Мда уж...

Галина Геннадьевна Трубчанинова: литературный дневник

....***В России продолжает работу программа развития школьного образования "Учитель для России" — аналог международной программы Teach For All, партнер-сооснователь которой The Boston Consulting Group. К программе "Образование для всех" имеют отношение не только The Boston Consulting Group, но и многие другие транснациональные корпорации, которые за последние 20 лет стали заказчиками для этой сферы по всему миру. Активно продвигая свои цели через международные организации, они изменяют цель образования – не создание личности, а "поставка" людей, обладающих примитивными "компетенциями", рассказывает кандидат исторических наук, доцент МГИМО Ольга Четверикова. О том, какую разрушительную силу имеют программы, подобные Teach For All, она рассказала в интервью корреспонденту Накануне.RU


Вопрос: Как методики внедряются в другие вузы, в образование в целом?


Ольга Четверикова: Для того, чтобы внедрять эти новые глобальные методики, проводятся так называемые Международные конференции про новые образовательные технологии. У нас в Москве она была проведена в этом году второй раз, называется она EdCrunch - Международная конференция новой образовательной технологии. Вот в этом году они проходили три дня в МИСИ, там рассматривалась разработка национальной платформы, которая так и называется "Открытое образование", речь идет о создании дистанционного образования, которое позволит практически все вузы подключить к одной системе, а учитывая, что ключевые узлы связаны с этой программой "5-100-20", которая управляется Советом по конкурентоспособности, то можно понять, что все это, естественно, идет под контролем тех же западных специалистов, которые на этой конференции активно представляли свои проекты.
И вот, что интересно: выступавший там Исак Давидович Фрумин, руководитель Института образования НИУ ВШЭ, играет тоже очень важную роль в составлении образовательных программ, он говорил, что наша главная задача - внедрение он-лайн курсов, и что сейчас для нас главное изменять "рутины", то есть он использовал то самое понятие, которое присутствует в документах американской разведки. Он сказал: "Рутины у нас ригидны и трудновнедряемы, нужны "фьютеры" (от англ. footer - нижняя часть, то есть те, кто будут менять общество "снизу", именно это является слоганом программы "Учитель для России" – прим. ред), которые будут изменять эти рутины", - вот пожалуйста, цитата. Речь идет, действительно, о перестройке сознания.


Вопрос: Но что такое по сути эти "рутины" – это то, что у нас называется "традиционными ценностями"?


Ольга Четверикова: Да, это то слово, которое они применяют к системе ценностей, к навыкам, к привычкам. То, что является объектом поведенческой войны. Складывается другая система ценностей на глубинном уровне, культурные принципы, навыки, нормы. Вот это все они называют "рутинами". И именно об этих рутинах говорил Фрумин на этой международной конференции.


Вопрос: То есть за последние годы весь свет науки и техники отправился на Запад по этим программам?


Ольга Четверикова: В Силиконовой долине, в США, работает где-то более 200 тыс. русских разработчиков, программистов, инженеров, биологов, представителей других профессий. И считается, что русскоязычная диаспора в Калифорнии относится к числу наиболее высокооплачиваемых специалистов. И это только в Силиконовой долине.


Вопрос: Получается – просто работают в метрополии?


Ольга Четверикова: Занимаются разработкой тех самых технологий, которые используются против России. Силиконовая долина как раз ключевая сфера. Далее известно, что более 60% победителей школьных, студенческих международных олимпиад после завершения обучения в вузах уезжают из страны. Возвращается менее 10%. В 2014 г. более 15% выпускников лучших 25 российских вузов после окончания учебы продолжали образование за рубежом. Об этом говорят работники многих вузов. Все потому, что в России резко сокращается реальный сектор экономики, а спекулятивный не может их поглотить, новейшие разработки лучше оплачиваются, естественно, ребята, которые учатся по новейшим специальностям, уезжают туда.


Вопрос: Да, опять же пресловутая программа "Учитель для России" не скрывает, что после двух лет работы в школе выпускники могут отправиться работать в другие страны через "Бостон консалтинг групп". Как это вообще стало возможным у нас? Как воспиталось поколение людей, для которых главная и светлая цель - "свалить из этой страны"?


Ольга Четверикова: Виновата и политика, и система образования, потому что говорилось одно, а делалось совершенно другое. Реально программа перестройки образования была разработана Всемирным банком еще в середине 1990-х гг. Эти документы были частично опубликованы, они были секретными. Через внедрение ЕГЭ, через внедрение федеральных образовательных стандартов, которые разрушили общеобразовательное пространство по Болонской системе – это было осуществлено. Федеральные стандарты, еще раз хочу сказать, утверждают "компетенции", которые можно толковать как угодно. В итоге это привело к тому, что у нас был утвержден принцип вариативности, при котором возможны любые программы, различные учебники.


Вопрос: Некоторые предметы оказались "необязательными" вдруг?


Ольга Четверикова: Да, у нас кроме этого стал сокращаться набор обязательных предметов, началось введение соответствующих предметов дополнительно как платных. Общий уровень образования с внедрением примитивного ЕГЭ стал падать, получилось так, что те люди, которые хотят получать более-менее нормальное образование, должны тратить большие деньги либо на дополнительные курсы, либо на репетиторов. Те, кто не могут – остаются на низком уровне образования. То есть общий образовательный процесс идет к тому, что появляются частные школы, где уровень образования немного другой.
Произошел в итоге резкий разрыв, достаточно большая часть общества может позволить детям получить какое-то более-менее нормальное образование, другие в силу того, что резко уровень упал – не могут. Но чтобы сохранить видимость общеобразовательного пространства, они ввели вот это ЕГЭ, потому что, ну, как же – вот все же одинаковый тест сдают, вот у нас как бы единые требования ко всем. Но дело в том, что ЕГЭ ничего не выявляет, это чисто формальная вещь, которая, как фиговым листом, прикрывает эту дикую дифференциацию, разрыв образовательных программ, уровень общего образования. В итоге это образование, на самом деле, давным-давно стало платным, потому что большую часть знаний есть возможность получить у тех, кто может заплатить. И уже не стоит и говорить о наших "верхах" – они своих детей обучают за границей. У них дети там, а здесь встает вопрос, нужно ли им вообще образование в России, если они не связывают с нашей системой образования, с нашей страной, с Родиной свою судьбу и судьбу своих детей? Поэтому они гробят эту образовательную систему, которая совершенно не нужна, потому что они передали ее под контроль бизнеса.


Вопрос: Для которого важна конкурентоспособность так называемая?


Ольга Четверикова: Интересный факт, что в эту повестку конкурентоспособности, которая управляет нашими вузами, входит и Греф. А кто такой Греф? Греф – это Сбербанк. Это большой вопрос – что делает Сбербанк в этой системе? Вот он и делает то, о чем мы говорим – бизнес курирует наше образование. Тут становится все понятно. Более того, Греф, когда он выступал весной 2015 г. на собрании ректоров, на апрельской конференции ВШЭ, он открыто потребовал быстрейшего перехода к новой модели образования. Казалось бы, ребята, вы сколько лет уже перестраиваете? Весна 2015 г. – о какой модели нового образования идет речь? Он там заявил, что поскольку бизнес озабочен низким качеством корпоративного образования, то необходимо ускорить процесс передачи под контроль крупного бизнеса, и заявил о том, что необходимо обеспечить более тесную связь с рынком, более активно привлекать профессиональных менеджеров и иностранных преподавателей (!). То есть фактически он подтвердил, что сейчас реализуется курс отдачи под контроль крупного бизнеса.


Вопрос: То есть образование для всех - это деградация, а те, кто смогут, вопреки системе, обучиться чему-то на практике, так называемые гении и самоучки - их направят в метрополию и там дальше обучат?


Ольга Четверикова: Фактически, если мы будем говорить в целом о нашей системе образования, она делилась на техническое и гуманитарное образование. Из технических остается только то, что встраивается в инновационные транснациональные бизнес-проекты, а что касается гуманитарки, то она тотально перестраивается, потому что не нужен образованный человек, не нужен человек культурный, человек, умеющий говорить по-русски, поэтому какая-то часть образования просто убирается, от русского языка остается только два часа в школе. Это что такое? Это фактически удар под дых.


Вопрос: С "выкачкой мозгов" понятно. А вот еще момент, важный, в новых методах образования приоритет – это отсутствие авторитетов. Говорят, таким образом появляется свободный человек. Отсутствие авторитетов, как первый этап, свержение авторитетов – второй. Свобода взглядов, нет единой истины, нет веры, нет правды. Чем это опасно для человека и для общества в целом?


Ольга Четверикова: Понимаете, это все опять-таки идет в рамках тотального размывания системы ценностей, чтобы у человека не было никакой нравственной опоры, таким человеком очень легко управлять, в него закладывают определенные коды, и все. Тотальная перестройка сознания связана именно с этим. И вот, когда в 1995 г. ЮНЕСКО приняла резолюцию о толерантности, она там прописала совершенно четко, что толерантность – это недопущение какой-то абсолютной истины, а именно на этом строится система ценностей. На этом строится мораль и нравственность, на различии добра и зла. И если это убирается, то все - у человека нет никаких нравственных ориентиров. Потому что у него нет понятия добра, нет понятия зла. А авторитет – это как раз из этой области, ведь кто давал в детстве эти понятия? Естественно, родители, это шло от их родителей. Раньше давала эти знания школа. Теперь – все. Родители – это теперь не авторитет, вместо уважения к родителям утверждается такая детоцентристская концепция мира, в соответствии с которой детство определяется, как нечто самоценное. Раньше детство было ступенькой в формировании человека, в его развитии как личности, а поскольку детство самоценно, то и ребенок уже самоценен, необходимо уважать права ребенка, как говорят современные психологи – ребенка нельзя воспитывать, с ним нужно дружить.


Происходит такая сакрализация детства, ломаются вообще все традиционные нормы и ценности. Родители в такой концепции не могут быть авторитетом. И ребенок не должен уважать те ценности, нормы и традиции, которые идут от родителей, от семьи – потому что это не толерантно, это недопустимо.


Вопрос: То есть, внедрение такой системы - удар по суверенитету страны, получается?


Ольга Четверикова: У нас нет суверенного образования, вот о чем идет речь. Его просто нет. Наше образование выстраивается под потребности западного транснационального бизнеса. Они объявили, что образование – это сфера услуг. И они должны получать только такой товар, какой им нужен. У нас о чем угодно говорят - о военном противостоянии, об экономическом, о финансовом. А то, что для американцев главная сфера – это идеология, это мировоззрение, и образование тут играет ключевую роль - об этом почему-то совершенно забывают.
Елена Рычкова****
http://romanova-l.livejournal.com/134187.html



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.12.2016. Мда уж...