Закарпатская Русь уходит от власти Киева...

Сергей Шрамко: литературный дневник

Запад Украины требует автономии.


8 августа 2014 г. в Будапеште прошел форум делегатов русинской и венгерской общин Закарпатья. Участники его намерены добиваться федерального статуса области в составе Украины.


А Конгресс Всемирного совета венгров и Всемирного совета Подкарпатских русинов в сентябре, на основании референдума, проведенного населением региона в декабре 1991 года, решил уже обратиться в Национальное собрание Венгрии, а также к Европарламенту, правительствам Венгрии и Украины с просьбой признать Закарпатскую область Украины автономной республикой.
В Венгерском доме в Будапеште прошла пресс-конференция организаторов конгресса. Как пишут «Известия», участники ее призвали депутатов парламента Венгрии провести специальные слушания по ситуации на Украине, в том числе в Закарпатской области, и принять соответствующую резолюцию. Уже через неделю решение Конгресса поступит в комитеты парламента, которые, скорее всего, поддержат его.
.
О том, на что рассчитывают инициаторы автономии, корреспонденту «Известий» Наталье Башлыковой рассказал лидер русинского национального движения, премьер-министр будущей республики Подкарпатская Русь Петр Гецко.


- Почему это решение возможно сейчас и не было принято, как планировалось, весной?


- Это связано с длительным процессом переговоров. Одно дело - брать власть в одиночку, другое дело получить поддержку нескольких стран - Румынии, Венгрии и России. Сейчас мы в этой поддержке уверены, поэтому готовы к действиям. Думаю, на той неделе мы внесем резолюцию конгресса в Национальное собрание Венгрии, которое поддержит автономию нашей области. Я уверенно об этом говорю, потому что нас поддержали две крупнейшие партии Венгрии, депутаты которых представляют более 70 % венгерского парламента.
После того, как вопрос будет рассмотрен парламентом Венгрии, мы обратимся с аналогичным обращением в парламенты Румынии и Словакии. Там будет другая формулировка, но суть останется та же: признание итогов референдума 1991 года и прекращение войны и связанного с ней геноцида Киева по отношению к румынам, венграм, словакам, русинам.
Когда три парламента поддержат решение конгресса, мы поставим Киев перед фактом, что оно состоялось.


- Как к этому шагу отнесется население, оно готово поддержать ваше решение?


- На референдуме оно было поддержано 70 % населения. Если это решение будет принято на уровне парламента Венгрии, то это будет поддержано 99 % граждан. В том, что это решение будет принято, мы не сомневаемся.


- Как вы планируете защищать себя, потому что Киев уже заявлял о желании защитить этот регион силовым путем?


- Пусть попробует. Все-таки дело идет к зиме, а по нашей территории проходит пятая часть газопровода: одно направление - на Румынию, одно на Венгрию и одно на Словакию. Если хоть один снаряд туда упадет, то венгры введут туда свои войска для защиты этнических венгров и граждан. Более 200 тысяч жителей уже имеют венгерские паспорта. Защита граждан прописана в Конституции Венгрии. Это придется осознать Киеву, в отличие от Румынии, венгры в этом плане очень решительны.


- Думаете, на Венгрию не будет воздействия со стороны стран ЕС и США, которые поддерживают власти Украины?


- Аналогичный разговор был вокруг МВФ, когда говорили что вот Венгрия оттуда не выйдет, а если выйдет, то через месяц ее задавят санкциями и ее не станет. Но она все-таки вышла и закрыла у себя офис МВФ, рассчитавшись по всем долгам. Сейчас Венгрия считается лишь со своими интересами. Учитывая то, что с каждым годом ей урезают рынок сбыта в ЕС, единственное направление, по которому возможно развитие, - это Россия. Венгры это понимают.


- Вчера в Венгрии начались проблемы у дочек Сбербанка из-за санкций?


- Скорее, это из-за того, что Нацбанк Венгрии не имеет полной автономии. Таким же вынужденным шагом является подпись премьер-министра страны Виктором Орбаном под документом о создании базы для беспилотных самолетов над Прибалтикой. Но, повторюсь, в данном случае - речь о национальных интересах страны.


- Вы просчитывали реакцию мирового сообщества?


- Специфика Закарпатья в том, что по коэффициенту транзитности мы на втором месте в мире. То есть плотность разных коридоров - энергетических, железнодорожных и т.д. - очень высокая. Если мировое сообщество не хочет мерзнуть, как Украина, то оно нас поймет правильно. Тем более, мы открыто заявляем, что не будем совершать действий, которые перекроют тот или иной коридор.


- Как население Закарпатья реагирует на события юго-востока Украины?


- Есть верхушка, она следует за Киевом, как флюгер, а простой народ как жил, так и живет. Люди воспринимают бандеровцев, как экстремистов. Так уже было у нас в 1939 году. Сейчас мы будто вновь оказались в том времени, когда власть в Закарпатье захватили бандеровцы, но их тогда очень быстро выгнали. Думаю, такой же сценарий возможен и сейчас. Более 80 % населения не зависят от государства сегодня и живут заработком, который получают за пределами Украины. С государством вступают во взаимоотношения, только когда платят налог за землю, за недвижимость. Люди негативно относятся к боевым действиям на Украине, в которых мы с появлением автономии принимать участие не намерены. Наши действия могут быть только локальными и направлены в адрес представителей Правого сектора, СБУ и прокуратуры.


- Периодически в СМИ появляются сообщения о геноциде венгров? Что под этим подразумевается?


- Это связано с насильственной мобилизацией населения региона для участия военном конфликте. Уже более 100 человек привезли в гробах и еще более 200 пропали без вести. Конечно, это геноцид, так как это не наша война. Фактически румынов и венгров превращают в пушечное мясо. Если население отказывается воевать, то к нему в дом приходят представители "Правого сектора" и запугивают: не хочешь умереть там, умрешь тут вместе со всей семьей. Конечно, этого не забудут и не простят. Может, их повесят на столбах, может, расстреляют, но их не оставят живыми на 100 %. Настолько сильная ненависть...


- Каковы перспективы у будущей автономии? Не боитесь продовольственной или какой-либо другой блокады?


- Блокировки надо бояться Украине. Газ идет через нас. Европа может не бояться, потому что мы не намерены портить с ней отношения. А вот Украине - задуматься. Хотя мы не хотим никому угрожать, даже если мы обозначим автономию явочным порядком, это не значит, что мы против власти Киева. Просто мы устанавливаем новые договорные отношения по бюджету, границе и так далее.... Но если Украина начнет применять к нам силу, то мы ей ответим....
Но надо понимать, что с каждым днем Украина все слабее и слабее. Не с ее экономикой вести войну. Поэтому Порошенко однозначно пойдет на переговоры с нами.
- За счет чего будет содержаться ваша автономия?


- Фактически бюджет Закарпатской области за счет транзита газа сегодня составляет 4 млрд евро. Но Киев нам не оставляет и 2 млрд гривен, заявляя о том, что область является дотационной, и ее жителям делают одолжение при выделении этих средств. Став автономией, мы будем сами распоряжаться бюджетом. При этом раскладе Киев будет получать от нас максимум 10 %. Даже если газ пойдет по Южному потоку, это никак не скажется на грузопотоке и пассажиропотоке. Кроме того, у нас развиты робототехника и сельское хозяйство, у нас огромный потенциал по запасам воды, в том числе минеральной. Поэтому для самостоятельного существования наши потенциал и перспективы весьма значительные.


http://izvestia.ru/news/576648


Сейчас в Закарпатской области идет сбор подписей в поддержку Обращения к депутатам Европарламента, законодательных органов Украины и президенту Украины. В тексте обращения сказано, что жители региона призывают оказать им содействие в достижении следующих целей:


- признать итоги референдумов 1991 года в Закарпатье и придать региону статус федерального образования;


- прекратить гражданскую войну на Украине, а также деятельность в стране экстремистских, фашистских организаций;


- не допустить геноцида русинов, венгров и граждан других национальностей, проживающих в Закарпатье.


***


О будущем территорий, входящих в состав бывшей Украины, в интервью словацким СМИ размышлял и премьер-министр Словакии Роберт Фицо, сообщает РИА Новости.


По его словам, Украина доживает последние дни.
"Думаю, что Украине тяжело будет совладать с вызовами, связанными со вступлением в ЕС, так как она находится перед абсолютным распадом ...Я отвергаю мысль о том, чтобы Украина могла бы когда-нибудь стать членом НАТО, ибо это нарушило бы безопасность в регионе", - сказал Р.Фицо.


Глава кабинета министров Словакии заявил, что санкции лишь вредят урегулированию украинского кризиса. Его можно разрешить только дипломатическим путем. "Посмотрите, принята уже третья волна бессмысленных санкций, и что изменилось? Ничего. Лишь придут, наверное, новые твердые ответные меры со стороны России", - посетовал словацкий премьер, пишет газета "Новы час" (Братислава).


Владислав Гулевич
Россия должна подать руку русинам
Ужгородские новости.26 октября 2014.
Русинский вопрос приобретает особую остроту на фоне происходящих на Украине событий. Украинский кризис перерастает в хроническую фазу, что скажется на политической и экономической обстановке в каждом регионе страны.
Россия сталкивается с необходимостью поиска подходов к решению этих проблем, рассчитанных на долгосрочную перспективу .


На карте Украины вторым полюсом с явно выраженными автономистскими тенденциями является Закарпатская область. Сторонниками автономии Закарпатья выступают русины - автохтонное население региона. Взаимоотношения русинского народа с центральными властями сохраняли конфликтность на протяжении всей независимости Украины.


Это связано с нежеланием Киева предоставить русинам автономию, за которую они проголосовали в 1991 г., одновременно с референдумом о независимости Украины. Результаты референдума о независимости Украины Киев признал. Результаты голосования об автономии Закарпатья Киев проигнорировал.


Автономистский потенциал Закарпатья достаточно высок. Из европейских стран на русинском поле активно играет Венгрия, последовательно отстаивая идею автономии Закарпатья.


Продолжительность жизни русинской культуры сегодня зависит от Будапешта: Будапешт признает существование русинского народа, протестует против украинизации русин, поддерживает русинскую культуру и русинское образование на территории Венгрии, проводит массу мероприятий для русинской эмиграции с целью сохранения русинской идентичности и менталитета.


Позиция Венгрии по Закарпатью формирует позицию Венгрии по Новороссии. Венгрия взаимосвязано рассматривает процессы в Новороссии и процессы в Закарпатье: усиливается воздействие венгерской дипломатии на Киев в вопросе автономии Закарпатья, венгерская ирредента области выступает локомотивом автономистских настроений, негласно формируя венгерско-русинский общественный фронт.


На данный момент система гуманитарного образования в Закарпатье нацелена на ассимиляцию и украинизацию русинов. Существование русинской народности отрицается, русинские школы отсутствуют, выдумываются псевдоисторические теории о существовании украинцев-русинов, как субэтнической группы украинцев.


Русинская культура и идентичность втискивается насильно в узкие рамки украинской национальной и националистической идеи. Это уже возымело негативные результаты. На Закарпатье, где никогда не была культа ОУН-УПА, уже действуют украинские националистические организации. Часть русин ассимилировалась, поскольку на Украине невозможно добиться карьерного роста, особенно в органах власти, акцентируя внимание на своей русинской идентичности.


Какова могла бы быть позиция России в данном вопросе?


Русинская культура нуждается в опеке и защите. В силу отсутствия крепкого русинского лобби в украинских официальных структурах (появление такого лобби заранее невозможно) русины вынуждены сохранять свою самобытность на бытовом уровне. На большее у них не хватает ни свободы действий, ни институциональных возможностей. Украинские власти стремятся к маргинализации русиста, но это будет явление искусственное, насаждаемое уголовно-административными методами.


У украинского кризиса есть все шансы затянуться надолго. Если Россия предусмотрительно не обратит внимание на Закарпатье, самый западный регион Русского мира, где русофильство имеет давнюю традицию, экономические, социальные и политические процессы здесь будут протекать без учета российских интересов.


Закарпатье – это важный газотранспортный узел, а русинская тематика периодически становится предметом аналитических исследований экспертов из США, Канады, Польши, Румынии, Словакии, Сербии. Это указывает на актуальность этого вопроса.


Россия могла бы выступить с поддержкой русинской культуры и языка, как это делает Венгрия. Русинская культура недостаточно полно представлена в украиноязычном и русскоязычном информационном пространстве. Большинство граждан Украины ничего не знают о ее существовании.


В интересах России способствовать выведению русинского вопроса из информационной тени, чтобы эта тематика постоянно присутствовала в информационном поле, и в разных форматах – политическом, культурологическом, богословском и т.д.


При этом:


Первое. Политический формат должен по насыщенности уступать культурологическому и богословскому. Главный акцент необходимо делать на освещении русинской культуры во всем ее комплексе, и в меньшей мере, политизировать этот вопрос. Стоит задача поддержать русин и их культуру. Увеличение частоты просветительских передач о русинской культуре и религиозной жизни русинства на российском радио и телевидении, в печатных СМИ приведет к тому, что русины услышат Россию и без упоминания политической подоплеки русинского движения. Россия должна выступить с гуманитарной миссией гаранта сохранения и приумножения русинского культурного наследия.


Второе. Необходимо освещать вопросы русинского языкознания. Язык народа – это сам народ. В России есть специалисты по русинской тематике, но их потенциал не используется с полной эффективностью. Нет недостатка в книгах по русинскому языкознанию, написанных русинскими филологами в период, предшествовавший присоединению Закарпатья к УССР. Их нужно переиздать, актуализировать и сделать предметом научных дискуссий.


Третье. Необходимо актуализировать биографии знаменитых русинов, замеченных на ниве российской науки, литературы, музыки, политики. Таких было много, их взгляды и вклад в российскую государственность должны тоже стать предметом исторических исследований и оживленных дискуссий.


Четвертое. Важно дублировать информацию на украинском языке, сделав ее постоянным элементом украиноязычного сегмента информационного поля. Это привлечет дополнительных читателей, тем более что многие русины украинский язык знают лучше русского.


Пятое. Необходимо обсуждать тему обеспечения Киевом языковых и культурных прав национальных меньшинств, в т.ч. русинов. Русинские лидеры из европейских стран, прежде всего, Румынии, Словакии, Венгрии, Сербии, неоднократно подчеркивали, что в этих странах культурные запросы русинов обеспечены на порядок выше, чем на Украине. Дл зарубежного русинства Украина остается притеснителем русинской культуры. Представители Венгрии в Европарламенте выступали против подписания соглашения об ассоциации между Киевом и Брюсселем, увязывая этот процесс с положением венгерского, и, по умолчанию, русинского населения Закарпатья.
Тема языкового диктата со стороны Киева сохранит актуальность на ближайшее время, поэтому русины нуждаются в поддержке своих культурных инициатив.


В русинском вопросе Россия не должна конкурировать с Венгрией. Более конструктивным будет выстраивание общей гуманитарной стратегии, общего культурного дискурса в отношении Закарпатья.


Венгрия будет активней России на этом поприще в силу географической близости к региону и более крупной, чем в России, русинской ирреденты в самой Венгрии. От России требуется лишь посылать гуманитарные импульсы, сигнализирующие о готовности России способствовать сбережению русинской культуры и сделать ее объектом серьезных исследований.


Практика показывает, что зарубежные аналитики будут держать русинскую тематику в поле своего внимания. Для Будапешта он сохранит особую актуальность на ближайшие годы. Важно, чтобы Россия занимала более активную позицию по данному вопросу, так как она обладает для этого всем необходимым научным и информационным потенциалом.



Другие статьи в литературном дневнике: