Порошенке не выдумать пороха...Условия программы МВФ во многом выглядят нереалистичными, в особенности по бюджету и политике валютного курса. Меры социальной поддержки не соответствуют увеличению тарифов, что опасно в условиях спада и высокой безработицы. В целом базовый сценарий предполагает, что конфликт на востоке не будет усиливаться, и это является логичным выбором базового сценария. С другой стороны, очень сложно оценить, какие потери уже понес регион, ввиду того что и статистической службе, и журналистам туда сложно получить доступ. Кабинет министров обнародовал макроэкономический прогноз на 2015 г., и в самом оптимистичном варианте предусмотрено падение ВВП на 5,5%. Пессимистичный сценарий предполагает сокращение выпуска на 12%. Данные на начало 2015 г. отражают куда более глубокий спад. В январе промышленное производство упало на 21,3%, а розничные продажи с реальными зарплатами на 22,6 и 17,3% соответственно. Происходит быстрое сокращение дефицита торгового баланса. Если предположить, что ВВП за I квартал снизится примерно как показатели розничной торговли, инвестиций, строительства (-36,7%) и промышленного производства, то можно ожидать спада как минимум в 20%. Это значит, что для достижения оптимистичного сценария в 5,5% за весь год падение должно замедлиться в среднем до 1% в оставшиеся кварталы, а для пессимистичного – до 9%, что лучше отражает реальность. Данные Укрстата указывают на то, что экономическую активность восточных регионов страны можно практически приравнять к нулю. В некоторые месяцы 2014 г. спад экспорта из Донецкой и Луганской областей достигал 90%. В январе 2015 г. розничная торговля в Луганской области упала более чем на 90%, а в Донецкой – на 70%. В конце февраля на валютном рынке Украины произошла очередная паника. Курс гривны достигал 30 по отношению к доллару. В середине февраля министр финансов Украины Наталья Яресько объявила, что Украина рассчитывает сократить выплаты по внешнему долгу на $15 млрд в ближайшие четыре года. По сути, она дала понять, что в лучшем для правительства сценарии планируется получить отсрочку по всем выплатам по внешнему долгу. Инвесторы давно стали опасаться краткосрочных долговых обязательств Украины, потому что очевидно, что из рецессии страна не выберется в ближайшее время. Доходность еврооблигаций Украины с погашением в ближайшие четыре года превышает 50%. На бумаги 2020–2022 гг. она резко уходит ниже 30%. Не прошло и недели с тех пор, как Киев получил очередной транш от МВФ, а на Украине вновь заговорили о списании старых долгов.
Украина оказалась в пятерке самых крупных должников Международного валютного фонда, заняв «почетное» четвертое место, уступив лишь Португалии, Греции и Ирландии, пишет немецкое издание Die Welt. 10,6 % всех запланированных МВФ кредитов должен получить Киев. Совет директоров фонда уже одобрил новый кредит для Украины в размере 17,5 млрд долларов, который, в свою очередь, является частью международной программы помощи на общую сумму в 40 млрд долларов. 13 марта украинские власти уже успели сообщить радостную новость – первый транш на сумму 5 млрд долларов получен. При этом на социальные нужды эти деньги не пойдут, а вот выполнять требования международного регулятора – урезать расходы бюджета, повышать тарифы на ЖКУ до европейских уровней, девальвировать гривну и так далее – нужно. Запад не разделяет радостный настрой Киева. Главная задача, которую обещал разрешить Петр Порошенко, что и было одним из условий в обмен на поддержку Запада, - ликвидация олигархии, напоминает Die Welt. «Не слишком ли наивен МВФ?» – спрашивает Штайнер. Ведь Украина, которая берет деньги у фронта с 1991 года, так и не выполнила политические обязательства – ни реформ в сфере рыночной экономики, ни борьбы с олигархией. И отвечает: вероятно, на такой щедрый маневр вынуждает геополитика. Автор Die Welt пишет, что Киев за последние 10 лет ни на шаг не продвинулся на пути реформ, а ценности «оранжевой революции забыли». «Поэтому Януковичу оказалось так просто воссоздать после 2010 года авторитарную систему, которая в конечном счете выродилась в клептократию, где главным олигархом был сам Янукович». С приходом Порошенко ситуация не изменилась: один олигарх заменил другого. Однако доверие Германии может подойти к концу, несмотря на обещания поддерживать страну, если ситуация с утечкой денег не изменится, отмечает издание. «На Западе понимают: спасение Украины может обойтись очень дорого. Какую цену Запад готов заплатить, чтобы уберечь страну от коллапса, покажет время. Но и бросать деньги в бездонную бочку никто не согласен. И нельзя забывать: без окончания войны стабилизация невозможна».
11 марта МВФ одобрил программу расширенного финансирования Украины размером $17,5 млрд. Из них $5 млрд будут предоставлены в ближайшее время, половина из которых уйдет на финансирование дефицита бюджета. МВФ положительно отозвался о повышении тарифов для населения и ожидает от правительства мер по улучшению собираемости тарифов, для того чтобы устранить дефицит "Нафтогаза" к 2017 г. Экспорт является более надежным индикатором экономической активности, так как он должен фиксироваться двумя сторонами. Эти данные указывают на возможность крайне глубокого спада Одним из главных пунктов программы стала стабилизация гривны путем проведения структурных реформ, и в программу также включены цели по резервам. Другим существенным направлением программы стал банковский сектор, а в особенности предоставление кредитов связанным сторонам и увеличение капитала в банках. Самой обширной стала программа по фискальной консолидации, в основном направленная на снижение издержек. Она включает в себя пенсионную реформу, устранение дефицита "Нафтогаза" и сокращение размера правительства (на 3% в 2015 г.). В то же время будут повышены расходы на субсидии незащищенным слоям населения на оплату коммунальных услуг, инвестиционные расходы будут значительно увеличены в ближайшие три года, а также, с целью удержания экспертов, будет устранен потолок зарплат в Нацбанке, установленный ранее на уровне 7–10 минимальных зарплат. Программа МВФ ставит цели по увеличению чистых иностранных резервов (резервы минус краткосрочные обязательства) примерно на $1 млрд в квартал в 2015 г. Потолок по дефициту установлен на уровне 78 млрд гривен, а по дефициту "Нафтогаза" – на уровне 58 млрд гривен, что выше 65 млрд гривен, заявленных ранее правительством по планируемому дефициту. Чистые внутренние активы Нацбанка (то есть кредитование Минфина) должны начать снижаться в IV квартале 2015 г. Как это часто бывает, договор выглядит особенно хорошо на бумаге. Что вызывает вопросы в первую очередь – это устранение дефицита "Нафтогаза" и "незащищенные слои населения". Дополнительно на их поддержку планируется направить 12,5 млрд гривен. Ожидается, что годовой счет за коммунальные услуги возрастет на 55 млрд гривен, что означает субсидии для четверти домохозяйств. При этом почти треть населения страны – это пенсионеры и инвалиды. Значит, адресная поддержка будет покрывать не всех нуждающихся, ведь есть еще безработные, многодетные семьи и матери-одиночки. На сегодняшний день неплатежи уже составляют 14 млрд гривен, и стратегия правительства в случае их резкого увеличения неясна, а соответственно несет риски социальной стабильности. Фискальная часть договора тоже вызывает вопросы. Получается, МВФ согласен с планом бюджета, по которому доходы растут с 357 млрд гривен в 2014 г. до 476 млрд в 2015 г. (или на треть). «Успешность кредитной программы МВФ зависит не только от развития конфликта на востоке Украины, но и от действия украинских властей», - пишет Die Welt. Ляшко пошел дальше и предложил США и ЕС списать Украине старые долги, мотивировав это тем, что деньги оставили себе прежние власти. «Мы в бюджете этого года 140 млрд гривен выплачиваем на выплату внешних, ранее взятых, долгов. На оборону 80 млрд, то есть почти вдвое мы должны оплатить взятые кредиты, которые разворовали перед нами», - заявил Ляшко. Настоящая помощь со стороны Запада, по его мнению, была бы в том, чтобы простить Киеву эти долги. В том, что деньги, выделенные киевским властям, не попадут в карман олигархов и на этот раз, сомневаются не только за рубежом, но и на самой Украине. Для того чтобы это сделать, существует ряд механизмов, которые уже с успехом были проверены украинским правительством, рассказал он.
«Внутренние процессы в странах, которым помогает МВФ, в основном такие: часть денег разворуют - хорошо, если не все - а часть пустят на непродуманные программы. Потому что если бы в этих странах могли продумывать программы развития и воплощать их так, как это написано на бумаге, то им бы не понадобился экстренный транш от МВФ», пишет украинский информационный портал FaceNews. В качестве примера издание приводит одну из главных структур Украины – «Нафтогаз». «У «Нафтогаза» значительная доля убытков связана не с тарифами, а с неэффективной системой управления и обслуживанием собственных долгов, что напрямую не имеет отношения к операционной деятельности по тарифам и продаже газа», - говорит в интервью FaceNews экономист, руководитель «Лиги финансового развития» Андрей Блинов. Никто во власти не настроен на реальное проведение реформ, отмечает украинское издание. «Кредит МВФ так же, как разговоры о разного рода другой заграничной помощи, дает всем украинцам – от мала до велика, от безработного до Яценюка – ощущение, что мы сможем жить по-старому. Деньги дадут, радостно восклицаем мы. А значит, изменения можно пока оставить на уровне разговоров. – подводит итог издание. – Но только жить по-старому не получится. Потому что это «по-старому» было построено во времена царя Гороха. Все эти «Нафтогазы», «Киеврекламы» и «Киевпасстрансы», эти министерства и школьные программы, телеканалы - всё это работает за счет коррупции и золотовалютных резервов, которые заметно истощил Янукович, пытаясь при неэффективном управлении создать видимость благополучия».
Деньги, которые поступят Украине от международных кредиторов, только преподносятся для простых граждан как манна небесная. «Эти деньги идут не в экономику Украины, а кредиторам, прежде всего самому МВФ. Плюс они должны быть возвращены другим европейским и американским кредиторам, которые владеют украинскими облигациями. Так что эти деньги не облегчат ситуацию на Украине, а напротив, только ужесточат ее, так как придется урезать государственные расходы, снижать благосостояние граждан, что будет приводить к сокращению налогов и собираемости платежей «Нафтогазом» с физических лиц. Уже сейчас неплатежи составляют 20 процентов, а могут дойти до 50 процентов. То есть у половины людей не будет денег, чтобы заплатить за газ», - поясняет эксперт. А есть еще и издержки, которых требуют военные операции, корпоративные конфликты, которые также стоят денег, напоминает Абзалов. «То есть Украине требуются колоссальные финансовые вливания. И 17,5 млрд – это капля в море. Даже 40 млрд – это капля в море. Столько Украине придется заплатить за три года». На такое невыгодное соглашение с МВФ Киев пошел, чтобы фактически отодвинуть страну от дефолта. «То есть кредит просто поддерживает Украину на плаву, плюс позволяет выплачивать долги. Но Киеву придется искать другие источники роста», - напоминает эксперт. Киев уже пытается вести разговоры о реструктуризации долга – фактически о списании долгов. «Но ни США, ни Европа, ни Россия не собираются идти Киеву на уступки. Так что непонятно, как Украина будет покрывать имеющийся разрыв. И технический дефолт в таком случае возможен», – полагает собеседник. Помочь Украине могло бы налаживание торговли с основным ближайшим партнером – Россией, считает Абзалов. «РФ – это основной рынок сбыта украинских товаров. Без нормализации отношений с Москвой в сфере металлургии, в продовольственной сфере Украине будет очень сложно искать другое направление продаж», - резюмирует эксперт. Взгляд, 24.03.2015. © Copyright: Сергей Шрамко, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|