Карлаг в апогее.

Татьяна Вика: литературный дневник

Почет, слава, награды, чины, большие оклады и спецпайки доставались не труженикам, а лагерному и вольнонаемному начальству.


Для заключенных было установлено около двадцати видов пайков: следственный, этапный, штрафной,
гарантийный, голодный, тюремный, сухой, стахановский, морозный и т.д.



Мы едем в столицу КАРЛАГа Долинку... Автобус на старте. Ждём только Ирину... Денёк-то какой! Вчера незнающий преград, пронизывающий степной ветер, а сегодня просто лето.


Вышли и завели разговор с отцом Иоанном. Батюшка - казах, вот и спросили, как он пришел к вере... Оказалось не без чудесного исцеления от неведомой болезни, постигшей его в девятнадцатилетнем возрасте и чуть не сведшей его на тот свет. А жил неподалеку отсюда... Теперь вот служит в монастыре. Женат, пятеро деток...


Пришла Ира. Признаться, не очень-то хотелось покидать монастырь ради музея, но, там, в Долинке, отбывал срок преподобный Севастиан... И это, наверное, стоит увидеть... Вот и здание бывшего Управления КАРЛАГа - красивое, шикарное, советское! Управлять-то было чем!


"В период апогея своего развития в 1953 году лагерь имел 26 отделений. Заключенные были размещены по всей территории Карлага. Протяжение территории лагеря с севера на юг составляла 300 км., с востока на запад – 200 км. Вне этой территории имелось два отделения: Акмолинское отделение, расположенное в 350 км, и Балхашское, расположенное в 650 км от центра лагеря.


Совхоз-лагерь «Гигант» ежегодно участвовал во Всесоюзных выставках достижений народного хозяйства.


В совхозе-лагере «Гигант» были все условия для ведения животноводства – обширные естественные пастбища. Совхоз-лагерь всегда(!) выполнял и перевыполнял план по сдачи государству шерсти, молока и мяса. Была организована научно-исследовательская станция по животноводству. Постоянно велась селекционно-племенная работа. В частности, была выведена новая порода крупного рогатого скота – «казахская белоголовая», за что селекционер-зоотехник А.В.Ланина получила Сталинскую премию.
Кроме того, Карлаг обеспечивал армию походными лошадьми. В послевоенные годы Карлаг превратился в основную базу животноводства в Центральном Казахстане.


Растениеводство в хозяйственной деятельности Карлага занимало удельный вес – 51,8%. В Карлаге работали талантливые ученые-агрономы, которые занимались проблемами растениеводства и подняли сельскохозяйственные работы на научный уровень. Все агротехнические работы выполнялись качественно и в срок. Правильно использовался севооборот. Была введена в эксплуатацию Жартасская и Самаркандская ирригационные системы.


В лагере была создана сельскохозяйственная опытная станция (СХОС), которая была крупным научно-исследовательским учреждением, накопившим исключительно ценный опыт работы в деле освоения пустынных степей Центрального Казахстана. В результате проделанной работы уже в 1941 году было выведено и продано в госсортиспытание 43 новых сорта, из которых 33 сорта — по зерновым и 10 сортов — по травам. Таким образом, сельскохозяйственная опытная станция обеспечила получение рекордных урожаев.


Лагерь представлял собой сложный организм, где, помимо сельского хозяйства, имелся целый ряд промышленных предприятий, выполнявших заказы ГУЛАГа НКВД и обороны страны.


В 1940 году начали строить ремонтно-механический завод, который обеспечивал все отделения лагеря запчастями, деталями всех видов сельскохозяйственных машин и двигателей.
В начале войны завод получил задание освоить и начать выпуск мин «М-50». Заключенные инженеры и рабочие завода разработали и внедрили поточную линию для выпуска мин. Буквально через год 10000 мин были отлиты и отправлены на Уральский Военный Завод для проверки их качества на кучность и осколочность. Подтвердилось хорошее качество. Не успели освоить изготовление мин М-50, как завод получил новые задания на изготовление мин М-82. На их освоение дали два месяца. Задание также было выполнено. Выпуск мин к концу войны составлял 40000 в месяц. Завод также выполнял многие другие заказы для фронта. После войны завод стал выпускать продукцию для сельского хозяйства.


Только за 1941 год комбинаты лагеря добыли 53000 тонн медной руды, а в 1942 году 605000 тонн.


В Карлаге действовали 17 кирпичных заводов с программой 2,5 млн. штук кирпича для местных нужд. В лагере действовал стекольный завод по выпуску оконного стекла (40 тыс.кв.м.), ламповых стекол, стекол к фонарям «летучая мышь» и прочих мелких изделий.


В Карлаге действовали 20 электростанций общей мощностью 698 киловатт; 16 ремонтных мастерских по ремонту тракторов и сельскохозяйственных машин, в 1944 году в Карлаге был построен сахарный завод, который ежегодно производил около 400 тонн сахарного песку.


В Карлаге действовало валяльное производство с выпуском 30 000 пар валенок ежегодно. Кроме того, в лагере функционировали 18 мельниц, 13 маслозаводов и 16 брынзоварен. Два маслобойных завода растительного масла, 37 хлебопекарен и другие мелкие предприятия.


Крупные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы проводились и в области промышленного производства.


В Карлаге было проектно-конструкторское бюро, подведомственное отделу капитального строительства управления лагеря, в котором начали разрабатывать теоретические основы создания турбореактивного авиационного двигателя. По схемам, разработанным там, были выполнены три эскизные компоновки турбореактивных двигателей, одна – с центробежным и две — с осевыми компрессорами, которые в конце 1943 года были направлены на испытание и доказали, что компоновки турбореактивных двигателей с осевыми компрессорами ни в чем не уступали немецким.


В лагере существовали различные формы воспитательной работы: а) политико-массовая работа, б) производственно-массовая работа, в) стенгазета г) школьная работа, д) клубно-массовая работа, е) библиотечная работа, г) лекционная работа.


В 1938 году была организована художественная мастерская, в которой трудились художники по специальностям: живопись, скульптура, графика, фотография.


Карлаг имел: 75 клубов и культуголков, 26 стационарных и передвижных киноустановок, которые за год демонстрировали в среднем от 1300 до 2500 киносеансов, 59 стационарных и передвижных библиотек с фондом в 3500 книг, выписывалось 2686 экземпляров газет и 915 журналов.


В Карлаге с марта 1931 года была организована и выпускалась общелагерная газета «Путевка», тираж которой составлял 6500 экземпляров.


Лагерь систематически занимался подготовкой кадров для всех отраслей своего хозяйства. Так, при учебном комбинате с. Долинское (Центр Карлага) действовали следующие курсы по подготовке: модельщиков, слесарей, токарей, животноводов, столяров, плотников, агрономов, зоотехников, шоферов, штукатуров, каменщиков, фрезеровщиков, фельдшеров и т.п."

ЭТА СТАТИСТИКА ГОДИТСЯ ДЛЯ ПЕРЕДОВИЦЫ ГАЗЕТЫ "П Р А В Д А" ТЕХ ЛЕТ... А ВОТ ПОДРОБНОСТИ ЗНАЛИ ТОЛЬКО ТЕ, КТО ТАМ БЫЛ...



"Для обеспечения нормальной работы такого хозяйства требовались СПЕЦИАЛИСТЫ, которых успешно и БЕСПЕРЕБОЙНО поставляли органы НКВД. Комплектование кадров осуществлялось ТОЛЬКО за счет ЗАКЛЮЧЕННЫХ.


ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАКЛЮЧЕННЫХ: 1931 г. – 21329 чел., 1935 г. – 25127 чел., 1940 г.– 34536 чел., 1942 г.– 42586 чел., 1944 г. – 50425 чел., 1945 г. – 53946 чел., 1947 г. – 60745 чел., 1948 г. – 63044 чел., 1950 г.– 66208 человек.


За весь период существования Карлага в нем побывали более 1 млн. человек.



Низкая калорийность питания, тяжелый физический труд, высокий процент заболеваемости, дистрофия, туберкулез были главными причинами смерти заключенных. В таких условиях многие умирали. В архивах УВД КО приводятся данные физического состояния заключенных по годам. Так, на 1-е марта 1945 года лагерный контингент характеризуется: всего заключенных – 53782 чел. Из них первая – категория физически здоровые люди 5575 чел. (10,35%). Вторая категория – ослабленные 15525 чел. (28,85%). Третья категория – больные, временно не работающие люди 21607 чел (40,2%). Четвертая категория – не работающие инвалиды – 5616 чел (10,45%). Пятая категория – больные инвалиды – 9460 чел. (10,15%).
Вот что пишет в своей докладной записки в ГУЛАГ от 18-го февраля 1943 года начальник оперативно-чекистского отдела Карлага Ялошкевич: «Большой процент смертности падает на простудные заболевания и на истощения. Больные с высокой температурой по несколько дней задерживаются в холодных бараках и часто доставляются в больницу в уже очень тяжелом состоянии, а отдельные заключенные там же в бараках и умирают, не получив какой-либо мед. помощи».


Но большая часть заключенных умирала от голода. Бывший карлаговец А. Пфайфер в своих воспоминаниях о жизни в лагере пишет: «Все десять лет моего заключения – это постоянная борьба за существование, борьба с голодом. Голод день за днем, год за годом, страшнее всех стихийных бедствий. Голод – это физическая и моральная деградация человеческого существа. Голодная смерть тем страшнее, что способна пожирать миллион людей. Таким образом, в Карлаге, как и по всему ГУЛАГу, погибло больше людей от голода и болезней, чем было расстреляно».


Санитарная служба лагеря имела 50 стационаров и полустационаров на 3600 коек, при средней обеспеченности лечебной площади до 3 кв.м. на одного больного. За шесть месяцев 1942 – 1943 гг. было госпитализировано 17042 человека, из них 3372 человека умерло. Такой же, в среднем, процент был и последующие годы.


Убывших из лагеря по литере «В» (так в отчетности шифровалась смерть заключенного) увозили на лагерное кладбище. Процедура похорон по «лагерному обряду» была максимально упрощена: никаких провожающих. Могила общая по 15 трупов в каждой (в три слоя по пять в каждом, каждый слой трупов присыпался землей), трупы совершенно голые, на ногу и кисть руки надевались жестяные кольца с выбитыми номерами (этот номер значился в акте на смерть заключенного). В одном из углов могилы устанавливался столб с выжженными номерами. Трупы плохо засыпались, бывали случаи, когда голодные собаки или волки их вырывали.


Такой порядок погребения был установлен на основании распоряжения ГУЛАГа от 16 марта 1943 г.:
1. Разрешить погребение в общих могилах по нескольку трупов вместе.
2. Допустить захоронение трупов без гробов и без белья.
3. Глубина могилы должна быть не менее 1,5 м. Ширина и длина могилы определяется количеством погребенных.


Никто не знает, сколько по Карлагу разбросано подобных безвестных кладбищ."



Убеждена, что этот и подобные ему музеи - очень-очень необходимы, они являют, как осуществлялся на деле подкупивший многих лозунг - "СВОБОДА! РАВЕНСТВО! БРАТСТВО!" Как нужно ценить возможность быть свободным и не рваться переделывать всех и вся вокруг. Лучше начинать с себя...


Следуя за экскурсоводом, останавливаясь у стендов с жуткими документами, фотографиями, инсталляциями, слушая его подробный, взволнованный рассказ, я всё больше понимала - какой подвиг совершили те, кто отбывал там срок, кто отдавал там жизнь, чтобы поднимать тогда еще нашу общую страну на высоту побед и достижений. И тот молодой человек, наш экскурсовод, после следующей шокирующей подробности старался подчеркнуть, что, Сталин был, конечно тиран, но какой он оставил нам Казахстан - с развитой наукой, промышленностью, сельским хозяйством! Не могу судить эту весьма заметную высоту национального самосознания, потому что она произрастает не от тупого национализма, но от гордости за современные достижения и не без благодарности тем, кто по воле Сталина костьми лег в казахскую землю, и кто отбыв срок, был сослан навечно(! - именно это слово значилось в документе) в Караганду остался трудиться в Казахстане - в институтах, больницах, в промышленности. Экскурсовод так и сказал - столько именитых ученых преподавали тогда в Карагандинских ВУЗах, что их выпускники были просто нарасхват.


Об ученых-заключенных тоже хочется сказать...


Благодарна М. ЯНЫШЕВСКОМУ за его труд "ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО КАЗАХСТАНА В 1930 – 1950-Е ГОДЫ." - http://www.pravoslavie.ru/put/2262.htm


Воспоминания о КАРЛАГе -


Другие статьи в литературном дневнике: