ПАРИ - грустный анонс

Виктор Улин: литературный дневник

Я анонсировал старый рассказ не потому, что больше нечего предложить.
Это попытка побудить в вас стремление прочитать «Пари» еще раз.


Не просто так.
В ПАМЯТЬ о замечательном человеке, благодаря которому рассказ родился.


Умер Игорь Николаевич Максимов – бывший Соловецкий юнга, бывший военный моряк, бывший боцман эсминца «Сообразительный»…


Бывший, бывший, бывший…
Оставшийся навсегда в моей памяти одним из лучших и самых главных моих старших друзей: в силу характера друзей-ровесников у меня не было.


Это он, Игорь Николаевич Максимов, с которым я познакомился в 1973 году в Ленинграде, был практически ПЕРВЫМ человеком, который отнесся ко мне, 14-летнему провинциальному пацану как к МУЖЧИНЕ.
И в лучшем смысле слова ввел меня во взрослую жизнь.
Сделав что-то из того, что мог сделать отец – который погиб через четыре дня после моего выморочного рождения – и уже не мог сделать легендарный мой дед в силу своего возраста.


Игорь Николаевич Максимов приоткрыл мне взрослый мир.
Который в те годы настолько же отличался от мира мальчишеского, насколько езда на настоящем автомобиле компьютерного симулятора.


Игорь Николаевич открыл мне мир техники, который тогда имел особую значимость, поскольку импортной техники не продавалось, отечественная была примерно такого же качества, как сейчас, и все реальное было САМОДЕЛЬНЫМ.
Игорь Николаевич открыл мне пласт теневой музыкальной культуры. Только благодаря ему я узнал и с тех пор полюбил гениальных исполнителей ХХ века – Петра Лещенко, Вадима Козина… Даже с феноменом Высоцкого познакомил меня не кто иной, а он.


Игорь Николаевич, обманным путем (прибавив себе возраст) попал в знаменитую Школу юнгов на Соловецких островах, стал военным моряком и успел повоевать в разных странах. Он рассказывал мне о военно-морском флоте, чего я не читал в книгах. Он учил меня, как надо стрелять из немецкого пистолет-пулемета МР40 (в просторечии «шмайссер»), буде это замечательное оружие попадет когда-нибудь мне в руки.
Игорь Николаевич, сам того, вероятно, не замечая, вложил в меня столько, сколько отдал бы, верно, своему собственному сыну. Поскольку у него была дочь – моя сокурсница по мат-мех факультету Ленинградского университета.


Когда я узнал, что Игоря Николаевича нет в живых, я почувствовал, что у меня задрожали руки и я не могу набрать ни слова в ответ. И сейчас я пишу слова – адресованные скорее моей собственной душе, нежели равнодушному в основной массе читателю – и чувствую, что слезы подступают и к горлу и глазам.


Между тем Игоря Николаевича Максимова не стоит поминать рыданиями. Это был невероятно веселый, живой, обаятельный и остроумный человек, вокруг которого всегда мерцало СВЕТЛОЕ поле.
Поэтому слова памяти я хочу завершить чем-то, способным улыбку.


Именно Игорь Николаевич Максимов – уже не боцман и вообще уже не военный моряк, а кандидат химических наук, сотрудник одного из режимных институтов, каких в прежнем Ленинграде было море – научил меня главному, что должен уметь мужчина:
ПИТЬ ВОДКУ.


Я жил в Ленинграде восемь лет: сначала студентом, потом аспирантом. Дом Максимовых был моим вторым домом.
И одним из последних ярчайших воспоминаний, связанных с Игорем Николаевичем сияет ночь на излете моей той жизни.


Выходила замуж его дочь.
Выходила за полного придурка, причем это было ясно сразу и всем – включая невесту.
И вот в ночь этой дурацкой свадьбы я задержался у Максимовых, как свой человек, до предела – дольше закрытия метро. Все гости давно разъехались и расползлись, молодые куда-то скрылись. Остался я один. Спешить мне было уже некуда, и мы с Игорем Николаевичем решили выпить чаю.
О том, как мы его пили, до сих пор вспоминает сокурсница, которая по какой-то причине оставила мужа в глубинах квартиры и заглянула в гостиную.


Там горел ярчайший свет и мы с Игорем Николаевичем, оба пьяные даже не до остекленения, а до невидимого состояния, разливали чай.
Для чего высыпали на стол из коробки шоколадное ассорти, а чай разливали точно в ячейки из-под конфет: я плескал в каждую заварки, а Игорь Николаевич следов доливал до краев кипятку…
Пусть в моей памяти он навсегда останется именно таким…

И пусть когда мы снова встретимся с ним – теперь уже не на этом, на том свете – нам вместе будет так же хорошо.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.05.2008. ПАРИ - грустный анонс
  • 11.05.2008. Жизнь