О хокку.

Влад Вол: литературный дневник

Увидел в рейтинге вот это - http://proza.ru/2020/08/30/610


Да нет, дорогой мой автор, это что угодно, только не хокку. Хокку гораздо... глубже, скажу так, причём, с элементом неожиданности. Оговорюсь - не считаю себя хоть каким-то специалистом в данном вопросе, отнюдь, но одно время слегка увлёкся. Слегка. Кстати, где-то в черновиках у меня завалялись...
Нашёл.


Поскольку в отличии от "литераторов", не стесняющихся публиковать на портале "современной российской прозы" трёхстрочные опусы, не считаю нижеприведённое достойным публикации, размещу это здесь. Для дневниковой записи - самое то. Примечание - публикуется со значительными сокращениями (главная сюжетная линия в виде потока сознания исключена полностью) ввиду того, что когда-то я был излишне словоохотлив, оригинальный текст - буквально километровый.
Итак,


Хоккуистический танкист.


Эпиграф - "Каждый самурай должен быть честен.
Если сказанное самураем не соответствует тому, что знают другие самураи, значит - самураи не знают всей правды."
© "Кодекс самурая".


Предупреждение!
Индивидуумам без чувства юмора сие хулиганство противопоказано!
Возможны побочные действия (зуд в области кулаков и самопроизвольное бранеизвержение в адрес неумелого автора).


Танка - это хокку (5-7-5) + две строки по 7 слогов, итого 5-7-5-7-7. Попробуем, хотя результат спора о том - японские ли это лексические ограничения или отечественные, лично для меня до конца не ясен, а известные отечественные переводчики налево и направо практикуют применение произвольных слоговых схем.
Например,


- Эй, кукушка,
Не стукнись, смотри, головою
О месяца серп! © Кобаяси Исса, перевод Т.Соколовой-Делюсиной, схема 4-9-5


Лично я в целях приведения хокку к установленной схеме, трактовал бы так:


Эгей, кукушка,
Не стукнись головою
О месяца серп! - схема 5-7-5


Или это:


Нищий на пути.
Летом вся его одежда -
Небо и земля. © Тикаку Такараи, перевод В.Марковой, схема 5-8-5


На мой взгляд, если из второй строки исключить "вся", придём к искомой схеме без особых смысловых потерь.


Что ж, для начала лёгкая хоккуистическая разминка на отвлечённые темы.


Огни светлячков
Фонарями мигают.
Иллюзия звёзд...


***


В небе высоком
Высматривает падаль
Гордая птица...


***


Машине каюк,
Руки нервно тру тряпкой.
Как птицы поют!


***


Сегодня среда,
Отошёл от выходных.
Готовлюсь опять...


***


Ухо на жилке,
Зато знают собаки
Когтей моих вкус!


***


Горы - как зубы,
Дожди их вычищают,
Но стачивают.


***


Звенит детский сад,
Втягиваю голову -
А ведь могли бы...


***


Кукушка в лесу.
Разочарование...
Зачем спросил?


Однако... философия философией, а если сваять подобное на злобу дня?


Выглянул в окно -
Ватный снег по колено…
Эх, скоро к врачу…


Сакуры цветок
В водки стакан опустил…
О, здорово как!


Камень на ногу
Уронил я случайно...
Фазенду строю!


Один к одному
Смешал сакэ с портвейном.
Пилось отлично!


Чуть не упал я,
Споткнувшись о булыжник.
Матушку вспомнил…


Женщину встретил
Уже немолодую…
Кое-как спасся…


Просёлком идя,
Мечтал о тебе… Лучше б
Под ноги глядел!


Загипсовали,
Сразу всё зачесалось…
Медсестра – прелесть!


Ну, а теперь посложнее. И тоже злободневное. Злободневно-ежедневное.


Будильника звон…
Я спокоен и счастлив,
Почти самурай.
Не видна пусть мне Фудзи,
Зато пятница скоро!


Я в храме курю…
Мои мысли изящны,
Балласт смыт водой.
Накопилось, однако,
Пусть плывёт себе в море…


Бриться не буду -
Ох, дурная примета,
Зарплату спугну.
А вот зубы почищу,
Их немного осталось.


Лифт поломался.
Скачу, громко топая -
Нечего дрыхнуть!
Хрустнул шприц под ногами,
Кто-то делал сэпукку?


Мусорка тлеет,
Сладкий дым над кварталом,
Вкус ананаса…
Впрочем - нет, вкус мусора,
Ананас – жвачка во рту.


Снег выпал ночью…
Я иду по тропинке,
Стану её первым!
Может, не будет стонать,
Что всю жизнь ей испортил…


Дом брата жены,
В кухне лампа сияет,
Похмеляется…
Придёт вечером пьяным,
Обниматься полезет.


"Отдавай всего себя Бусидо. Вставай в четыре утра, практикуйся в упражнениях с мечом, затем поешь, а после тренируйся в стрельбе из лука и мушкета и в езде на лошади. Только так можно стать настоящим самураем". ©


Вот и контора,
Рядом «Ауди» шефа,
Жаль - нету гвоздя…
Ну, хоть пнуть по колёсам
И бегом! Заорала…


Оперативка.
Супермерзкое слово!
Подташнивает…
Пить не буду отныне
Я сакэ из киоска…


Работа зашла.
Здравствуй, милая леди!
Ты ко мне или…?
Как сказать бы ей внятно -
Прошлый секс - не есть повод?


Салют, общепит!
Вечнохмурые лица,
Скривившись, жуют.
Не обед на подносе,
А как будто помои…


Цигарка сладка,
Мимо - гейши в дублёнках…
Старею, видать,
Жутко хочется зрелищ,
Но толстенна овчина…


Работе конец!
Жму на газ, отъезжая –
Вечер на носу.
Скуку дня прошедшего
Сожгу страстей напалмом.


ps... "...Каждый самурай должен убить своего врага. Если у самурая нет врага - значит, самурай еще не подпоясал меч...." ©



Другие статьи в литературном дневнике: