***

Владимир Чадов: литературный дневник

Василий Шукшин


КЛАССНЫЙ ВОДИТЕЛЬ
Весной, в начале сева, в Быстрянке появился новый парень — шофер Пашка Холманский. Сухой, жилистый, легкий на ногу. С круглыми изжелта-серыми смелыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с крутой ломаной бровью, не то очень злой, не то красивый. Смахивал на какую-то птицу.


Пашка был родом из кержаков, откуда-то с верхних сел по Катуни, но решительно ничего не усвоил из старомодного неповоротливого кержацкого уклада.


В Быстрянку он попал так.


Местный председатель колхоза Прохоров Ермолай возвращался из города на колхозном «газике». Посреди дороги у них лопнула рессора. Прохоров, всласть наругавшись с шофером, стал голосовать попутным машинам. Две не остановились, а третья, полуторка, притормозила. Шофер откинул дверцу


— Куда?


— До Быстрянки.


— А Салтон — это дальше или ближе?


— Малость ближе. А что?


— Садись до Салтона. Дорогу покажешь.


— Поехали.


Шофер сидел, откинувшись на спинку сиденья; правая рука — на штурвале, левая — локтем — на дверце кабины. Смотрел вперед, на дорогу, задумчиво щурился.


Полуторка летела на предельной скорости, чудом минуя выбоины. С одной встречной машиной разминулись так близко, что у председателя дух захватило. Он посмотрел на шофера: тот сидел как ни в чем не бывало, щурился.


— Ты еще головы никогда не ломал? — спросил Прохоров.


— А?.. Ничего. Не трусь, дядя. Главное в авиации что? — улыбнулся шофер. Улыбка простецкая, добрая.


— Главное в авиации — не трепаться, по-моему.


— Нет, не то. — Парень совсем отпустил штурвал и полез в карман за папиросами. Его, видно, забавляло, что пассажир трусит.


Прохоров стиснул зубы и отвернулся.


В этот момент полуторку основательно подкинуло. Прохоров инстинктивно схватился за дверцу. Свирепо посмотрел на шофера.


— Ты!.. Авиатор!


Парень опять улыбнулся.


— Уважаю скорость, — признался он.


Прохоров внимательно посмотрел в глаза парню: парень чем-то нравился ему.


— Ты в Салтон зачем едешь?


— В командировку.


— На сев, что ли?


— Да... помочь мужичкам надо.


Хитрый Прохоров некоторое время молчал. Закурил тоже. Он решил переманить шофера в свой колхоз.


— В сам Салтон или в район?


— В район. Деревня Листвянка... Хорошие места тут у вас.


— Тебя как зовут-то?


— Меня-то? Павлом. Павел Егорыч.


— Тезки с тобой, — сказал Прохоров. — Я тоже по батьке Егорыч. Поехали ко мне, Егорыч?


— То есть как?


— Так. Я в Листвянке знаю председателя и договорюсь с ним насчет тебя. Я тоже председатель. Листвянка — это дыра, я тебе должен сказать. А у нас деревня...


— Что-то не понимаю: у меня же в командировке сказано...


— Да какая тебе разница?! Я тебе дам такой же документ... что ты отработал на посевной — все честь по чести. А мы с тем председателем договоримся. За ним как раз должок имеется. А?


— Клуб есть? — спросил Пашка.


— Клуб? Ну как же!


— Сфотографировано.


— Что?


— Согласен, говорю! Пирамидон.


Прохоров заискивающе посмеялся.


— Шутник ты... (Один лишний шофер да еще с машиной на посевной — это пирамидон, да еще какой!) Шутник ты, Егорыч.


— Стараюсь. Значит, клубишко имеется?


— Имеется, Паша. Вот такой клуб — бывшая церковь!


— Помолимся, — сказал Пашка.


Оба — Прохоров и Пашка — засмеялись.


Так попал Павел Егорыч в Быстрянку.


Жил Пашка у Прохорова. Быстро сдружился с хозяйкой, женой Прохорова, охотно беседовал с ней вечерами.


— Жена должна чувствовать! — утверждал Пашка, с удовольствием уписывая жирную лапшу с гусятиной.


