Венок сонетов Владимира Фатеева

Вадим Бережной: литературный дневник

*1*
Ужель к тебе не докричаться?
Как сом у омута на дне,
мелькнет сомнение во мне.
Когда в ушедшее стучатся -
стук повторяется не часто,
лишь эху вторя в тишине.
А дней гудящая стремнина
все дальше от меня несет
минувшее. Неутомимо.
Перемывая, как песок
на отмели, роняя сор
обид, непониманий, ссор
давным-давно потерян счет.
А память в прошлое течет…


*2*
А память в прошлое течет.
А память пристальнее светит,
готовая за все ответить,
Откинуть мелочи – не в счет!
и убедить: ЧЕМ ВЫШЕ ВЗЛЕТ,
ТЕМ БЕСПОЩАДНЕЕ ПАДЕНЬЕ,
И ощущенье приземленья –
сама земля наотмашь бьет.
Но, оставляет жить. Покуда.
И хоть усталости остуда,
как гость непрошенный идет,
все ж теплится доверье чуду:
Была, и есть, и вечно буду
С тобою. Мы как чет-нечет.


*3*
С тобою мы как чет-нечет,
а говорят, что время лечит…
Иль вправду ничего нет легче
чужой беды. Наперечет
мы знаем верные советы
и от щедрот их раздаем,
Но беззащитны и раздеты
в несчастье собственном своем.
Казалось, плыть куда как просто –
любовь обетованный остров.
Не надо гавани иной.
Но зреет внутренняя зоркость
и обнажает иллюзорность:
мель обернулась глубиной.


*4*
Мель обернулась глубиной.
Расходятся кругами вести.
Иль белая фата невесты -
костюм, строченый сатаной?
Природа ль на хмельном балу
балуется ли маскарадом?
И души дьяволы берут
за выдумки свои наградой?
Идет извечная игра -
невидимы ее тенета.
ОДИН ПРОИГРЫВАЕТ КТО-ТО
ИЗ ДВУХ ПЕРЕСТУПИВШИХ ГРАНЬ,
но ставим ставки. Кон за коном.
Каким-то дьявольским законом.


*5*
Каким-то дьявольским законом
под истину лицуем ложь,
и голым королем идешь,
толпою сплетен окруженный.
Еще близки. Еще играем на публику:
как голубки! А между нами даль такая,
что не видать из-под руки.
Еще ломоть по братски делим,
еще обманывая, верим,
но дом однажды кверху дном.
Лишь чудом на краю обрыва
Я устояла после взрыва.
А вешний воздух как вино!


*6*
А вешний воздух как вино,
какими тайнами настоян?
Мир так устроен так давно,
но как он заново устроен?
КОГДА ВДВОЕМ ГЛАЗА В ГЛАЗА
до жадной и слепящей дрожи,
когда ничто уж не тревожит,
а словно только что гроза –
так воздух весел и березов,
что кажется, недалеко,
беги по радуге – взберешься:
воздушный замок. За колонной –
свиданье девочкой влюбленной.


*7*
Свиданье девочкой влюбленной
случается все реже, реже.
Как тяжелы должно быть женам
шаги назад, к себе же, прежним.
Не оттого ли душ разлад?
Судеб разрыв не оттого ли?
Не сберегла ли? Виноват?
А может не хватило воли?
Ту девочку хоронит быт.
Жене, той девочкой не быть.
Не быть с природой во вражде
и сквозь заплаты примиренья
пугающей, печальной тенью
вчерашний проступает день.


*8*
Вчерашний проступает день.
Он тихо в памяти ютится.
Он как зимующая птица
на всеми кинутом гнезде.
Минувшему его соседством
даны в грядущее права,
где пахнет рыжая трава
апрельским паводком и детством.
Как родниковое журчанье
чисты влюбленных обещанья.
Я верю. Верю без опаски,
но ты захлопываешь дверь.
Ты в этот день глядишь теперь
как будто из-под серой маски.


*9*
Как будто из-под серой маски
твои остывшие глаза.
Им больше нечего сказать,
они уже не в детской сказке.
Им тот журавль уже не снится,
который в небе, вдалеке.
Дороже дохлая синица,
уже зажатая в руке.
И эту пойманную ложь
от самого себя скрываешь.
Когда стучится в окна дождь
уже окна не открываешь.
А он бездомный добр на ласки.
…пыль суетности гасит краски.


*10*
Пыль суетности гасит краски,
крадет заветные слова
и сотканные ими сказки
перемывают жернова
молвы, охочей до огласки,
хитро хохочущей вослед.
Но светел изнутри сонет,
с зарей не позабыты ласки.
ЧУЖИЕ ДУШИ, ТОЧНО СТРАНЫ,
ГДЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ТАК СТРАННЫ
и визы не про каждый день,
но все же, несмотря на это,
перечеркнет венок сонетов
неверия косая тень.


*11*
Неверия косая тень
пути пересечет границей.
Чем отзовется песня птицы
и ночью обернется день?
Как финский нож по рукоять
она войдет. Тому отныне
и сад покажется пустыней,
кто не осилит устоять.
А СИЛЬНОМУ ДАНО ПОНЯТЬ
И УБЕРЕЧЬ СВОИ СВЯТЫНИ.
Поэзия во все века
неразделенности причастна.
А ты глядишь издалека
возвышенно и безучастно.


*12*
Возвышенно и безучастно
точеный мрамор проступал.
Пигмалион и сам не знал,
что Галатея так прекрасна.
И, побежденный, отступал
и покорялся ежечасно.
Вновь звал ее. Так велика
в любви бывает сила зова,
что камень оживить готова
и сказку подарить векам.
А мы влюбляться не умеем,
не оживляем, каменеем.
И зовы гаснут в глубине,
как ночи шепот в тишине.


*13*
Как ночи шепот в тишине,
к тебе прольются эти строки.
Не ведая, какие сроки
твой приговор объявит мне.
Порвется ли и эта нить?
Как у сонета строки четки!
Как будто бы резной решеткой
меж нами строятся они…
Какая хрупкая ограда!
Но ей хранить на долгий срок
тобой посаженного сада
мой заповедный уголок.
Ни весточки годами нет!
А голос твой живет во мне…


*14*
А голос твой живет во мне,
торжествовать забвенью рано
и зарубцованные раны
болят в бездонной тишине.
Такая боль светла вдвойне.
Она дарует исцеленье.
Там и любовь не уцелеет,
Где боль утрачена вполне.
Я прошлый праздник берегу,
не омрачу случайной ложью
и прочь бегу по бездорожью
от полонивших прежде губ…
И останавливаюсь часто:
ужель к тебе не докричаться?


*15*
Ужель к тебе не докричаться?
А голос твой живет во мне,
Как ночи шепот в тишине
возвышенно и безучастно.


Неверия косая тень,
пыль суетности гасит краски.
Как будто из-под серой маски
вчерашний проступает день.


Свиданье с девочкой влюбленной.
А вешний воздух как вино!
Каким-то дьявольским законом


мель обернулась глубиной.
С тобою мы как чет-нечет,
а память в прошлое течет…



Другие статьи в литературном дневнике: