Когда наступает Новый год и причём здесь святые

Сумрачник: литературный дневник

Римский папа Григорий III в первой половине VIII века освятил во имя Всех святых одну из часовен базилики св.Петра.
Первого ноября.
И установил ежегодное празднование памяти этого события.
Хотя «День всех святых» у католической церкви уже был и традиционно праздновался 13 мая.
С этого момента и ещё пару веков в римской церкви было два «дня всех святых»: старый - 13 мая и новый - 1 ноября, но потом 13 мая окончательно упразднили.


(День Всех Святых по-английски - All Hallows Day.
Канун этого праздника, 31 октября - All Hallows eve.
Eve – канун, или evening – вечер, отсюда появился нынешний Хэллоуин.)


На самом деле всё было не так просто.
Дело c переносом было в том, что образованная в самом конце VI века Церковь Англии столкнулась с тотальным нежеланием новообращённого кельтского населения Британских островов отказываться от одного из своих важнейших праздников.
А то, что невозможно предотвратить, необходимо возглавить.


Так что же такое праздновали так долго и упорно первого ноября британские и ирландские кельты?


Кельты, которые были народом земледельцев, делили год на четверти, приблизительно соответствующие современным временам года. И чтили дни, считавшиеся их началом:
Имболк (Imbolc) – время родов/кормления – 1 февраля;
Бельтан (Beltaine) – весёлый костёр – 1 мая;
Лугнаса(д) (Lughnasadh) – свадьба Луга – 1 августа;
Самайн (Samhain) – смерть лета – 1 ноября;


При этом Бельтан и Самайн каждый начинали собой соответствующую половину года: "светлую" - она же "день года"; и "тёмную" - она же "ночь года".


Древнеирландское слово «Samhain» происходит, предположительно, от санскритского «samana» - "собрание", "сход". Хотя возможны варианты перевода.
И поскольку в ирландском языке буква "m" в межвокальном положении читается, как звук "v", а гласная "i" смягчает следующую за ней "n", слово «Samhain» произносится как «савань» (с ударением на первый слог); или, в современном прочтении, «саунь».
Исторически сложилось так, что по-русски этот праздник называют "Самайн".


Самайн — календарный праздник, связанный, прежде всего, с окончанием пастбищного сезона и сельскохозяйственного сезона вообще.
Длился он в разных регионах по разному: в Британии - трое суток («три ночи Самайна» - кельты считали сутки от заката до заката), в Ирландии — семь; но во всех случаях с кульминацией в ночь с 31 октября на 1 ноября. Хотя и здесь возможны варианты, связанные с лунным календарём – по одной из версий, на Самайн должно приходиться новолуние.
И вроде бы дни празднования в календарный год не входили. То есть Самайн - промежуток времени, не принадлежащий ни будущему, ни прошедшему. Такое вот безвременье.
Кроме того, если ирландские кельты полагали, что новый год наступает в Бельтан, то другие кельтские племена новый год считали именно с Самайна - как сутки с ночи.


Общественная сторона праздника сводилась к единению: сбору всех людей народа в традиционном месте — на пиру у верховного вождя или короля.


К концу октября весь скот собирали с пастбищ и возвращали к человеческому жилью. Здесь его осматривали, сортировали и забивали скот, который не выглядел способным перенести зиму. Часть убоины шла в запас, часть становилась подношением на праздничный пир.
На котором ели, пили и развлекались до полной невменяемости: с одной стороны, после Самайна наступает естественный период сезонного ограничения, а с другой - мы как раз из тех времён получили известное суеверие "как новый год встретишь, так его и проведёшь".


Поэтому к Самайну убирали в домах, чистили очаг, избавлялись от всего лишнего, ненужного, не подлежащего использованию.


Видимо поэтому же Самайн — срок уплаты долгов и подати.
Но с налогами был один нюанс: если в Самайн выгодополучатель давал отсрочку по выплате подати - на один день и одну ночь, это означало, что он отказывается от подати безвозвратно (видимо потому, что в этом году она получена быть не может, а в следующем нужно платить уже за следующий год).
Судя по традиции, неплатежеспособных должников в те времена и в тех краях было немало.


Собственно праздник, главная ночь Самайна, начинался с того, что везде гасили огни: свечи, светильники, очаги в домах, костры во дворах – всё должно было быть погашено и вновь зажжено от священного огня, который жрецы-друиды разжигали в очаге вождя или короля. Возжигать «свой» огонь раньше королевского было запрещено под страхом смерти.
Огонь нового времени непременно должен быть "новый", "живой", "чистый" - только что добытый. Добывание его производилось древнейшими способами - высеканием или трением. Считался священным и огонь, зажженный ударом молнии.
Огонь охраняет от любого зла, поэтому он горел неугасимо всю ночь Самайна. Дымом нового огня окуривали постройки, между двумя кострами проводили скот, устраивали факельные шествия вокруг домов и полей.
Прыжки через костёр имеют, видимо тот же смысл. Хотя возможен и другой – замещение прыжком реального жертвоприношения, без которых праздники ни в какие времена не обходились.


Самайн был ночью перехода не только лета в зиму и одного года в другой. Сакральным значением Самайна, как и любого праздника перехода, была связь «верхнего» и «нижнего» миров.
На Самайн все миры пребывают в равновесии и равно открыты друг для друга. Поэтому «стол накрывали» не только для живых, но и для ушедших в мир иной родственников - им оставляли открытыми двери и зажигали огни на окнах и перед домами. В ночь Самайна (до рассвета 1 ноября) усопшие родственники проведывали живых близких, наблюдали за празднованием и принимали в нём участие.


В мир живых в ночь Самайна приходили не только духи предков, но и другие существа иного мира, и далеко не все они благожелательны к человеку.
Королевский пир Самайна - своеобразная защита от сил тьмы: тот, кто присутствует эту в ночь на том пиру, злу не подвластен. С другой стороны – «для каждого улада, не пришедшего в Эмайн в ночь на Самайн, не было больше надежды, и на следующий день видели его курган, его могилу и его надгробный камень».
В древнеирландских сагах не раз упоминается этот ничем не мотивированный гейс (запрет) — выходить за городские стены (за ограду общины) в ночь Самайна.
Это часто трактуют как веру в то, что за околицей буйствует нечисть.
Но возможно и другое толкование: тот, кто останется «за бортом» в ночь перехода, рискует не перебраться вместе со всеми в новый год, а остаться навсегда в безвременьи старого.



Итого, суть Самайна: ешьте, пейте, веселитесь, берегитесь злых сил и миритесь с ушедшими - ибо впереди долгая зима.
И если нам повезёт – мы встретим рассвет года в этом мире.


P.S.
К нам Хэллоуин пришёл из США, куда в середине XIXв. от смертельного голода и британского геноцида бежало преимущественно католическое население Ирландии. И принесло праздник с собой.
От его сути до нашего времени не дошло уже почти ничего, кроме безбрежного веселья и попыток не то отпугнуть нечисть, не то притвориться для неё «своим в доску».
Кому что ближе.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.10.2020. Когда наступает Новый год и причём здесь святые