— Правильно, Егорыч, — поддакивал Ермолай, согнувшись пополам, стаскивая с ноги тесный сапог. — Что это за жена, которая не чувствует?


— Если я прихожу домой, — продолжал Пашка, — так? — усталый, грязный — то-се, я должен первым делом видеть энергичную жену. Я ей, например: «Здорово, Маруся!» Она мне весело: «Здорово, Павлик! Ты устал?»


— А если она сама, бедная, наработается за день, то откуда же у нее веселье возьмется? — замечала хозяйка.


— Все равно. А если она грустная, кислая, я ей говорю: пирамидон. И меня потянет к другим. Верно, Егорыч?


— Абсолютно! — поддакивал Прохоров.


Хозяйка притворно сердилась и называла всех мужиков охальниками.


В клубе Пашка появился на второй день после своего приезда. Сдержанно веселый, яркий: в бордовой рубахе с распахнутым ворогом, в хромовых сапогах-вытяжках, в военной новенькой фуражке, из-под козырька которой русой хмелиной завивался чуб.


— Как здесь население... ничего? — равнодушно спросил он у одного парня, а сам ненароком обшаривал глазами танцующих: хотел знать, какое он произвел впечатление на «местное население».


— Ничего, — ответил парень.


— А ты, например, чего такой кислый?


— А ты кто такой, чтобы допрос устраивать? — обиделся парень.


Пашка миролюбиво оскалился:


— Я ваш новый прокурор. Порядки приехал наводить.


— Смотри, как бы тебе самому не навели тут.


— Ничего. — Пашка подмигнул парню и продолжал рассматривать девушек и ребят в зале.


Его тоже рассматривали.


Пашка такие моменты любил. Неведомое, незнакомое, недружелюбное поначалу волновало его. Больше всего, конечно, интересовали девки.


Танец кончился. Пары расходились по местам.


— Что за дивчина? — спросил Пашка у того же парня; он увидел Настю Платонову, местную красавицу.


Парень не захотел с ним разговаривать, отошел.


Заиграли вальс.


Пашка прошел через весь зал к Насте, слегка поклонился ей и громко сказал:


— Предлагаю на тур вальса!


Все подивились изысканности Пашки; на него стали смотреть с нескрываемым веселым интересом.


Настя спокойно поднялась, положила тяжелую руку на сухое Пашкино плечо; Пашка, не мигая, ласково смотрел на девушку.


Закружились.


Настя была несколько тяжела в движениях, ленива. Зато Пашка с ходу начал выделывать такого черта, что некоторые даже перестали танцевать — смотрели на него. Он то приотпускал от себя Настю, то рывком приближал к себе и кружился, кружился... Но окончательно он доконал публику, когда, отойдя несколько от Насти, но не выпуская ее руки из своей, пошел с приплясом.


Все так и ахнули. А Пашка смотрел куда-то выше «местного населения» с таким видом, точно хотел сказать: «Это еще не все. Будет когда-нибудь настроение — покажу кое-что. Умел когда-то».


Настя раскраснелась, ходила все так же медленно, плавно.


— Ну и трепач ты! — весело сказала она, глядя в глаза Пашке.


Пашка ухом не повел.


— Откуда ты такой?


— Из Москвы, — небрежно бросил Пашка.


— Все у вас там такие?


— Какие?


— Такие... воображалы.


— Ваша серость меня удивляет, — сказал Пашка, вонзая многозначительный ласковый взгляд в колодезную глубину темных загадочных глаз Насти.


Настя тихо засмеялась.


Пашка был серьезен.


— Вы мне нравитесь, — сказал он. — Я такой идеал давно искал.


— Быстрый ты. — Настя в упор посмотрела на Пашку.


— Я на полном серьезе!


— Ну и что?


— Я вас провожаю сегодня до хаты. Если у вас, конечно, нет какого-нибудь другого хахаля. Договорились?


Настя усмехнулась, качнула отрицательно головой. Пашка не обратил на это никакого внимания.


Вальс кончился.


Пашка проводил девушку до места, опять изящно поклонился и вышел покурить с парнями в фойе.


Парни косились на него. Пашка знал, что так бывает всегда.


— Тут поблизости забегаловки нигде нету? — спросил он, подходя к группе курящих.


Парни молчали, смотрели на Пашку насмешливо.


— Вы что, языки проглотили?


— Тебе не кажется, что ты здесь слишком бурную деятельность развил? — спросил тот самый парень, с которым Пашка говорил до танца.


— Нет, не кажется.


— А мне кажется.


— Крестись, если кажется.


Парень нехорошо прищурился.


— Выйдем на пару минут... потолкуем?


Пашка отрицательно качнул головой.


— Не могу.


— Почему?


— Накостыляете сейчас ни за что... Потом когда-нибудь потолкуем. Вообще-то чего вы на меня надулись? Я, кажется, никому еще на мозоль не наступал.


Парни не ожидали такого поворота. Им понравилась Пашкина прямота. Понемногу разговорились.


Пока разговаривали, заиграло танго, и Настю пригласил другой парень. Пашка с остервенением растоптал окурок. Тут ему рассказали, что у Насти есть жених, инженер из Москвы, и что, кажется, у них дело идет к свадьбе. Пашка внимательно следил за Настей и, казалось, не слушал, что ему говорят. Потом сдвинул фуражку на затылок, прищурился.


— Посмотрим, кто кого сфотографирует, — сказал он и поправил фуражку. — Где он?


— Кто?


— Инженеришка.


— Его нету сегодня.


— Я интеллигентов одной левой делаю.


Танго кончилось.


Пашка прошел к Насте.


— Вы мне не ответили на один вопрос.


— На какой вопрос?


— Я вас провожаю сегодня до хаты?


— Я одна дойду. Спасибо.


Пашка сел рядом с девушкой. Круглые кошачьи глаза его опять смотрели серьезно.


— Поговорим, как жельтмены.


— Боже мой, — вздохнула Настя, поднялась и пошла в другой конец зала.


Пашка смотрел ей вслед. Слышал, как вокруг него сочувственно посмеивались. Он не чувствовал позора. Только стало больно под ложечкой. Горячо и больно. Он тоже встал и пошел из клуба.


На следующий день к вечеру Пашка нарядился пуще прежнего: попросил у Прохорова вышитую рубаху, перепоясал ее синим шелковым пояском с кистями, надел свои диагоналевые синие галифе, бостоновый пиджак — и появился в здешней библиотеке. (Настя работала библиотекарем, о чем Пашка заблаговременно узнал.)


— Здравствуйте! — солидно сказал он, входя в просторную избу, служившую и библиотекой, и избой-читальней одновременно.


В библиотеке была только Настя, и у стола сидел молодой человек, смотрел «Огонек».


Настя поздоровалась с Пашкой и улыбнулась ему, как старому знакомому.


Пашка подошел к ее столу и начал спокойно рассматривать книги — на Настю ноль внимания. Он сообразил, что парень с «Огоньком» и есть тот самый инженер, жених Насти.


— Почитать что-нибудь? — спросила Настя, несколько удивленная тем, что Пашка не узнал ее.


— Да, надо, знаете...


— Что хотите? — Настя невольно перешла на «вы».


— «Капитал» Карла Маркса. Я там одну главу не дочитал.


Парень отложил «Огонек» и посмотрел на Пашку.


Настя хотела засмеяться, но, увидев строгие Пашкины глаза, сдержала смех.


— Как ваша фамилия?


— Холманский Павел Егорыч. Год рождения тысяча девятьсот тридцать пятый, водитель-механик второго класса.


Пока Настя записывала все это, Пашка незаметно искоса разглядывал ее. Потом оглянулся. Инженер наблюдал за ним. Встретились взглядами. Пашка растерялся и... подмигнул ему.


— Кроссвордами занимаемся?


Инженер не сразу нашелся что ответить.


— Да... А вы, я смотрю, глубже берете.


— Между прочим, Гена, он тоже из Москвы, — сказала Настя.


— Ну?! — Гена искренне обрадовался. — Вы давно оттуда? Расскажите хоть, что там нового.


Пашка излишне долго расписывался в карточке. Молчал.


— Спасибо, — сказал он Насте. Подошел к столу швырнул толстый том, протянул Гене руку. — Павел Егорыч.


— Гена. Очень рад!


— Москва-то? — переспросил Пашка, придвигая к себе несколько журналов. — Шумит Москва, шумит... — И сразу, не давая инженеру опомниться, затараторил: — Люблю смешные журналы! Особенно про алкоголиков — так разрисуют всегда...


— Да, смешно бывает. А вы давно из Москвы?


— Из Москвы-то? — Пашка перелистнул страничку журнала. — А я там не бывал сроду. Девушка меня с кем-то спутала.


— Вы же мне вчера в клубе сами говорили! — изумилась Настя.


Пашка глянул на нее.


— Что-то не помню.


Настя посмотрела на Гену, Гена — на Пашку.


Пашка разглядывал картинки.


— Странно, — сказала Настя. — Значит, мне приснилось.


— Бывает, — согласился Пашка, продолжая рассматривать журнал. — Вот пожалуйста — очковтиратель, — сказал он, подавая журнал Гене. — Кошмар!


Гена улыбнулся.


— Вы на посевную к нам?


— Так точно. — Пашка оглянулся на Настю: та с интересом разглядывала его. Пашка отметил это. — Сыграем в пешки? — предложил он инженеру


— В пешки? — удивился инженер. — Может, в шахматы?


— В шахматы скучно, — сказал Пашка (он не умел в шахматы). — Думать надо. А в пешечки раз, два — и готово.


— Можно и в пешки, — согласился Гена и посмотрел на Настю.


Настя вышла из-за перегородки и подсела к ним.


— За фук берем? — спросил Пашка.


— Как это?


— За то, что человек прозевает, когда ему надо рубить, берут пешку, — пояснила Настя.


— А-а... Можно брать. Берем.


Пашка быстренько расставил шашки на доске. Взял две, спрятал за спиной.


— В какой?


— В левой.


— Ваша не пляшет. — Ходил первым Пашка.


— Сделаем так, — начал он, устроившись удобнее на стуле: выражение его лица было довольное и хитрое. — Здесь курить, конечно, нельзя? — спросил он Настю.


— Нет, конечно.


— По — что? — нятно! — Пашка пошел второй. — Сделаем некоторый пирамидон, как говорят французы.


Инженер играл слабо, это было видно сразу. Настя стала ему подсказывать. Он возражал против этого.


— Погоди! Ну так же нельзя, слушай... зачем же подсказывать?


— Ты же неверно ходишь!


— Ну и что! Играю-то я.


— Учиться надо.


Пашка улыбался. Он ходил уверенно, быстро.


— Вон той, Гена, крайней, — опять не стерпела Настя.


— Нет, я не могу так! — возмутился Гена. — Я сам только что хотел этой, а теперь не пойду принципиально.


— А чего ты волнуешься-то? Вот чудак!


— Как же мне не волноваться?


— Волноваться вредно, — встрял Пашка и подмигнул незаметно Насте.


Настя покраснела.


— Ну и проиграешь сейчас! Принципиально.


— Нет, зачем?.. Тут еще полно шансов сфотографировать меня, — снисходительно сказал Пашка. — Между прочим, у меня дамка. Прошу ходить.


— Теперь проиграл, — с досадой сказала Настя.


— Занимайся своим делом! — обиделся Гена. — Нельзя же так в самом деле. Отойди!


— А еще инженер. — Настя встала и пошла к своему месту.


— Это уже... не остроумно. При чем тут инженер-то?


— Боюсь ему понравиться-а, — запела Настя и ушла в глубь библиотеки.


— Женский пол, — к чему-то сказал Пашка.


Инженер спутал на доске шашки, сказал чуть охрипшим голосом:


— Я проиграл.


— Выйдем покурим? — предложил Пашка.


— Пойдем.


В сенях, закуривая, инженер признался:


— Не понимаю: что за натура? Во все обязательно вмешивается.


— Ничего, — неопределенно сказал Пашка. — Давно здесь?


— Что?


— Я, мол, давно здесь живешь-то?


— Живу-то? Второй месяц.


— Жениться хочешь?


Инженер с удивлением глянул на Пашку.


— На ней? Да. А что?


— Ничего. Хорошая девушка. Она любит тебя?


Инженер вконец растерялся.


— Любит?.. По-моему, да.


Помолчали. Пашка курил и сосредоточенно смотрел на кончик сигареты. Инженер хмыкнул и спросил:


— Ты «Капитал» действительно читаешь?


— Нет, конечно. — Пашка небрежно прихватил губами сигаретку — в уголок рта, сощурился, заложил ладони за поясок, коротким, быстрым движением расправил рубаху. — Может, в кинишко сходим?


— А что сегодня?


— Говорят, комедия какая-то.


— Можно.


— Только это... пригласи ее... — Пашка кивнул на дверь библиотеки, нахмурился участливо.


— Ну а как же! — тоже серьезно сказал инженер. — Я сейчас зайду к ней... поговорю...


— Давай, давай!


Инженер ушел, а Пашка вышел на крыльцо, облокотился о перила и стал смотреть на улицу.


...В кино сидели вместе все трое. Настя — между инженером и Пашкой.


Едва только погасили свет, Пашка придвинулся ближе к Насте и взял ее за руку. Настя молча отняла руку и отодвинулась. Пашка как ни в чем не бывало стал смотреть на экран. Посмотрел минут десять и опять стал осторожно искать руку Насти. Настя вдруг придвинулась к нему и едва слышно шепнула на ухо:


— Если ты будешь распускать руки, я опозорю тебя на весь клуб.


Пашка моментально убрал руку.


Посидел еще минут пять. Потом наклонился к Насте и тоже шепотом сказал:


— У меня сердце разрывается, как осколочная граната.


Настя тихонько засмеялась. Пашка опять начал искать ее руку. Настя обратилась к Гене:


— Дай я пересяду на твое место.


— Загораживают, да? Эй, товарищ, убери свою голову! — распорядился Пашка.


Впереди сидящий товарищ «убрал» голову.


— Теперь ничего?


— Ничего, — сказала Настя.


В зале было шумно. То и дело громко смеялись.


Пашка согнулся в три погибели, закурил и стал торопливо глотать сладкий дым. В светлых лучах отчетливо закучерявились синие облачка. Настя толкнула его в бок:


— Ты что?


Пашка погасил папироску... Нашел Настину руку, с силой пожал ее и, пригибаясь, пошел к выходу. Сказал на ходу Гене:


— Пусть эту комедию тигры смотрят.


На улице Пашка расстегнул ворот рубахи, закурил. Медленно пошел домой. Дома, не раздеваясь, прилег на кровать.


— Ты чего такой грустный? — спросил Ермолай.


— Да так... — сказал Пашка. Полежал несколько минут и вдруг спросил: — Интересно, сейчас женщин воруют или нет?


— Как это? — не понял Ермалай.


— Ну как раньше... Раньше ведь воровали?


— А-а! Черт его знает! А зачем их воровать-то? Они и так, по-моему, рады, без воровства.


— Это конечно. Я так просто, — согласился Пашка. Еще немного помолчал. — И статьи, конечно, за это никакой нет?


— Наверно. Я не знаю, Павел.


Пашка встал с кровати, заходил по комнате. О чем-то сосредоточенно думал.


— В жизни раз бывает восемна-адцать лет, — запел он вдруг. — Егорыч, на — рубаху. Сэнк-ю!


— Чего вдруг!


— Так. — Пашка скинул вышитую рубаху Прохорова, надел свою. Постоял посреди комнаты, еще подумал. — Сфотографировано, Егорыч!


— Ты что, девку какую-нибудь надумал украсть? — спросил Ермолай.


Пашка засмеялся, ничего не сказал, вышел на улицу.


Была сырая темная ночь. Недавно прошел хороший дождь, отовсюду капало. Лаяли собаки. Тарахтел где-то движок.


Пашка вошел в РТС, где стояла его машина.


Во дворе РТС его окликнули.


— Свои, — сказал Пашка.


— Кто свои?


— Холманский.


— Командировочный, что ль?


— Ну.


В круг света вышел дедун сторож, в тулупе, с берданкой.


— Ехать, что ль?


— Ехать.


— Закурить имеется?


— Есть.


Закурили.


— Дождь, однако, ишо будет, — сказал дед и зевнул. — Спать клонит в дождь.


— А ты спи, — посоветовал Пашка.


— Нельзя. Я тут давеча соснул было, дак заехал этот...


Пашка прервал словоохотливого старика:


— Ладно, батя, я тороплюсь.


— Давай, давай. — Старик опять зевнул.


Пашка завел свою полуторку и выехал со двора РТС.


Он знал, где живет Настя — у самой реки над обрывом.


Днем разговорились с Прохоровым, и он показал Пашке этот дом. Пашка запомнил, что окна горницы выходят в сад.


Сейчас Пашку волновал один вопрос: есть у Платановых собака или нет?


На улицах в деревне никого не было. Даже парочки попрятались. Пашка ехал на малой скорости, опасаясь влететь куда-нибудь.


Подъезжая к Настиному дому, он совсем почти сбросил газ, вылез из кабины. Мотор не заглушил.


— Так, — негромко сказал он и потер ладонью грудь: он волновался.


Света не было в доме. Присмотревшись во тьме, Пашка увидел сквозь голые деревья слабо мерцающие темные окна горницы. Сердце Пашки громко заколотилось.


«Только бы собаки не было».


Он кашлянул, осторожно потряс забор — во дворе молчание. Тишина. Каплет с крыши.


«Ну, Пашка... или сейчас в лоб получишь, или...»


Он тихонько перелез через низенький забор и пошел к окнам. Слышал сзади приглушенное ворчание своей верной полуторки, свои шаги и громкую капель. Весна исходила соком. Пахло погребом.


Пашка, пока шел по саду, мысленно пел песню про восемнадцать лет, одну и ту же фразу: «В жизни раз бывает восемнадцать лет». Он весь день сегодня пел эту песню.


Около самых окон под его ногой громко треснул сучок. Пашка замер. Тишина. Каплет. Пашка сделал последние два шага и стал в простенке. Перевел дух.


«Одна она тут спит или нет?» — возник новый вопрос.


Он вынул фонарик, включил и направил в окно. Желтое пятно света поползло по стенкам, вырывая из тьмы отдельные предметы: печка-голландка, дверь, кровать... Пятно дрогнуло и замерло. На кровати кто-то зашевелился, поднял голову — Настя. Не испугалась. Легко вскочила и пошла к окну в одной ночной рубашке. Пашка выключил фонарик.


Настя откинула крючки и раскрыла окно.


Из горницы пахнуло застойным сонным теплом.


— Ты что? — спросила она негромко. Голос ее насторожил Пашку — какой-то отчужденный.


«Неужели узнала?» — испугался он. Он хотел, чтобы его принимали пока за другого. Он молчал.


Настя отошла от окна. Пашка включил фонарик. Настя прошла к двери, закрыла ее плотнее и вернулась к окну. Пашка выключил фонарь.


«Не узнала. Иначе не разгуливала бы в одной рубахе».


Пашка услышал запах ее волос. В голову ударил горячий туман. Он отстранил ее и полез в окно.


— Додумался? — сказала Настя слегка потеплевшим голосом.


«Додумался, додумался, — думал Пашка. — Сейчас будет цирк».


— Ноги-то вытри, — сказала Настя, когда Пашка влез в горницу и очутился с ней рядом.


Пашка продолжал молчать. Обнял ее, теплую, мягкую. Так сдавил, что у ней лопнула на рубашке какая-то тесемка.


— Ох, — глубоко вздохнула Настя, — что ж ты делаешь? Шальной!..


Пашка начал ее целовать. И тут что-то случилось с Настей: она вдруг вывернулась из его объятий, отскочила, судорожно зашарила рукой по стене, отыскивая выключатель.


«Все. Конец». Пашка приготовился к самому худшему: сейчас она закричит, прибежит ее отец и будет его фотографировать. Он отошел на всякий случай к окну.


Вспыхнул свет. Настя настолько была поражена, что поначалу не сообразила, что стоит перед посторонним человеком почти нагая.


Пашка ласково улыбнулся ей.


— Испугалась?


Настя схватила со стула юбку и стала надевать. Надела, подошла к Пашке. Не успел он подумать о чем-либо, как ощутил на левой щеке сухую горячую пощечину. И тотчас такую же — на правой.


Потом некоторое время стояли друг против друга, смотрели... У Насти от гнева расцвел на щеках яркий румянец. Она была поразительно красива в эту минуту.


«Везет инженеру», — невольно подумал Пашка.


— Сейчас же убирайся отсюда! — негромко приказала Настя.


Пашка понял, что она не будет кричать — не из таких.


— Побеседуем, как жельтмены, — заговорил Пашка, закуривая. — Я могу, конечно, уйти, но это банально. Это серость. — Он бросил спичку в окно и продолжал развивать свою мысль несколько торопливо, ибо опасался, что Настя возьмет в руки какой-нибудь тяжелый предмет и снова предложит убираться. От волнения Пашка стал прохаживаться по горнице — от окна к столу и обратно. — Я влюблен, так. Это факт, а не реклама. И я одного только не понимаю: чем я хуже этого инженера? Если на то пошло, я могу легко стать Героем Социалистического Труда. Надо только сказать мне об этом. И все. Зачем же тут аплодисменты устраивать? Собирайся и поедем со мной. Будем жить в городе. — Пашка остановился. Смотрел на Настю серьезно, не мигая. Он любил ее, любил, как никого никогда в жизни еще не любил.


Она поняла это.


— Какой же ты дурак, парень, — грустно и просто сказала она. — Чего ты мелешь тут? — Она села на стул. — Натворил делов и еще философствует, ходит. Он любит!.. — Настя странно как-то заморгала, отвернулась. Пашка понял: заплакала. — Ты любишь, а я, по-твоему, не люблю? — Настя резко повернулась к нему — в глазах слезы.


Она была на редкость, на удивление красива. И тут Пашка понял: никогда в жизни ему не отвоевать ее. Всегда у него так: как что чуть посерьезнее, поглубже — так не его.


— Чего ты плачешь?


— Да потому, что вы только о себе думаете... эгоисты несчастные! Он любит! — Она вытерла слезы. — Любишь, так уважай хоть немного, а не так...


— Что же я такого сделал? В окно залез — подумаешь! Ко всем лазят...


— Не в окне дело. Дураки вы все, вот что. Тот дурак тоже... весь высох от ревности. Приревновал ведь он к тебе. Уезжать собрался.


— Как уезжать? Куда? — Пашка понял, кто этот дурак.


— Куда... Спроси его!


Пашка нахмурился.


— На полном серьезе?


Настя опять вытерла ладошкой слезы, ничего не сказала. Пашке стало до того жалко ее, что под сердцем заныло.


— Собирайся! — приказал он.


Настя вскинула на него удивленные глаза.


— Поедем к нему. Я объясню этим московским фраерам, что такое любовь человеческая.


— Сиди уж... не трепись!


— Послушайте, вы!.. Молодая, интересная... — Пашка приосанился. — Мне можно съездить по физиономии, так? Но слова вот эти дурацкие я не перевариваю. Что значит — не трепись?


— Куда ты поедешь сейчас? Ночь глубокая...


— Наплевать. Одевайся. На — кофту! Пашка снял со спинки стула кофту, бросил Насте. Настя поймала ее, поднялась в нерешительности.


Пашка опять заходил по горнице.


— Из-за чего же это он приревновал? — спросил он не без самодовольства.


— Танцевали... ему сказал кто-то. Потом в кино шептались. Он же дурак набитый.


— Что же ты не могла ему объяснить?


— Нужно мне объяснять! Никуда я не поеду.


Пашка остановился.


— Считаю до трех: раз, два... А то целоваться полезу!


— Я те полезу! Что ты ему скажешь?


— Я знаю что!


— А я к чему там?


— Надо.


— Да зачем?


— Я не знаю, где он живет. Вообще надо ехать. Точка.


Настя надела кофту, туфли.


— Лезь. Я за тобой. Видел бы кто-нибудь сейчас...


Пашка вылез в сад, помог Насте. Вышли на дорогу.


Полуторка ворчала на хозяина.


— Садись, ревушка-коровушка!.. Возись тут с вами по ночам.


Пашке эта новая нежданная роль нравилась.


Настя залезла в кабину


— Меня, что ли, хотел увозить? На машине-то?


— Где уж тут!.. С вами вперед прокиснешь, чем...


— Ну до чего ты, Павел...


— Что? — строго спросил Пашка.


— Ничего.


— То-то. — Пашка со скрежетом всадил скорость и поехал.


...Инженер не спал, когда Пашка постучал ему в окно.


— Кто это?


— Я.


— Кто я?


— Пашка. Павел Егорыч.


Инженер открыл дверь, впустил Пашку. Не скрывая удивления, уставился на него.


Пашка кивнул на стол, заваленный бумагами.


— Грустные стихи сочиняешь?


— Я не понимаю, слушай...


— Поймешь. — Пашка сел к столу, отодвинул локтем бумаги. — Любишь Настю?


— Слушай!.. — Инженер начал краснеть.


— Любишь. Значит, так: иди веди ее сюда — она в машине сидит.


— Где? В какой машине?


— На улице. Ко мне зря приревновал: мне с хорошими бабами не везет.


Инженер быстро вышел на улицу, а Пашка, Павел Егорыч, опустил голову на руки и закрыл глаза. Он как-то сразу устал. Опять некстати вспомнились надоевшие слова: «В жизни раз бывает...» В груди противно заболело.


Вошли инженер с Настей.


Пашка поднялся. Некоторое время смотрел на них, как будто собирался сказать напутственное слово.


— Все? — спросил он.


— Все, — ответил инженер.


Настя улыбнулась.


— Вот так, — сердито сказал Пашка. — Будьте здоровы. — Он пошел к выходу.


— Куда ты? Погоди!.. — запротестовал инженер. Пашка, не оглянувшись, вышел.


Уезжал Пашка из этой деревни. Уезжал в Салтон. Прохорову он подсунул под дверь записку с адресом автобазы, куда просил прислать справку о том, что он отработал честно три дня на посевной. Представив себе, как будет огорчен Прохоров его отъездом, Пашка дописал в конце: «Прости меня, но я не виноват».


Пашке было грустно. Он беспрерывно курил.


Пошел мелкий дождь.


У Игренева, последней деревни перед Салтоном, на дороге впереди выросли две человеческие фигуры. Замахали руками.


Пашка остановился.


Подбежали молоденький офицер с девушкой.


— До Салтона подбрось, пожалуйста! — Офицер был чем-то очень доволен.


— Садись!


Девушка залезла в кабину и стала вертеться, отряхиваться. Лейтенант запрыгнул в кузов. Начали переговариваться, хохотали.


Пашка искоса разглядывал девушку — хорошенькая, белозубая, губки бантиком — прямо куколка! Но до Насти ей далеко.


— Куда это на ночь глядя? — спросил Пашка.


— В гости, — охотно откликнулась девушка. И высунулась из кабины — опять говорить со своим дружком. — Саша? Саш!.. Как ты там?!


— В ажуре! — кричал из кузова лейтенант.


— Что, дня не хватает? — опять спросил Пашка.


— Что? — Девушка мельком глянула на него и опять: — Саша? Саш!..


— Все начисто повлюблялись, — проворчал Пашка. — С ума все посходили. — Он вспомнил опять Настю: совсем недавно она сидела с ним рядом — чужая. И эта чужая.


— Саша! Саш!..


«Саша! Саш! — съехидничал про себя Пашка. — Твой Саша и так сам себя не помнит от радости. Пусти сейчас — вперед машины побежит».


— Я представляю, что там сейчас будет! — кричал из кузова Саша.


Девушка так и покатилась со смеху.


«Нет, люди все-таки ненормальными становятся в это время», — сердито думал Пашка.


Дождь припустил сильнее.


— Саша! Как ты там?!


— Порядок! На борту порядок!


— Скажи ему — там под баллоном брезент есть — пусть накроется, — сказал Пашка.


Девушка чуть не вывалилась из кабины.


— Саша! Саш!.. Под баллоном какой-то брезент!.. Накройся!


— Хорошо! Спасибо!


— На здоровье, — сказал Пашка, закурил и задумался, всматриваясь прищуренными глазами в дорогу.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.01.2012. ***
  • 23.01.2012. ***
  • 22.01.2012. ***
  • 21.01.2012. ***
  • 20.01.2012. ***
  • 19.01.2012. ***
  • 18.01.2012. ***