Размышления в День учителя

Владимир Лях: литературный дневник

"Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом" Сенека.

В 1994 году ЮНЕСКО учредила Всемирный день учителя (World Teaches' Day), отмечаемый ежегодно 5 октября. Россия сразу же присоединилась к этой инициативе. А впервые праздник отметили в Советском Союзе в 1965 году, и тогда День учителя приходился на 29 сентября. Надо заметить, что в СССР учитель был окружен уважением и вниманием государства и общества не только на словах: о педагогах снимали фильмы и слагали песни. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных датах», Днём учителя стало первое воскресенье октября, и так было до 1994 года.
Отношение к учителям – это один из важных показателей цивилизованности общества. Отто Бисмарк, к примеру, утверждал: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники», то есть те люди, которые заняты делом формирования личности в новых поколениях. Отношение к работникам образования – это не только и не столько поздравления в профессиональный праздник, это система поддержки «сеятелей разумного, доброго и вечного» вообще. И не только в масштабе государственной политики. В День учителя вручают знаки «Заслуженный учитель РФ». Это звание, по положению, присваивают педагогам, посвятившим делу воспитания и обучения более 15 лет и внесшим в него значительный вклад. Много ли мы знаем имён таких лауреатов, слышим ли их авторитетное мнение по поводу общественно значимых вопросов, в том числе и в образовании?! Учитель перестал быть востребован как личность, и это весьма прискорбно. Теперь никто не вспоминает титанов педагогики вроде Константина Ушинского, Василия Сухомлинского или Антона Макаренко.
Зато нам знакомо мизантропское мнение Грефа, барские рассуждения Фурсенко, ратующего за подготовку «квалифицированных потребителей», предложение министра Васильевой о возможности преподавания истории «любителями» без специального образования. Вот вам срез авторитета учителя в нынешнем обществе.
В самом начале моей работы директором, я начал с того, что потратил неделю на изучение архива, дабы понять историю и принципы работы своей школы. А потом была организована не «инаугурация», а поездка учителей в областной центр с целью посещения театра. Пригласили, в том числе, и бывших работников, чему они были безмерно рады. Потом такие «погружения в культуру» мы проводили регулярно. В большинстве своем тогдашние учителя интересовались кинофильмами, театром и «даже» читали книги. Разговоры в учительской были нередко посвящены таким темам.
Уважение к педагогической классике, к истории школы, к тем, кто создал многое в ней, кто посвятил годы жизни её развитию – это важно, и это ярко характеризует культуру и уровень руководства учебным заведением. А отношение к кадрам – это еще и одно из условий успешной работы. Убирая из школы неудобных профессионалов, создавая условия, чтобы они ушли и не мешали «руководить», незадачливый администратор ожидаемо сталкивается с невозможностью организовать качественное преподавание. Порой, даже и основных предметов. Уроки становятся только «нагрузкой» для желающих больше получать, оказывая «услуги». Именно так теперь официально определяется суть педагогической деятельности.
Мы же, если было нужно, приглашали бывших работников на замещение, и учебный план реализовывался всегда профессионально и полно. Посещали учителей-ветеранов дома, оказывали материальную помощь тем, кто тяжело болел или попал в трудную ситуацию – и из бюджетных средств на эти цели, и по линии профсоюзной организации. И в этом тоже авторитет учителя.
Много лет признанным профсоюзным лидером была Нина Михайловна Буценко, после августовской конференции в тенистой беседке во дворе Буценко, часто собирались коллеги и проводили импровизированный «педсовет». Позже профоргом стала Фирания Павловна Бабичева, благодаря которой, к слову, в школе по-настоящему расцвела художественная самодеятельность.
Педсоветы проходили живо, и это не была раздача указаний и зачитывание «речей» по бумажке. Люди реально принимали решения, как это и должно быть, они отнюдь не чувствовали себя пассивными исполнителями и не боялись высказывать своё мнение.
Когда появилась возможность, часть обсуждений стали вести через Интернет, и принятие решений стало делом нескольких минут. Обсуждалось всё: принципы начисления выплат, тарификация, необходимость приобретения оборудования, планы ремонта и т.д. При этом никто не ограничивал общение педагогов с кем угодно, – как ни дико, но даже такое теперь бывает. Все работники, кому это было нужно, имели ключ от входной двери и чувствовали себя в школе хозяевами, а не наемными подёнщиками. Они могли прийти, позаниматься в своих кабинетах, подготовиться к предстоящему занятию или провести его, а кто-то, приезжая издалека, не был вынужден мерзнуть под дверью. И, надо заметить, никогда ничего негативного не случилось.
Всегда, при любой возможности, мы подавали представления на педагогов с целью их награждения, и они получали награды, если отдел образования поддерживал эту инициативу. Портфолио всех педагогов уже много лет можно видеть на общественном сайте, созданном, к слову, директором совместно с активными учителями.
Заместители директора, по-простому – завучи, всегда были ближе к учителям, чем к директору, и это позволяло учитывать все пожелания, замечания и мнения работников в полной мере. Мне повезло работать с Людмилой Николаевной Кнуревой и сменившей ее на этом непростом и ответственном посту Валентиной Ивановной Кучеровой. Они делали очень важную и ответственную работу, и делали её хорошо.
Директор никогда не собирал компромат на неугодных, не проводил политику кнута и пряника, не поддерживал никаких группировок и не изображал из себя вождя. Наиболее важные решения принимались коллективно. Когда учителя решили выйти из профсоюза, то, несмотря на всё давление извне, это решение поддерживалось несколько лет до того, пока требования педагогов не были выполнены, и руководство районного профкома не встретилось с коллективом.
Мы создавали учителям условия для работы. Ежегодно дооборудовались учебные кабинеты, они оснащались самыми современными средствами обучения. При этом многое делалось, как ни странно это выглядит теперь, руками директора. И сейчас в каждом кабинете розетки около столов и телевизоров, антенны, локальная сеть, и многое другое напоминают об этом. Всегда по первому сигналу ремонтировалась и настраивалась техника, заправлялись картриджи, ко Дню учителя и к 8 марта выдавались наборы канцелярских принадлежностей, ежегодно приобреталось новое учебное оборудование по заявкам педагогов.
Директор никогда не добивался авторитета иначе, чем с помощью компетентности, интеллекта, реальной работы по своему предмету. Проводил открытые уроки, публиковал статьи на педагогические темы в печати, показывал, как нужно обращаться с современной техникой, выступал на педсоветах, совещаниях, дважды побывал на Всесоюзных съездах. В одном случае в результате выборов, а в другом – по приглашению редакции журнала «Физика в школе». И все современные идеи, решения, приёмы и методы внедрялись в практику работы школы.
Система образования должна развиваться и дальше, школа должна становиться лучше и лучше – это как раз та цель, ради которой написаны эти строки. Но для этого нужно хорошо знать историю, ибо ничего нельзя построить на пустом месте. И для успеха необходимы два условия: квалифицированный, умный и деятельный руководитель и коллектив, объединённый одной задачей.
Эти строки писались ко Дню учителя, но праздник пришлось провести в дороге. Впрочем, как известно, учиться никогда не поздно.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 09.10.2019. Размышления в День учителя