Описания

Сумрачник: литературный дневник

Задача такая стояла на К2. Художественное описание картин. Не могу сказать, что получилось то, что надо, но что-то получилось.
---


Левитан И.И. «Над вечным покоем» (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-979483032


"Вы любите ли сыр? - спросили раз ханжу.
Люблю, - он отвечал, - я вкус в нём нахожу." (К.Прутков)


Именно описывать эту картину мне не хочется, а со всякими правильными разборами я тоже не совпадаю.
---


Вы любите грозу? Не из окошка у тёплой печки?
Нет, я не совсем сумасшедший - опасности понимаю. Но объединиться с силой стихий?


Наслаждение мощью.


Посмотрите на картину.
Земля. Вода. Воздух. Соединённые не художником - бесконечным для человека круговоротом, независимым и беспрестанным.


Зеркало воды. Там, справа, вдали - излучина, и не озеро теснится в берегах - широкая река разливает каждую весну жизнь на прибрежные луга.
А рядом - соседи: леса и поля; кров и пища; твердь под ногами.
И небо над головой - чем начинается, где закончится - не понять. Только облака - достать, потрогать; кажется, мягкие, как кошка на завалинке, и такие же тёплые; и даже далёкий гром сперва только мурлычет негромко.
Тучи над речным потоком...
"И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны." (М.Ю.Лермонтов)


Мощь созидания, порой оборачивающаяся разрушением.
Храм нерукотворный.


На оцифровках качеством похуже кажется, что рукотворный, отчаявшись приобщиться к небесам прямо, пытается шагнуть с обрыва в их отражение. На самом деле он стоит вполне устойчиво, хотя и тленно среди необозримой вечности.
Но взгляд не задерживается в нижнем левом углу полотна. Он ищет перспективу. И тянется туда, где руно, разбиваясь о камни пеной, обещает вскоре разверзнуть хляби небесные; розовая акварель влажного заката сменится яркой графикой молний; воздух и вода, земля и небо сольются в хаосе творения.


А вы - любите грозу?




Шишкин И.И. «Дождь в дубовом лесу» (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
http://gallerix.ru/album/Shishkin/pic/glrx-729489135


"Цвет и ещё чуть-чуть."


При первом взгляде на картину самым большим вопросом для меня было: зачем здесь люди? Да ещё торчащие прямо по центру и отвлекающие от перспективы. Пришлось бросать много взглядов.


Ненастье, если и началось внезапным - вряд ли люди решили отправиться гулять среди шторма - ливнем, промочившим землю и оставившем в низинах глубокие лужи, завершается ровным дождём.
Который омывает полотно, решённое, как единство движения в единой цветовой гамме.


От высокой мокро-зелёной травы - к насыщенной зелени листьев, куда поднимается взгляд зрителя, но не прохожих.
Неровная глинистая почва - отсветы пробивающегося солнца на бурых, частью покрытых мхом стволах деревьев - касающиеся друг друга шелестящие ветви - влажные бликующие кроны.
Женщина в приподнятом с одной стороны коричневом плаще - более высокий мужчина в серо-зелёной куртке и светлой шляпе - поддерживают друг друга на поворачивающей среди дубов скользкой тропинке, неторопливо беседуя - под прикрытием блестящего от влаги зонта.


Одинокий тёмный силуэт впереди, расплывающийся в сероватой дымке, как и деревья в отдалении.
Занятный персонаж, кстати. Явно промок от шляпы до ботинок, озяб - даже поднятый воротник не спасает; и я всё пытался понять, что за палку он в руках тащит. С небольшой картинки, где деталей не разглядеть, подумал - охотник. Потом присмотрелся - вроде, нет. Удочка, что ли. В общем, загадка. Но эта ясно различимая тычка, которая выглядывает из-за плеча нахохлившегося человека, почти точно следует направлению растущих дальше по склону деревьев. И организует, подчёркивает собой дальние контуры, размытые дождём.


Вообще-то, Шишкин не писал образов. Он писал цвет и свет. Но можно пофантазировать, потому что мало в чём невозможно отыскать символ.
Прямо перед зрителем сходятся две щедро политые дождём лесные тропы. Правая прерывается глубокой широкой лужей, ещё правее в траве среди стволов - выходы скальной породы, между которыми вынуждены пробиваться корни дубов. Левая тропа ровнее, но тоже покрыта пятнами воды, и лежит между ещё одним каменным выходом справа и обозначающим границу растительного царства слева рваным, кажется, пнём.
Сгорбленная фигура виднеющегося впереди человека с палкой повторяет изгиб расщепленного и обломанного, но всё ещё живого дерева. Мимо которого по ставшей единым целым тропе как раз проходит укрывшаяся под зонтом и дорожной одеждой пара.
И все, вместе с тропой, поворачивают, направляясь к начинающим разливаться по лесу тёплым оттенкам солнца.


И выходит, что на картине люди - естественная составляющая пейзажа. Хоть в цвете, хоть в смысле. Нет, без людей тоже можно. Но так - интереснее.
=================



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.05.2013. Описания