Вышиванка

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

1.
Обещая дочери привезти из командировки украинскую вышиванку, полковник Билл Коллинз ещё не знал,что ждёт его на этот раз. В 1999 , после окончания бомбардировок Белграда, бродя среди сувенирных лавок Сараево, приобрёл он для коллекции домашних сувениров вполне традиционные балканские безделушки- кофезаварник с чеканкой -жене Хилари, расписанное керамическое блюдце для совсем ещё маленькой тогда дочери Нэнси и нож в ножнах. Всё это стало дополнением к коллекции, которую начинал когда-то собирать ещё его прапрадед- переселенец- свиновод из Йоркшира, и поэтому в их домашнем музее имелись в наличии и перьевая корона апача, и трубка мира каманча, и томагавк гурона. Впрочем, теперь командование поговаривало о совсем иных «томагавках». Беря в руки некогда грозное оружие североамериканского аборигена, и пробуя пальцем зазубренное острие, Билл думал о чём -то совсем ином. Ему ли , участнику военной операции по взятию Багдада было грустить о каких-то там теперешних обитателях резерваций, столько несчастий причинивших его предкам!? О воевавших на стороне его соплеменников-англосаксах ирокезах и гуронах, о взятых под опеку французов могиканах?
Из Багдада , куда они, морские пехотинцы бригады особого назначения, вошли после того, как город проутюжили ковровыми бомбардировками, Билл тоже привёз сувенир. Куклу факира в чалме. Её,пучеглазую, вышвырнуло на тротуар из разбомбленной сувенирной лавки.Ещё за день до штурма здесь гомонили толпы туристов, расхватывающих восточную экзотику. Но когда, ступая по хрустящему под ботинками битому стеклу и кирпичной крошке, насторожив автомат, Билл двигался по центру, в нём царила тишина.Кукла, улыбаясь в нарисованные на фарфоровых щеках усы,как бы хотела что то сказать. "Поднять?А может это замаскированная мина?" Отступив на десяток шагов он бросил в факира куском развороченного асфальта. Нет. Это была не мина -и стряхнув с шальвар и золочёного кафтана колдуна пыль Билл сунул трофей в карман разгрузки. Свесив голову и руки восточный кудесник стал с того мгновения талисманом спецназовца.Его , что называется, не брала пуля и он быстро поднимался по карьерной лестнице.Из Ирака он вернулся домой-с одной большой звездой на погонах, из Сербии - с двумя.

Сегодня же


обладатель как бы сошедших с флага США на его погоны трёх звёзд Билл Коллинз сидел в едва освещённых запитанными от резервного дизель-генератора катакомбах Азовстали - и переговаривался по мобильнику с Киевом о срочной эвакуации. Обещали прислать "вертушку". Но на полное деблокирование надеяться всё же не приходилось.
Привязать к палке купленную в самом начале этой командировки вышиванку -белую рубаху с пёстрой вышивкой от ворота до пупа? Выйти из подземелья с поднятыми руками? Это было немыслимо. Позор. Падение с карьерной лестницы на самое дно. Разжалован. Уволен. Отдан под трибунал.
Билл уже представлял себя среди уличных музыкантов в перьевой короне вождя ирокезов из семейной коллекции сувениров. С шаманским бубном, добытым в бою ещё его прапрадедом. Этот украшенный человеческими скальпами кусок продублённой и высохшей бизоньей кожи при ударе о него ладонью гудел, словно эхом разносящийся вой мохнатого рогача.
Билл вполне мог занять место возле чернокожего блюзмена с электрогитарой и комбиком возле мусорных баков, чуть в стороне от белобрысого банджиста, наяривающего кантри, чтобы подрагивали стёкла уходящих ввысь небоскрёба.
В случае, если в коробку из -под давно съёденного тортика не упадёт ни цента, можно было бы поживиться содержимым мусорного бака. По крайней мере хриплоголосый блюзмен,напевающий о том, как от него ушла жена, периодически делал это, вынимая из гулких глубин контейнера то недоеденную пиццу, то, надкусанный хот-дог. Теперь полковник с удовольствие съел бы и эти лакомства, потому как приходилось давиться трофейным просроченным сухпаем, запивая его шипучей минералкой, от которой пучило живот и мучала отрыжка.К тому же нередко глох дизель-генератор и в бункере гас свет -и тогда всё погружалось в непроглядную, как диск виниловой пластинки, тьму.

Как хотелось Биллу сейчас достать из его коллекции "Дип пёрпл" , поставить пласт на вертак -и услышать из колонок рычалки риффа, до боли знакомое "Смок эн дзе вотер" и головокружительное соло Ричи Блэкмора. А бесподобные песенки Боба Дилана!Бренчание его гитары. Сопение губной гармошки. Гнусоватый голос. Но как это всё звучало! Кантри! Фольклор! Народные традиции!Он с его Хилари сходили с ума по музыке фермеров и ковбоев. В зале их домика в окрестностях Лос-Анжелеса, на стене над диваном висела гитара с пластмассовой накладкой на деке. На ней бренчали и Хилари , и Билл.Он накупил целую коллекцию губных гармошек "Хоннер",дочура Нэнси брала частные уроки у скрипача-и в итоге у них сложилось такое семейное трио, что , наяривая кантри, на том самом перекрёстке неподалеку от мусорных баков и кафе "Калифорния" , они могли собрать толпу.


Ветерок играл в волнах рыжих волос Хилари. Проступали конапушки на вздёрнутом носике такой же огненноволосой дочуры, припавшей раскрасневшейся щекой к скрипке. Скрипка пиликала голосом птички-невелички . Тоненькие пальчики синичьими лапками прыгали по грифу.Гитара звенела от шоркания медиатра о металл струн подковами мустанга о камень прерии. Губная гармошка , по которой Билл елозил губами, подражала свисту ветра в кустах терновника. Ковбойские шляпы. Индейские куртки с кожаной бахромой по краям.Фенечки на запястьях. Мокасины. Сверкая двумя рядами великолепных зубов и при этом "держа смайл" Хилари оглашала прилегающую к перекрёстку площадь песней про Несчастного Джона.


Скачет Джон по прерии
в кожаном седле,
аж спина взопрела
крышкой на котле.
А в котле гурона
варится бизон.
В кольте нет патронов,
ах, несчастный Джон!


Похлопывая в черные с тыльной и светлые с внутренней стороне ладоши, негр-электрогитарист прерывал свой заунывный блюз про покинувшую его "блак вумэн". одобрительно щурилась старая индианка-скво в новеньком джинсовом костюме, лучась морщинами глаз, губ и щёк из которых торчал птичий клюв носа. Словно курящийся очагом вигвам, её пухлые губы выпускали струйку дыма. Скво протягивала Биллу расписную ,набитую травкой трубочку.


-На, дерни пару затяжек, бледнолицый!
Паренёк-негритос рэперского вида в свёрнутой набок бейсболке спешил поделиться надкусанным биг-маком.
- Классно чешешь, чувак! Подкрепись! А то и ты и жена твоя , и гирла шибко тощие!


Мигал зелёным кошачьим глазом светофор. Зависал на перекрёстке полицейский "Форд". И молоденький коп прихлопывая ладошами по рулю подпевал.



Вождь раскурит трубку.
Выглянет луна,
высветив два трупа
в гриве скакуна.
То не грива вовсе-
бедной Мэри сон,
да льняные волосы.
Ах, несчастный Джон!



2.
Отправляясь в эту командировку в общем -то не столько по идейным соображениям, сколько ради заработка,Билл вовсе не планировал попасть в окружение.







Нет монет у Монену,
сшоркалась подкова,
взял бы в жены да не ту,
а какую новую.
Кровь на стойке в кабаре--
стало быть, не он!
Холод стали в кобуре.
Ах, несчастный Джон!


«Не ходи ты, Джон, в салун,
не швыряй монету!
В кошельке так много лун,
А вот этой нету!
Коли в кольте нет патронов,
Ты его не тронь!»--
так вот думал
вождь гуронов.
Ах, несчастный Джон!




Будьте как стивен Пэддок ..Чувак в 64 года укокошил из 15-ти стволов 58 и ранил 500 челов! И застрелился из "Смитвессона " сам.
как ирокезы уничтожали могикан



Другие статьи в литературном дневнике: