***

Владимир Чадов: литературный дневник

Василий Шукшин


АРТИСТ ФЕДОР ГРАЙ
Сельский кузнец Федор Грай играл в драмкружке «простых» людей.


Когда он выходил на клубную сцену, он заметно бледнел и говорил так тихо, что даже первые ряды плохо слышали. От напряжения у него под рубашкой вспухали тугие бугры мышц. Прежде чем сказать реплику, он долго смотрел на партнера, и была в этом взгляде такая неподдельная вера в происходящее, что зрители смеялись, а иногда даже хлопали ему


Руководитель драмкружка, суетливый малый с конопатым неинтересным лицом, на репетициях кричал на Федора, произносил всякие ехидные слова — заставлял говорить громче. Федор тяжело переносил этот крик, много думал над ролью... А когда выходил на сцену, все повторялось: Федор говорил негромко и смотрел на партнеров исподлобья. Режиссер за кулисами кусал губы и громко шептал:


— Верстак... Наковальня...


Когда Федор, отыграв свое, уходил со сцены, режиссер набрасывался на него и шипел, как разгневанный гусак:


— Где у тебя язык? Ну-ка покажи язык!.. Ведь он же у тебя...


Федор слушал и смотрел в сторону. Он не любил этого вьюна, но считал, что понимает в искусстве меньше его... И терпел. Только один раз он вышел из себя.


— Где у тебя язык?.. — накинулся, по обыкновению, режиссер.


Федор взял его за грудь и так встряхнул, что у того глаза на лоб полезли.


— Больше не ори на меня, — негромко сказал Федор и отпустил режиссера.


Бледный руководитель не сразу обрел дар речи.


— Во-первых, я не ору, — сказал он, заикаясь. — Во-вторых, если не нравится здесь, можешь уходить. Тоже мне... герой-любовник.


— Еще вякни раз. — Федор смотрел на руководителя, как на партнера по сцене.


Тот не выдержал этого взгляда, пожал плечами и ушел. Больше он не кричал на Федора.


— А погромче, чуть погромче нельзя? — просил он на репетициях и смотрел на кузнеца с почтительным удивлением и интересом.


Федор старался говорить громче.


Отец Федора, Емельян Спиридоныч, один раз пришел в клуб посмотреть сына. Посмотрел и ушел, никому не сказав ни слова. А дома во время ужина ласково взглянул на сына и сказал:


— Хорошо играешь.


Федор слегка покраснел.


— Пьес хороших нету... Можно бы сыграть, — сказал он негромко.


Тяжело было произносить на сцене слова вроде: «сельхознаука», «незамедлительно», «в сущности говоря»... и т. п. Но еще труднее, просто невыносимо трудно и тошно было говорить всякие «чаво», «куды», «евон», «ейный»... А режиссер требовал, чтобы говорил так, когда речь шла о «простых» людях.


— Ты же простой парень! — взволнованно объяснял он. — А как говорят простые люди?


Еще задолго до того, когда нужно было произносить какое-нибудь «теперича», Федор, на беду свою, чувствовал его впереди, всячески готовился не промямлить, не «съесть» его, но когда подходило время произносить это «теперича», он просто шептал его себе под нос и краснел. Было ужасно стыдно.


— Стоп! — взвизгивал режиссер. — Я не слышал, что было сказано. Нести же надо слово! Еще раз. Активнее!


— Я не могу, — говорил Федор.


— Что не могу?


— Какое-то дурацкое слово... Кто так говорит?


— Да во-от же! Боже ты мой!.. — Режиссер вскакивал и совал ему под нос пьесу. — Видишь? Как тут говорят? Наверно, умнее тебя писал человек. «Так не говорят»... Это же художественный образ! Актер!..


Федор переживал неудачи как личное горе: мрачнел, замыкался, днем с ожесточением работал в кузнице, а вечером шел в клуб на репетицию.


... Готовились к межрайонному смотру художественной самодеятельности.


Режиссер крутился волчком, метался по сцене, показывал, как надо играть тот или иной «художественный образ».


— Да не также!.. Боже ты мой! — кричал он, подлетая к Федору. — Не верю! Вот смотри. — Он надвигал на глаза кепку, засовывал руки в карманы и входил развязной походкой в «кабинет председателя колхоза». Лицо у него делалось на редкость тупое.


— «Нам, то есть молодежи нашего села, Иван Петрович, необходимо нужен клуб... Чаво?»


Все вокруг смеялись и смотрели на режиссера с восхищением. Выдает!


А Федора охватывала глухая злоба и отчаяние. То, что делал режиссер, было, конечно, смешно, но совсем неверно. Федор не умел только этого сказать.


А режиссер, очень довольный произведенным эффектом, но всячески скрывая это, говорил деловым тоном:


— Вот так примерно, старик. Можешь делать по-своему. Копировать меня не надо. Но мне важен общий рисунок. Понимаешь?


Режиссер хотел на этом смотре широко доказать, на что он способен. В своем районе его считали очень талантливым.


Федору же за все его режиссерские дешевые выходки хотелось дать ему в лоб, вообще выкинуть его отсюда. Он играл все равно по-своему. Раза два он перехватил взгляд режиссера, когда тот смотрел на других участников, обращая их внимание на игру Федора: он с наигранным страданием закатывал глаза и разводил руками, как бы желал сказать: «Ну, тут даже я бессилен».


Федор скрипел зубами, и терпел, и говорил «чаво?», но никто не смеялся.


В этой пьесе по ходу действия Федор должен был приходить к председателю колхоза, махровому бюрократу и волокитчику, и требовать, чтобы тот начал строительство клуба в деревне. Пьесу написал местный автор и, используя свое «знание жизни», сверх всякой меры нашпиговал ее «народной речью»: «чаво», «туды», «сюды» так и сыпались из уст действующих лиц. Роль Федора сводилась, в сущности, к положению жалкого просителя, который говорил бесцветным, вялым языком и уходил ни с чем. Федор презирал человека, которого играл.


Наступил страшный день смотра.


В клубе было битком набито. В переднем ряду сидела мандатная комиссия.


Режиссер в репетиционной комнате умолял актеров:


— Голубчики, только не волнуйтесь! Все будет хорошо... Вот увидите: все будет отлично.


Федор сидел в сторонке, в углу, курил.


Перед самым началом режиссер подлетел к нему.


— Забудем все наши споры... Умоляю: погромче. Больше ничего не требуется...


— Пошел ты!.. — холодно вскипел Федор. Он уже не мог больше выносить этой бессовестной пустоты и фальши в человеке. Она бесила его.


Режиссер испуганно посмотрел на него и отбежал к другим.


— ...Я уже не могу... — услышал Федор его слова.


Всякий раз, выходя на сцену, Федор чувствовал себя очень плохо: как будто проваливался в большую гулкую яму. Он слушал стук собственного сердца. В груди становилось горячо и больно.


И на этот раз, ожидая за дверью сигнала «пошел», Федор почувствовал, как в груди начинает горячо подмывать.


В самый последний момент он увидел взволнованное лицо режиссера. Тот беззвучно показывал губами: «громче». Это решило все. Федор как-то странно вдруг успокоился, смело и просто ступил на залитую светом сцену.


Перед ним сидел лысый бюрократ-председатель. Первые слова Федора по пьесе были: «Здравствуйте, Иван Петрович. А я все насчет клуба, ххе... Поймите, Иван Петрович, молодежь нашего села...» На что Иван Петрович, бросая телефонную трубку, кричал: «Да не до клуба мне сейчас! Посевная срывается!»


Федор прошел к столу председателя, сел на стул.


— Когда клуб будет? — глухо спросил он.


Суфлер в своей будке громко зашептал:


— «Здравствуйте, Иван Петрович! Здравствуйте, Иван Петрович! А я все насчет...»


Федор ухом не повел.


— Когда клуб будет, я спрашиваю? — повторил он свой вопрос, прямо глядя в глаза партнеру; тот растерялся.


— Когда будет, тогда и будет, — буркнул он. — Не до клуба сейчас.


— Как это не до клуба?


— Как, как!.. Так. Чего ты?.. Явился тут — царь Горох! — Партнера тоже уже понесло напропалую. — Невелика птица — без клуба поживешь.


Федор положил тяжелую руку на председательские бумажки.


— Будет клуб или нет?!


— Не ори! Я тоже орать умею.


— Наше комсомольское собрание постановило... Наше комсомольское собрание постановило... — с отчаянием повторял суфлер.


— Вот что... — Федор встал. — Если вы думаете, что мы по старинке жить будем, то вы сильно ошибаетесь! Не выйдет! — Голос Федора зазвучал крепко и чисто. — Зарубите это себе на носу, председатель. Сами можете киснуть на печке с бабой, а нам нужен клуб. Мы его заработали. Нам библиотека тоже нужна! Моду взяли бумажками отбояриваться... Я их видеть не хочу, эти бумажки! И дураком жить тоже не хочу!


Суфлер молчал и с интересом наблюдал за разворачивающейся сценой.


Режиссер корчился за кулисами.


— Чего ты кричишь тут? — пытался остановить председатель Федора, но остановить его было невозможно; он незаметно для себя перешел на «ты» с председателем.


— Сидишь тут, как... ворона, глазами хлопаешь. Давно бы уже все было, если бы не такие вот... Сундук старорежимный! Пуп земли... Ты ноль без палочки — один-то, вот кто. А ломаешься, как дешевый пряник. Душу из тебя вытрясу, если клуб не построишь! — Федор ходил по кабинету — сильный, собранный, резкий. Глаза его сверкали гневом. Он был прекрасен.


В зале стояла тишина.


— Запомни мое слово: не начнешь строить клуб, поеду в район, в край... к черту на рога, но я тебя допеку. Ты у меня худой будешь...


— Выйди отсюда моментально! — взорвался председатель.


— Будет клуб или нет?


Председатель мучительно соображал, как быть. Он понимал, что Федор не выйдет отсюда, пока не добьется своего.


— Я подумаю.


— Завтра подумаешь. Будет клуб?


— Ладно.


— Что ладно?


— Будет вам клуб. Что ты делаешь вообще-то?.. — Председатель с тоской огляделся — искал режиссера, хотел что-нибудь понять во всей этой тяжелой истории.


В зале засмеялись.


— Вот это другой разговор. Так всегда и отвечай. — Федор встал и пошел со сцены. — До свиданья. Спасибо за клуб!


В зале дружно захлопали.


Федор, ни на кого не глядя, прошел в актерскую комнату и стал переодеваться.


— Что ты натворил? — печально спросил его режиссер.


— Что? Не по-твоему? Ничего... Переживешь. Выйди отсюда — я штаны переодевать буду. Я стесняюсь тебя.


Федор переоделся и вышел из клуба, крепко хлопнув на прощанье дверью. Он решил порвать с искусством.


Через три дня сообщили результаты смотра: первое место среди участников художественной самодеятельности двадцати районов края завоевал кузнец Федор Грай.


— Кхм... Может, еще какой Федор Грай есть? — усомнился отец Федора.


— Нет. Я один Федор Грай, — тихо сказал Федор и побагровел. — А может, еще есть... Не знаю.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.10.2010. ***
  • 23.10.2010. ***
  • 22.10.2010. ***
  • 21.10.2010. ***
  • 20.10.2010. ***
  • 19.10.2010. ***
  • 18.10.2010. ***
  • 17.10.2010. ***
  • 16.10.2010. ***
  • 15.10.2010. ***
  • 14.10.2010. ***
  • 13.10.2010. ***
  • 12.10.2010. ***
  • 11.10.2010. ***
  • 10.10.2010. ***
  • 09.10.2010. ***
  • 08.10.2010. ***
  • 07.10.2010. ***
  • 06.10.2010. ***
  • 05.10.2010. ***
  • 04.10.2010. ***
  • 03.10.2010. ***
  • 02.10.2010. ***
  • 01.10.2010. ***