Я не стал бы проживать свою жизнь иначе

Владим Филипп: литературный дневник

***
Подрастая в 1980-х, будущий писатель из Атланты Дон Гэммилл думал: «Единственный хороший коммунист — это мёртвый коммунист». Прошли годы. Мальчик вырос и научился различать тонкости и нюансы, и уже не стал бы на «ура» употреблять выражения вроде «мёртвый коммунист». Тем не менее, сторонником СССР этого автора не назовёшь при всём желании. Однако о покойном М. Калашникове — «легендарном» — он отозвался с большим пиететом, а его детище (АК-47) назвал «знаменитым».


В статье «Панегирик Калашникову» («The Truth About Guns») «конечный продукт» конструктора автор назвал «достаточно революционным». Михаила Калашникова писатель считает истинным марксистом, «верующим» в Политбюро. Главная же идея конструктора, по мнению автора, — защита родины. Правда, писатель тут же отмечает, что АК-47 сделал намного больше, чем просто защитил «Россию-матушку». Да, АК различных типов на протяжении многих лет убили огромное число невинных людей, и это, конечно, трагично, отмечает Дон Гэммилл. Но это оружие также отстояло, сохранило и освободило неисчислимое множество жизней.


Калашникова спрашивали, не сожалеет ли он о том, что не живёт на Западе — там бы он сумел монетизировать свой успех. Конструктор объяснял, что в СССР думали не о патентовании изобретений, а трудились на благо социалистического общества, на благо народа. И об этом Калашников, по его словам, «никогда не жалел».


По мнению американского писателя, М. Калашников — искренний, нераскаявшийся коммунист. Но независимо от его убеждений, пишет автор, «я определённо не могу радоваться его смерти». О таком человеке следует отзываться исключительно с уважением.


В статье С. Дж. Чиверса («Нью-Йорк Таймс») напоминается о том, что американские эксперты поначалу недооценили автомат Калашникова, сочтя его недостаточно точным и скверно изготовленным. Его поражающая сила тоже не впечатлила американцев.


Однако во Вьетнаме АК ждал настоящий успех. В 1960-х новая американская винтовка М-16 имела серьёзные проблемы с коррозией, её заклинивало в джунглях, а вот автоматы Калашникова, использовавшиеся партизанами «Вьетконга» и солдатами Северного Вьетнама, работали едва ли не безупречно!


На сегодняшний день, по разным данным, в мире изготовлено от 70 до 100 млн. автоматов Калашникова; такое количество не сравнимо с любым другим автоматом. Даже Соединённые Штаты стали активным покупателем АК, вооружая им антисоветских боевиков в Афганистане в 1980-х и афганские и иракские силы в последние годы.


Генерал Калашников в последние годы призывал своих интервьюеров не изображать его жизнь как бедную, отмечая, что у него есть просторная квартира, хорошая машина и удобная дача у озера возле завода, где он трудился в течение многих десятилетий. Наградой ему была сама работа. Он был предан стране. Ему говорили иногда, что на Западе он давно был бы мультимиллионером, а он отвечал: «Есть и другие ценности».


М. Т. Калашников не одобрял тех, кто, по его мнению, поспешил разрушить Советский Союз и кто был не в состоянии контролировать политический и экономический хаос, последовавший за крушением Советов. В воспоминаниях и интервью он резко критиковал Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина, отмечает «Нью-Йорк Таймс».


До самого конца он был верен социалистическим идеалам и лидерам, несмотря на то, что земля и дом его семьи были захвачены во время коллективизации. Когда он был ребёнком, его семью депортировали в сибирскую глухомань, напоминает корреспондент. Его отец умер во время первой сибирской зимы, а один из его братьев, будучи заключённым, проработал семь лет на Беломорканале. Тем не менее, генерал Калашников говорил о своём большом уважении к Ленину и Сталину и добавлял: «Я не знал его (Сталина) лично и сожалею об этом».


В «Вашингтон Пост» со ссылкой на «Ассошиэйтед Пресс» тоже написали о Калашникове.


Детище конструктора газета называет надёжным и простым в обращении. Также напоминается, что АК превосходит М-16 в песчаных или влажных условиях. Приводятся и слова самого М. Т. Калашникова о том, что во время войны во Вьетнаме американские солдаты предпочитали выбросить свои М-16 и пользоваться трофейными АК-47. Об этом конструктор сказал в июле 2007 года на церемонии, посвященной 60-летию своего автомата.


Автомат Калашникова попал даже на герб Мозамбика.


В 2007 году, отмечает «Вашингтон Пост», президент Владимир Путин похвалил конструктора, сказав: «Автомат Калашникова — символ творческого гения нашего народа».


В конце 1980-х Калашников работал главным конструктором компании «Ижмаш». Он также путешествовал по миру, помогая России договориться о новых оружейных сделках, он писал книги о своей жизни, об оружии, книги, адресованные молодёжи.


«После распада великого и могучего Советского Союза столько дерьма было нам навязано, особенно молодому поколению, — говорил он. — Я написал шесть книг, чтобы помочь им найти свой путь в жизни».


Ещё он гордился, напоминает американское издание, тем, что в родном селе Курья на Алтае установили его бронзовый бюст. По словам конструктора, молодожёны приносят к бюсту цветы и шепчут: «Дядя Миша».


«Желаю всем нам счастья и здоровых детей», — говорил он."


«Нераскаявшийся коммунист»: западные журналисты с уважением о Калашникове



Другие статьи в литературном дневнике: