Русские ленивые рабы?

Лев Агни: литературный дневник

У Кавелина (1818 - 1885) интересные заметки о славянофилах 1840-х гг. Тогда было очевидным, что у нас нет ни аристократии, ни феодальности, нашу историю нельзя впихнуть в прокрустово ложе европейской истории. И у него в другой статье есть либеральные обобщения самого широкого плана. Дескать русский раб, ленив и тому прочее. Это русский-то ленив?! Почитайте Каренину, что там делал в деревне Левин, Тихий Дон Шолохова, как колпашили (дабы не выражаться более резко) казаки, чтобы понять, как жило абсолютное большинство России. Детей крестьяне приучали с самого малолетства работать, чтобы помогать отцу и в случае его ранней смерти старший мог его заменить. Крестьянину не на что было рассчитывать... конечно, была взаимопомощь, но помогали-то не ленивым, а большей частью тем, кто пострадал или в чем-то нуждался. Еще мне запала фраза в романе "Любавины" Шукшина, где отец семейства Любавин сокрушается, что всю жизнь гнул хребтину, не зная отдыха, а все для чего?


Крестьянину на блюдечке хлебушко со стопкой водочки просто так никто не принесет. Это дворянам, да, лениться можно было, за них и на них крестьяне работали, а они в массе как раз-таки и ленивцами были. Может об этом надо говорить, о меньшинстве? Может спасибо надо сказать закабалению крестьян, со времен так Годунова и Петра Первого, когда поменять хозяина и убежать уже мало было возможностей - лет так за 100-200 до такой не ленивой, просвещенной русской либеральной интеллигенции (тут, конечно, я так говорю, Кавелин способствовал проведению крестьянской реформы: по крайней мере в идейно-идеологическом плане он намечал какой-то горизонт)? До этого русские уходили в Сибирь, на Дон, в леса, подальше от помещиков. Людям, привыкшим жить на огромных просторах, мало знавших верхушку общества... и зачем-то господам подчиняться? А зачем? Русский всегда отличался свободолюбием. Всегда можно было уйти в леса, в другое место, русский нигде не пропадет. Это хорошо показано у сибирских писателей (т.н. "деревенская литература").


Какие-то разные черновые наброски можно проводить тогда, когда исторически размечены разные факторы, явления,тогда еще и можно пытаться проводить какие-то условные обобщения, чего я в последние годы не люблю делать (я даже не могу по современной России проводить обобщения, потому что в одном регионе или городе одно, в другом второе, в третьем третье...пятое..десятое...), а не сваливать все в кучу общего - кони, люди, а то получается кентавр, какой-то придуманный миф из разных домыслов. Так сказать, сферический конь в вакууме.



Другие статьи в литературном дневнике: