Аватар.

Валерий Ветер: литературный дневник

Всему есть причина. Искать её нужно за следствиями, за которыми она скрывается.
****
10 декабря 2009 года в Лондоне состоялась премьера фильма «Аватар». Автор сценария и режиссёр Джеймс Кэмерон.


Диапазон критики этого американского научно-фантастического фильма довольно широк. От: "Самое изумительное произведение кинофантастики со времён «Звёздных войн» (Стивен Аллан Спилберг, американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и монтажер, один из самых успешных кинорежиссёров США в истории), до: "оглушительный «пшик» после такого продолжительного творческого молчания" - Лидия Маслова из газеты «Коммерсантъ» (воистину, Бог шельму метит!)


Я не буду пересказывать подробно сюжет фильма - его можно найти в и-нете в хорошем качестве. Остановлюсь лишь на "зазеркалье" картины, на его внутреннем смысле, который доступен далеко не всем.


По своему мировоззрению и образу жизни люди делятся на три категории: поклонники техногенной цивилизации, не могущие ступить и шагу без её "благ", "умеренные" и убеждённые противники...


Вес, походка, питание, пристрастия (всевозможные зависимости), образ мышления и жизни в целом характеризуют каждого человека: насколько он сжился с этой "одухотворённой" цивилизацией, где во главе угла - доллар как средство ублажения бренной плоти. Что бы кто ни говорил, но этот идол маячит у всех перед глазами, принуждая "и малых и великих, свободных и рабов" поклонятся ему одному как "истинному богу" потребительского "общества" (Оруэлл, "Скотный двор")


Чем больше "цивилизации" приходится "на душу населения", тем меньше в этом обществе Жизни: физического здоровья, чуткости, отзывчивости, интуиции, мудрости, искренности, силы чувств. С этим трудно спорить. Ведь способность чувствовать напрямую зависит от интенсивности контактов живого существа с энергиями Природы, от естественных впечатлений, которые, аккумулируясь, придают чувствам силу и многообразие, являясь украшением человеческой души. Другой вопрос - как распоряжаться этой пси-энергией. Выплёскивать свои высшие эмоции наружу, принося их в жертву языческим богам, или нежно направлять свои лучшие чувства внутрь, в глубины сердца, предоставляя их в распоряжение Духа.
...
Посмотрев этот фильм, я понял, что он о нас, о современниках. На сегодняшний день в мире достигнут огромный разрыв между бедными и богатыми: как отдельными людьми, так и странами. Последние смотрят на первых в лучшем случае покровительственно-снисходительно... Мол, дикари, что с них взять? А при случае могут забросать бомбами и ракетами, залить напалмом: если они не хотят становиться "цивилизованными" (читай - быть сырьевым придатком страны-колонизатора).
...


Журнал «Мир фантастики» назвал Джейка Салли, главного героя "Аватара", предателем человечества и включил его в «10 самых известных предателей в фантастике», отметив, однако, что «это тот случай, когда измена человечеству — единственный способ остаться человеком»


Анобтаниум - ценный минерал на Пандоре, сверхпрочный сверхпроводник, из-за которого была организована захватническая экспедиция землян (к этому времени в значительной мере исчерпавших естественные ресурсы Земли и угробивших её экосистему) на этот девственно чистый, природный обитаемый спутник газовой планеты Полифем, расположенной в созвездии Альфа-Центавра (4,5 световых лет).


"Биологическая нейронная сеть" - естественная альтернатива (анти-) нашей искусственной Глобальной Сети, посредством которой На'ви могут через "Древо Дома" подключаться к своей Великой Матери Эйве - их общей родной Сверхдуше...
...
По словам Кэмерона, «„Аватар“ — это в первую очередь экшн, приключение и „путешествие самопознания“». Режиссёр признавался, что фильм затрагивает тему империализма: «люди с большей военной и технологической мощью, как правило, могут вытеснить или уничтожить людей более слабых, и всё ради ресурсов». Он говорил, что у фильма есть совесть: «Это хорошо, если у фильма она есть: она не превращает его в аттракцион»


Юрий Гладильщиков в журнале The New Times отметил неожиданную для блокбастера идеологию «Аватара»: «Раньше лишь редкие маргиналы, например Кира Муратова, ставили человечеству „ноль“. Теперь безоговорочный приговор человечеству выносит массовый кинематограф».


New York Post: «Аватар» - один из самых недооценённых фильмов десятилетия.
***
Выскажу своё мнение. Если бы картину делали лучшие советские "мэтры", да ещё с таким бюджетом (под 300 миллионов долларов, не считая рекламы - 150 млн.), этот фильм был бы глубже.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 09.05.2016. Аватар.