Порошенке не выдумать пороха...

Сергей Шрамко: литературный дневник

Условия программы МВФ во многом выглядят нереалистичными, в особенности по бюджету и политике валютного курса. Меры социальной поддержки не соответствуют увеличению тарифов, что опасно в условиях спада и высокой безработицы. В целом базовый сценарий предполагает, что конфликт на востоке не будет усиливаться, и это является логичным выбором базового сценария.


С другой стороны, очень сложно оценить, какие потери уже понес регион, ввиду того что и статистической службе, и журналистам туда сложно получить доступ. Кабинет министров обнародовал макроэкономический прогноз на 2015 г., и в самом оптимистичном варианте предусмотрено падение ВВП на 5,5%.


Пессимистичный сценарий предполагает сокращение выпуска на 12%. Данные на начало 2015 г. отражают куда более глубокий спад. В январе промышленное производство упало на 21,3%, а розничные продажи с реальными зарплатами на 22,6 и 17,3% соответственно. Происходит быстрое сокращение дефицита торгового баланса.


Если предположить, что ВВП за I квартал снизится примерно как показатели розничной торговли, инвестиций, строительства (-36,7%) и промышленного производства, то можно ожидать спада как минимум в 20%. Это значит, что для достижения оптимистичного сценария в 5,5% за весь год падение должно замедлиться в среднем до 1% в оставшиеся кварталы, а для пессимистичного – до 9%, что лучше отражает реальность.


Данные Укрстата указывают на то, что экономическую активность восточных регионов страны можно практически приравнять к нулю. В некоторые месяцы 2014 г. спад экспорта из Донецкой и Луганской областей достигал 90%. В январе 2015 г. розничная торговля в Луганской области упала более чем на 90%, а в Донецкой – на 70%.


В конце февраля на валютном рынке Украины произошла очередная паника. Курс гривны достигал 30 по отношению к доллару.
Нацбанк быстро отреагировал, введя ограничения на покупку валюты компаниями на заемные средства и на предоплату по импортным контрактам.
В дополнение к принятым мерам 3 марта НБУ поднял ставку рефинансирования до рекордных 30%, что объяснил борьбой с инфляцией после повышения тарифов.
Разрыв между курсом на черном рынке и официальным курсом НБУ остается и составляет примерно 20%.


В середине февраля министр финансов Украины Наталья Яресько объявила, что Украина рассчитывает сократить выплаты по внешнему долгу на $15 млрд в ближайшие четыре года. По сути, она дала понять, что в лучшем для правительства сценарии планируется получить отсрочку по всем выплатам по внешнему долгу.


Инвесторы давно стали опасаться краткосрочных долговых обязательств Украины, потому что очевидно, что из рецессии страна не выберется в ближайшее время.
Даже если предположить, что вооруженный конфликт прекратится, проблемы с бюджетными поступлениями и платежным балансом не разрешатся за несколько месяцев. Прогнозировать на несколько лет вперед никогда не было простой задачей, и поэтому теперь инвесторы взяли четыре года, объявленные Яресько, в качестве отправной точки.


Доходность еврооблигаций Украины с погашением в ближайшие четыре года превышает 50%. На бумаги 2020–2022 гг. она резко уходит ниже 30%.
Таким образом, ценообразование долга, похоже, основывается на политических факторах и предположении, что экономика будет слабой на протяжении всего периода прогнозирования.


Не прошло и недели с тех пор, как Киев получил очередной транш от МВФ, а на Украине вновь заговорили о списании старых долгов.
Это неудивительно: деньги не дойдут до населения, так как будут пущены на оплату предыдущих кредитов, если не осядут в карманах олигархов.
Киев придерживается правила «больше слов, меньше дела», что начали замечать западные кредиторы.



Бездонная украинская бочка


Украина оказалась в пятерке самых крупных должников Международного валютного фонда, заняв «почетное» четвертое место, уступив лишь Португалии, Греции и Ирландии, пишет немецкое издание Die Welt. 10,6 % всех запланированных МВФ кредитов должен получить Киев. Совет директоров фонда уже одобрил новый кредит для Украины в размере 17,5 млрд долларов, который, в свою очередь, является частью международной программы помощи на общую сумму в 40 млрд долларов.
При этом министр финансов Украины Наталья Яресько уже дала понять, что кредиторы не смогут рассчитывать на полную выплату по долгам, отмечает издание.


13 марта украинские власти уже успели сообщить радостную новость – первый транш на сумму 5 млрд долларов получен. При этом на социальные нужды эти деньги не пойдут, а вот выполнять требования международного регулятора – урезать расходы бюджета, повышать тарифы на ЖКУ до европейских уровней, девальвировать гривну и так далее – нужно.
Позже, 20 марта, Порошенко заявил о намерении привлечь еще 1 млрд долларов, чтобы оплатить долги за газ.


Запад не разделяет радостный настрой Киева.
Как сообщает Die Welt, за рубежом понимают, что украинские власти будут всячески пытаться не вернуть одолженные деньги, а также не выполнить взятые на себя внутренние обязательства. «Украина просит больше денег от Запада и получает их. В ответ Киев отказывается от реформ – и уже заявляет, что долги, вероятно, покрыть не сможет», – пишет автор статьи Эдуард Штайнер.
После «оранжевой революции» 2004 года на Украине появилась надежда, что страну ждут «фундаментальные преобразования», но итоги неутешительные, считает Штайнер: 10 лет спустя в стране все осталось по-прежнему.


Главная задача, которую обещал разрешить Петр Порошенко, что и было одним из условий в обмен на поддержку Запада, - ликвидация олигархии, напоминает Die Welt.
Однако улучшений не видно: ситуация усугубилась.
«Олигархия не просто не была устранена, она вышла на качественно новый уровень, - пишет Штайнер. - Игорь Коломойский, один из самых богатых украинцев, в прошлом году даже стал губернатором, и по крайней мере два региона в настоящее время контролируется им», - отмечает он.
Некоторые люди на местах изменились, но старые главы кланов создали союз с новыми властями, добавляет автор.


«Не слишком ли наивен МВФ?» – спрашивает Штайнер. Ведь Украина, которая берет деньги у фронта с 1991 года, так и не выполнила политические обязательства – ни реформ в сфере рыночной экономики, ни борьбы с олигархией. И отвечает: вероятно, на такой щедрый маневр вынуждает геополитика.


Автор Die Welt пишет, что Киев за последние 10 лет ни на шаг не продвинулся на пути реформ, а ценности «оранжевой революции забыли». «Поэтому Януковичу оказалось так просто воссоздать после 2010 года авторитарную систему, которая в конечном счете выродилась в клептократию, где главным олигархом был сам Янукович».


С приходом Порошенко ситуация не изменилась: один олигарх заменил другого.
«Деньги олигархов до сих пор утекают из страны. Порошенко мало сделал, чтобы это прекратить – может быть, потому, что он и сам принадлежит к кругу олигархов», - считает автор немецкой Deutsche Welle Бернд Йохан.
При этом украинский президент все же получил финансовую поддержку от Германии – при условии, что обещания будут выполнены. «Первоочередные задачи – независимое правосудие, борьба с коррупцией и засильем олигархов. Наряду с военными действиями в Донбассе, это главные препоны на пути стабилизации ситуации на Украине», – пишет Deutsche Welle.


Однако доверие Германии может подойти к концу, несмотря на обещания поддерживать страну, если ситуация с утечкой денег не изменится, отмечает издание. «На Западе понимают: спасение Украины может обойтись очень дорого. Какую цену Запад готов заплатить, чтобы уберечь страну от коллапса, покажет время. Но и бросать деньги в бездонную бочку никто не согласен. И нельзя забывать: без окончания войны стабилизация невозможна».



Украдено до нас


11 марта МВФ одобрил программу расширенного финансирования Украины размером $17,5 млрд. Из них $5 млрд будут предоставлены в ближайшее время, половина из которых уйдет на финансирование дефицита бюджета. МВФ положительно отозвался о повышении тарифов для населения и ожидает от правительства мер по улучшению собираемости тарифов, для того чтобы устранить дефицит "Нафтогаза" к 2017 г.


Экспорт является более надежным индикатором экономической активности, так как он должен фиксироваться двумя сторонами. Эти данные указывают на возможность крайне глубокого спада Одним из главных пунктов программы стала стабилизация гривны путем проведения структурных реформ, и в программу также включены цели по резервам. Другим существенным направлением программы стал банковский сектор, а в особенности предоставление кредитов связанным сторонам и увеличение капитала в банках.


Самой обширной стала программа по фискальной консолидации, в основном направленная на снижение издержек. Она включает в себя пенсионную реформу, устранение дефицита "Нафтогаза" и сокращение размера правительства (на 3% в 2015 г.). В то же время будут повышены расходы на субсидии незащищенным слоям населения на оплату коммунальных услуг, инвестиционные расходы будут значительно увеличены в ближайшие три года, а также, с целью удержания экспертов, будет устранен потолок зарплат в Нацбанке, установленный ранее на уровне 7–10 минимальных зарплат.


Программа МВФ ставит цели по увеличению чистых иностранных резервов (резервы минус краткосрочные обязательства) примерно на $1 млрд в квартал в 2015 г. Потолок по дефициту установлен на уровне 78 млрд гривен, а по дефициту "Нафтогаза" – на уровне 58 млрд гривен, что выше 65 млрд гривен, заявленных ранее правительством по планируемому дефициту. Чистые внутренние активы Нацбанка (то есть кредитование Минфина) должны начать снижаться в IV квартале 2015 г.


Как это часто бывает, договор выглядит особенно хорошо на бумаге. Что вызывает вопросы в первую очередь – это устранение дефицита "Нафтогаза" и "незащищенные слои населения". Дополнительно на их поддержку планируется направить 12,5 млрд гривен. Ожидается, что годовой счет за коммунальные услуги возрастет на 55 млрд гривен, что означает субсидии для четверти домохозяйств. При этом почти треть населения страны – это пенсионеры и инвалиды. Значит, адресная поддержка будет покрывать не всех нуждающихся, ведь есть еще безработные, многодетные семьи и матери-одиночки.


На сегодняшний день неплатежи уже составляют 14 млрд гривен, и стратегия правительства в случае их резкого увеличения неясна, а соответственно несет риски социальной стабильности. Фискальная часть договора тоже вызывает вопросы. Получается, МВФ согласен с планом бюджета, по которому доходы растут с 357 млрд гривен в 2014 г. до 476 млрд в 2015 г. (или на треть).


«Успешность кредитной программы МВФ зависит не только от развития конфликта на востоке Украины, но и от действия украинских властей», - пишет Die Welt.
Пока что власти не продемонстрировали западным партнерам никаких существенных шагов, но уже успели сделать пару ярких заявлений.
Так, премьер Арсений Яценюк призвал «не праздновать чрезмерно» получение кредита от МВФ.
А депутат от «Радикальной партии» Олег Ляшко выразился более конкретно. «Главное, чтобы его не разворовали, как все предыдущие. Потому что возвращать его – нашим детям и внукам», - написал он у себя в Facebook.


Ляшко пошел дальше и предложил США и ЕС списать Украине старые долги, мотивировав это тем, что деньги оставили себе прежние власти. «Мы в бюджете этого года 140 млрд гривен выплачиваем на выплату внешних, ранее взятых, долгов. На оборону 80 млрд, то есть почти вдвое мы должны оплатить взятые кредиты, которые разворовали перед нами», - заявил Ляшко. Настоящая помощь со стороны Запада, по его мнению, была бы в том, чтобы простить Киеву эти долги.


В том, что деньги, выделенные киевским властям, не попадут в карман олигархов и на этот раз, сомневаются не только за рубежом, но и на самой Украине.
По мнению украинского экономиста Олега Соскина, деньги МВФ распределят между ведущими финансово-корпоративными группами, во главе которых стоят Пётр Порошенко, Игорь Коломойский, Александр Турчинов и ряд других олигархов.
«Я полагаю, что деньги МВФ будут просто украдены. Я даже думаю, их уже украли, потому что 55% от 5 млрд долларов пошло правительству, а 45% – Нацбанку. Поскольку курс гривны по отношению к доллару так и не укрепился, а наоборот падает, значит, деньги были использованы не по назначению», – заявил эксперт в интервью Russia Today.


Для того чтобы это сделать, существует ряд механизмов, которые уже с успехом были проверены украинским правительством, рассказал он.
«Во-первых, через облигации внутреннего государственного займа, которые издаёт правительство Яценюка, а покупает напрямую Нацбанк и Госбанк. И второй механизм - это льготное рефинансирование, кредитование избранных частных банков, которое проводится по указанию Порошенко. Там присутствует и «Приватбанк», и банки, которые контролирует лично Порошенко и многие другие люди, в том числе группа Яценюка – Турчинова, – объясняет Соскин. – Я считаю, МВФ это скоро выяснит и больше выделять средства не будет», – добавляет эксперт.



Реформы по-украински


«Внутренние процессы в странах, которым помогает МВФ, в основном такие: часть денег разворуют - хорошо, если не все - а часть пустят на непродуманные программы. Потому что если бы в этих странах могли продумывать программы развития и воплощать их так, как это написано на бумаге, то им бы не понадобился экстренный транш от МВФ», пишет украинский информационный портал FaceNews.
На Украине - похожая ситуация, отмечает издание. «Власти не написали ни продуманного бюджета, ни программ реформирования основных сфер существования страны - а значит, никакие внешние финансы нам не помогут».


В качестве примера издание приводит одну из главных структур Украины – «Нафтогаз».
Согласно условиям МВФ, тарифы на энергоносители для населения должны быть доведены до реального уровня стоимости. То есть о дотациях надо забыть: украинцы самостоятельно должны будут платить за газ, свет, холодную и горячую воду, отопление. Как следствие – рост коммунальных платежей.
«При этом о модернизации «Нафтогаза» речи не идет, – пишет FaceNews. – То есть, как в случае со столичным транспортом, неэффективную, непрозрачную систему, оставшуюся от царя Гороха, пытаются удержать на плаву за счет рядовых граждан».


«У «Нафтогаза» значительная доля убытков связана не с тарифами, а с неэффективной системой управления и обслуживанием собственных долгов, что напрямую не имеет отношения к операционной деятельности по тарифам и продаже газа», - говорит в интервью FaceNews экономист, руководитель «Лиги финансового развития» Андрей Блинов.
«Необходимо урегулировать нормативно-правовую базу, необходимо установить счетчики. У нас 70% жилой застройки - это советский фонд, где установить счетчики очень тяжело. Можно установить хотя бы на дома - они у нас сейчас даже на домах не стоят. Стоимость газа рассчитывается по квадратным метрам. Это программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Нужно утепление. Вот эти все процедуры - с них необходимо начинать. Хотя бы прописать это», – напоминает экс-начальник Управления по связям с общественностью НАК «Нафтогаз Украины», директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. Ничего этого сделано не было.


Никто во власти не настроен на реальное проведение реформ, отмечает украинское издание.
«С одной стороны, у нас аморфные министры, которые не берут на себя ответственность за реформы, которые непонятно как делать, да и зачем, что им лично с того? С другой стороны - премьер Яценюк, который эти реформы никак не подстегивает, зато договаривается с западными партнерами в стиле: мы три шкуры с населения спустим, вы нам только денег дайте, чтобы всё было, как есть», – пишет портал.


«Кредит МВФ так же, как разговоры о разного рода другой заграничной помощи, дает всем украинцам – от мала до велика, от безработного до Яценюка – ощущение, что мы сможем жить по-старому. Деньги дадут, радостно восклицаем мы. А значит, изменения можно пока оставить на уровне разговоров. – подводит итог издание. – Но только жить по-старому не получится. Потому что это «по-старому» было построено во времена царя Гороха. Все эти «Нафтогазы», «Киеврекламы» и «Киевпасстрансы», эти министерства и школьные программы, телеканалы - всё это работает за счет коррупции и золотовалютных резервов, которые заметно истощил Янукович, пытаясь при неэффективном управлении создать видимость благополучия».



За помощью – в Россию


Деньги, которые поступят Украине от международных кредиторов, только преподносятся для простых граждан как манна небесная.
На самом же деле они изначально не могли никак улучшить благосостояние страны.
«Значительная часть денежной массы, которую выделит МВФ – а это 10 млрд долларов – поступит уже в этом году. Но в этом году Украине необходимо отдать 11 млрд, – напоминает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. – Это не считая того, что деньги потребуются на оплату газа, на финансирование золотовалютных резервов, которые истощились. То есть денежных средств, даже если убрать стоимость газа и бюджетные разрывы, а просто чтобы отдать внешние долги, будет недостаточно», - отметил он.


«Эти деньги идут не в экономику Украины, а кредиторам, прежде всего самому МВФ. Плюс они должны быть возвращены другим европейским и американским кредиторам, которые владеют украинскими облигациями. Так что эти деньги не облегчат ситуацию на Украине, а напротив, только ужесточат ее, так как придется урезать государственные расходы, снижать благосостояние граждан, что будет приводить к сокращению налогов и собираемости платежей «Нафтогазом» с физических лиц. Уже сейчас неплатежи составляют 20 процентов, а могут дойти до 50 процентов. То есть у половины людей не будет денег, чтобы заплатить за газ», - поясняет эксперт.


А есть еще и издержки, которых требуют военные операции, корпоративные конфликты, которые также стоят денег, напоминает Абзалов. «То есть Украине требуются колоссальные финансовые вливания. И 17,5 млрд – это капля в море. Даже 40 млрд – это капля в море. Столько Украине придется заплатить за три года».


На такое невыгодное соглашение с МВФ Киев пошел, чтобы фактически отодвинуть страну от дефолта. «То есть кредит просто поддерживает Украину на плаву, плюс позволяет выплачивать долги. Но Киеву придется искать другие источники роста», - напоминает эксперт.


Киев уже пытается вести разговоры о реструктуризации долга – фактически о списании долгов. «Но ни США, ни Европа, ни Россия не собираются идти Киеву на уступки. Так что непонятно, как Украина будет покрывать имеющийся разрыв. И технический дефолт в таком случае возможен», – полагает собеседник.


Помочь Украине могло бы налаживание торговли с основным ближайшим партнером – Россией, считает Абзалов. «РФ – это основной рынок сбыта украинских товаров. Без нормализации отношений с Москвой в сфере металлургии, в продовольственной сфере Украине будет очень сложно искать другое направление продаж», - резюмирует эксперт. Взгляд, 24.03.2015.



Другие статьи в литературном дневнике: