем, эту задачу выполнить смогло. И лоси ходили у юкагиров-омоков «под седлом», тягали нарты с грузами, выполняли различные команды и управлялись с помощью простой деревянной палочки и несколькими звуками-командами.


А железо? Омоки работали с железом и золотом. Железные инструменты, наконечники копий и стрел, ножи и топоры до сих пор вызывают восхищение у наших с тобой современников своей великолепной работой.
Но при этом открой любой справочник, и ты прочитаешь там что-то вроде: «Юкагиры делились на ряд племён, наиболее крупными из которых были ходынцы, анаулы, чуванцы. Последние ассимилировались и полностью перешли на русский язык.


Традиционные занятия: рыболовство, охота на диких оленей, ездовое собаководство. В XVII веке, к началу русской колонизации, родоплеменные группы юкагиров (чуванцы, ходынцы, анаулы) занимали территории от реки Лены до устья реки Анадырь. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания. В XVII-XIX веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими».


А теперь объясни мне, старому пню, как можно обладать низким уровнем этнического самосознания, но при этом умудриться многочисленными родами расселиться от Лены до Анадыря и создать уникальный родо-племенной Союз в виде Государства без Государства?


Территории, на которых постоянно проживали юкагиры.


Быть «полукочевым народом», «охотниками-рыболовами». И при этом успешно осваивать добычу и производство железа и драгметаллов. И подвергать успешной дрессуре диких лосей. И иметь своё собственное, уникальное пиктографическое и линейное письмо!


А ты слышал о наших боевых тренировках? Юкагиры ведь были еще и серьезными воинами. Мальчики, которых отбирали для военных дружин, проходили очень мощную тренировку, по сравнению с которой все эти «шаолиньские бойцы» напоминают детский сад. Юкагирский воин в полном боевом облачении мог легко запрыгнуть на крышу одноэтажного дома. Сохранились описания боевых столкновений между казаками и юкагирами, когда суперсовременное (по тем временам, разумеется) огнестрельное оружие не спасало его владельцев от поголовного уничтожения. И казаки считали юкагиров очень и очень серьезным противником.


И вот вдруг многочисленный народ перестал существовать в какие-то невероятно короткие временные сроки…
Что-то тут не ладится? Не находишь? Не сокрыта ли в чрезмерно скупых строчках научных описаний нашего народа какая-то страшная и нелицеприятная тайна? Может быть, кем-то были специально приложены усилия для того, чтобы по-настоящему коренной народ Северо-Востока быстренько ушёл в небытие? Подумай над этим…


Но мы размышляем дальше. Я ведь не зря тебе раньше говорил о том, что даже наша национальная одежда ставит в тупик учёных? Они все никак не возьмут в толк, почему мы, проживая фактически в Заполярье, использовали такую странную, нетипичную одежду? Кстати, ты же видел её… Что напоминает?


- Ну, по первому впечатлению, по своему внешнему виду она более мне напомнила национальную одежду эвенов и эвенков… А вообще, знаешь на что похожа ваша верхняя одёжа? На древнерусский кафтан! Принцип кройки и застежек чрезвычайно похож.


- Ага! Тоже заметил? Кстати, по-нашему, меж собой мы так и называем верхнюю одежду кафтаном. Это еще один тебе привет из прошлого.
Потом посмотри, как она скроена: отсутствует вшитый капюшон, нет завязок и перетяжек, которые бы создавали герметичные воздушные полости, как у корякских или чукотских кухлянок. Сам кафтан всегда шьется приталенным по фигуре, а не бесформенным. Торбаса бывают двух видов – до колен и до середины бедер.


Особенности можно перечислять долго, но не будем терять время, а сразу перейдем к сути. Все особенности национальной одежды юкагиров говорят о том, что эта одежда «разрабатывалась» и шилась под конкретные климатические и природные условия. В этой одежде максимально комфортно … в лесу! Где нет сильных ветров, постоянно имеется защита от «влажных» морозов, где достаточно снега. Или вообще нет снега! (смеётся)


То есть, прародина юкагиров – леса. В наших преданиях говорится, что мы – «люди земли Сибирской», ведь в глубокой древности юкагиры жили на востоке от Енисея и на Горах Сиянских, как в отчетах казаков назывались Саяны, мы тесно соседствовали с югрой, уральцами (самодийцами), алтайцами. Но как мы туда-то попали? Откуда пришли? И почему потом двинулись на Север, в малоприспособленные для комфортной жизни края?


И наш язык! Почему он так отличается от языков наших соседей, даже не имея каких-то общих терминов и слов, которые (неминуемо) должны были образоваться в результате соседства?


Как я понимаю сегодня, переход в Заполярье Крайнего Северо-Востока был вынужденным и, если судить опять же по неподготовленности нашей одежды, чуть ли не внезапным действием. И, говоря, по правде, мы ведь так полностью и не приспособились к жизни в тамошних местах, в отличие от тех же чукчей, эскимосов и коряков.
В последнее время, кстати, большинство ученых все-таки склоняются именно к тому, что юкагиры - это самые древние обитатели Сибири, которые жили там одновременно с мохнатыми носорогами и мамонтами. Но они опять говорят лишь полуправду. Потому что правда заключается в том, что юкагиры – потомки того самого (Белого) Народа, который жил (в том числе) на землях Сибири, Колымы и Чукотки за много веков до появления нас всех…


И еще одно.
«Наших людей было прежде столько, сколько звезд на небе в полярную ночь. Пролетавшие птицы терялись в дыме наших очагов». Так гласит юкагирская легенда. Но вдобавок к многочисленности юкагирского народа в нашей мифологии часто встречаются необычные рассказы о различных морских чудовищах, и даже встречается персонаж, имя которого можно буквально перевести как «морской олень». Ты понимаешь?


- Погоди, погоди! Ты хочешь сказать, что у кочевого (по понятиям современных ученых) народа, промышлявшего, якобы, только охотой и рыбалкой, в легендах и сказках сохранились воспоминания о знании морского промысла и путешествий по морям? Это же невероятно!!!


- Да, да! Это говорит о том, что не только эскимосы и береговые чукчи имели навыки как минимум прибрежных плаваний и охоты на китов, моржей, тюленей, но и юкагиры знали морских обитателей полярных вод. Ваш путешественник (сержант Степан Андреев, возглавлял экспедиции 1763 и 1764 гг., обследовавших Медвежьи острова) писал в своем отчете о том, что на земле, которую он видел, живут люди «под именем Хрохаев и состоят из двух племен, некоторые из них бородатые и похожи на русских, другие ж - чукотской породы».


По другим источникам (В.А. Туголуков) в XVII веке у юкагиров существовал род Кромый. Название рода — производное от названия реки Хромы, впадающей в Ледовитый океан между Яной и Индигиркой. Часть “хромовских юкагиров” переселилась тогда же, в XVII веке, на Индигирку. Может быть, какая-то часть откочевала еще дальше — на Медвежьи острова и либо погибла там от недостатка пищи и дров, либо ушла оттуда в неизвестном направлении?


- То есть, если я тебя правильно понимаю, юкагирские роды жили еще и на многочисленных северных островах, занимались мореплаванием, морским зверобойным промыслом. И, продолжаю дальше повторять уже пройденное, ковали железо и золото, занимались экспериментами с одомашниванием животных, разговаривали на уникальном языке. При этом носили одежду, схожую с национальной русской, использовали в быту уникальное и неповторимое письмо, мирно соседствовали с многочисленными соседями, но при этом могли дать очень жесткий военный отпор.


Это что же получается? Уникальный этнос, непохожий на все другие, окружающие его. При этом – самый многочисленный и – автохтонный, коренной. Я делаю из всего этого закономерный вывод: юкагиры вполне возможно могут быть прямыми потомками тех самых гипербореев, ориан, арктов, которые жили когда-то на земле около Северного полюса?! И называлась она Гипербореей (по-гречески, на западный манер), Орианой (Арианой) – по-русски, Арктидой – на современном «научном» языке… С ума сойти!


- А ты не сходи (смеётся), ты нам всем еще понадобишься живым и здоровым, в здравом уме и доброй памяти! Тем более, что мы еще не закончили наши размышления.
Вначале я сделаю небольшое необходимое отступление, а потом мы сделаем круг и вернёмся к основной теме разговора.


Ты ведь читал Библию и Евангелие? Читал… А попадались тебе на глаза старые, репринтные издания? В которых ещё встречаются (ко всеобщему удивлению) как бы два именования богочеловека. В одном случае его называют - «Хрестос», в другом - «Хрістос». Я в своё время внимательно прочитал эту настольную книгу всех христиан. Ну, не всех, конечно (смеётся), но она должна была быть их настольной книгой по изначальному замыслу…


Меня эти два слова несколько озадачили. И я стал в них разбираться. И вот что получилось. Да, действительно, у первых христиан были в употреблении два слова-понятия – хрИстос и хрЕстос.
Из греческих источников узнаём, что слово ;;;;;;; (хрЕстос) является очень давним, и оно часто встречается в произведениях так называемых «античных» авторов. Толковать его можно по разному, но общий смысл примерно одинаковый: «хороший, наилучший, добрый, доброжелательный, счастливый, успешный, благоприятный, порядочный, честный, благоустроенный, полезный, благотворный, благородный». Сплошной добрый (позитивный) подтекст.


А вот слово ;;;;;;; (хрИстос ) встречается ТОЛЬКО в новозаветных текстах и означает буквально и безоговорочно только одно: «помазанник, мессия». Теперь ты понимаешь? Нет? Ну, как же!


Слово «Хрестос» в книге христиан было использовано для обозначения Богочеловека, а слово «Хрістос» - для обозначения иудейского Мессии. Но именно этот хрИстос почему-то остался в Библии на постоянное «жительство», а хрЕстос был убран в сторонку и полностью забыт, заменен хрИстосом. Потом начались всякие инквизиции, крестовые походы, разделение на истинных и «раскольников», исправления богослужебных чинов, редактура и уничтожение церковных архивов, сожжение «неудобных» древних книг и списков Библии на древнерусском (до Кирилла с Мефодием) глаголическом письме. Никонианство. Уничтожение древнерусской (доктрины) образности.
В результате, гордый, весёлый, открытый и честный Русский народ стал превращаться в хмурый, забитый, недоверчивый и одновременно лживый…


- Я понимаю, о чем ты говоришь. Это невероятная подмена! Практически произошло то же самое, что позже было проделано с русской азбукой – изменен сакральный смысл многих букв, часть букв просто выброшена и забыта, азбука превратилась в алфавит… Но какое отношение это всё имеет к истории юкагирского народа?


- Ты опять меня не понял (вздыхает). Я хочу тебе сказать, что вместе с подменой богочеловека на специфического мессию, произошла одновременно и подмена сути хрИстианства, его конечной цели, (доктрины в чистом виде). То, что образовалось впоследствии на месте этой идеи, трудно назвать даже религией (а ты знаешь моё отношение к религиям вообще). Религия создана для того, чтобы разделять и управлять, держать в подчинении и повиновении.


А здесь мы видим вполне очевидный факт: посредством хрИстианства была дана (ментальная) установка на самоубийство Белой расы. Посмотри, выжить и сохранить свою кровь смогли только те наши предки, которые имели крепкую «варварскую», как бы сказали римляне или греки, закалку. И которые нашли в себе силы проигнорировать большую часть этой злокачественной идеи (доктрины) хрИстианства. Выживал тот, кто смог как можно дальше отстоять от навязываемых хрИстианских принципов.


А пример юкагирского народа – как раз служит нам прямым предупреждением для всей Белой расы: если будете и далее продолжать свои религиозные игры с хрИстианством, то с вами произойдет то же самое, что произошло с нами всего пару веков назад…


Продолжение следует...



Источник: kadykchanskiy.livejournal.com.




Другие статьи в литературном дневнике: