Джаз в Одессе

Вадим Бережной: литературный дневник

Я полностью перепечатываю исключительно ценную лично для меня страницу из украинского издания "Зеркало недели" от 14 июня 2013 года. Автор этого ткста Ольга Кизлова. Она назвала свою статью так: "Одесса. Город, сотканный из джаза"


Вот копия этой статьи


На берегу Черного моря подвел итог "Мастер-джем фест", новый одесский проект, целиком и полностью посвященный джазу. Гран-при фестиваля отправился в Индонезию. А председатель жюри — знаменитый джазовый дирижер, композитор и пианист Анатолий КРОЛЛ — прокомментировал для ZN.UA фестивальный расклад.


Одесса — единственный украинский город, указанный на карте проведения Международного дня джаза ЮНЕСКО, ежегодно отмечающегося 30 апреля. Наша южная жемчужина попала на нее, поскольку впервые в мировом джазовом сообществе одесский предприниматель Михаил Фрейдлин запустил круглогодичный, ежегодно воспроизводимый фестиваль импровизационной музыки. Его замысел стартовал в Интернете и закончился "живым" финалом в городе.


Г-н Фрейдлин, финансировавший на протяжении 10 лет известный одесский фестиваль "Джаз-карнавал", пригласил в новый проект серьезное жюри, проделавшее огромную работу, отбирая финалистов по записям.


Было подано более 270 заявок из 41 страны. Желающие выступить "вживую" в финальном туре присылали записи на сайт MJF.


В результате в Одесском русском театре на протяжении трех конкурсных дней и в заключительном гала-концерте перед публикой и жюри выступили 43 финалиста.


Ноу-хау фестиваля — приглашение не традиционных "готовых" ансамблей, а отдельных музыкантов-импровизаторов, из которых эти ансамбли создавались по жребию.


Главная идея — показать неподготовленное, живое взаимодействие музыкантов. Гости (трое кубинцев, двое индонезийцев, американцы, датчане, греки, израильтяне, испанец, нидерландец, белорус, певица из Эквадора, представитель Камеруна, панамец, австрийцы, россияне и конечно, украинцы) состязались в шести номинациях. В первый вечер участники играли мейнстрим и бибоп. Во второй импровизировали в стилях баллады и джаз-рока (фанка). А в последний конкурсный день со сцены прозвучали композиции, выдержанные в рамках латины и фьюжна. Ежедневно после выступлений (и накануне первого конкурсного дня) происходила жеребьевка, определявшая, в каком из пяти постоянно обновляющихся составов играть музыкантам… Отличные авторские произведения выставили на суд слушателей и жюри тенор-саксофонист из Камеруна Ален Ойоно и израильский гитарист Меир Бен-Михаэль. Кстати, все, происходившее на сцене MJF, транслировалось и по Интернету. Шоу посмотрели тысячи любителей джаза в разных странах.


Участники представляли следующие специальности: фортепиано, ритм-гитара, бас-гитара, ударные, саксофон, труба, тромбон, вокал и "эпизодические инструменты". В последней группе оказалось лишь трое участников: флейтистка из Армении Нелли Манукян, российский исполнитель на губной гармонике Борис Плотников и израильтянин Виссам Аррам (играл на редком ударном инструменте дарбуке). Все музыканты были виртуозны и изобретательны. Приз зрительских симпатий получил литовец Юозас Куратис, не вошедший, правда, в число финалистов по отбору жюри.


Признание жюри и одесской публики получил девятилетний пианист-вундеркинд из Индонезии Джоуи Александер Сила. Миниатюрное создание (на вид ему лет пять-шесть). Играет зрело, применяя немало самых разнообразных стилистических и фактурных приемов, прекрасно ориентируется в тональностях, имеет широкую ритмическую палитру и весьма свободен гармонически. Поражает, когда на глазах присутствующих маленький импровизатор свободно музицирует на известную ему тему в течение доброго десятка минут.


На мой взгляд, не до конца была выдержана чистота требований к участникам финала. В одном случае предлагалось исполнять музыку определенного жанра (баллада). В другом требовалось соблюсти особенности стиля (мейнстрим, бибоп, джаз-рок (фанк), латиноамериканский джаз, фьюжн). Перед стартовой жеребьевкой председатель жюри, известнейший джазовый дирижер, композитор и пианист Анатолий Кролл (Россия), строго предупредил участников о необходимости соблюдения полной чистоты стиля. И подчеркнул еще один важный момент — ни в коем случае не выходить за рамки отведенных для каждой композиции десяти минут.


Сразу замечу: ни одно из этих условий не было соблюдено полностью. Во-первых, идеально чистых стилей в искусстве не бывает, и в современном джазе в том числе. Трудно представить джазовый стиль второй половины ХХ — начала ХХІ века, не использующий музыкальный язык предыдущих эпох, остающийся девственно-чистым от воздействий параллельно существующих музыкальных направлений. И хотя, не стану грешить, участники очень старались не выйти за стилевые рамки, "вкрапления" и "пересечения" все же возникали.


Второе условие также не выполнил никто. Все ансамбли постоянно выходили за временные ограничения и играли не три композиции по 10 минут: выступления длились по 45–50 минут. Конечно, "джаза много не бывает". К счастью, члены жюри никого не наказали за превышение времени выступления. Уровень исполнителей был не всегда однозначен в силу значительной разницы в возрасте (от девятилетнего Джоуи Александера Силы — до 55-летнего известного и опытного американского гитариста Мелвина Тейлора). В качестве конкурсантов в Одессу приехали и другие, не менее популярные исполнители: кубинский пианист Алексис Бош, панамский бас-гитарист Рубен Рамос Медина, замечательный шоумен, американский саксофонист Эрнан Джей Родригес и еще несколько столь же многоопытных артистов. Именно они и увезли победу на свою родину… В отдельных номинациях награду поделили между двумя победителями. Среди призеров — одесская певица Тамара Лукашева и ее более зрелый коллега-пианист Алексей Петухов. Трубачи: молодой Доминик Фусс (Австрия) и широко известный Роберто Гарсия (Куба), тромбонисты Одей Аль-Магут (Нидерланды) и Моран Барон (Израиль), российский саксофонист, преподаватель Ростовской консерватории Олег Великанов, гитаристы Джордж Ставрулакис из Греции и израильтянин Меир Бен-Михаэль (оба — обладатели редкого по красоте звука и блестящей импровизационной манеры). Яркое впечатление произвела молодая кубинская барабанщица Дзисси Гарсия, намного опередившая соперников по мастерству (впрочем, ни одного слабого исполнителя в финале не было — общий уровень оказался весьма высок).


Завершился фестиваль овациями, всеобщим джемом и танцами — на сцене и в зале.


Комментарий


Анатолий КРОЛЛ, народный артист России, бэндлидер, автор музыки к кинофильмам "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх":


— Как вы оцениваете прошедший фестиваль?


— Мы убедились: не нужно вступать ни в какие партии и привлекать дипломатов. Достаточно собраться творческим личностям из разных уголков мира. И мы увидим, как они поддерживают друг друга, помогают товарищам, волнуются за них невзирая на состязательность, лежащую в основе этого проекта. Нужно выходить вместе на сцену и завязывать творческую и человеческую дружбу между народами.


— Что вы думаете об индонезийском чудо-пианисте Джоуи Александере Сила?


— Впервые услыхал о нем от мировой иконы джаза Херби Хэнкока. Я не сомневался, что уровень этого крошечного артиста очень высок. Но то, что все мы услышали здесь вживую, превзошло самые смелые прогнозы. На глазах затаившего дыхание изумленного зала ребенок запросто взаимодействовал с сильными взрослыми партнерами и вводил в свою игру собственные значительные импровизационные моменты. Это просто феномен, супервундеркинд. Увиденное и услышанное в его исполнении превосходит здравый смысл.



Другие статьи в литературном дневнике: