Кто убил Гипатию
Ипатия… Сижу недавно в гостях у одного моего доброго друга, пожилого ученого-востоковеда. Пьем чай с блинами и земляничным вареньем. Дочь хозяйки говорит: «Сами даете поводы! Не отрицайте, что христиане, под предводительством вашего святого Кирилла Александрийского, разорвали на части прекрасную женщину-философа Ипатию…» Подключается хозяйка, мама моей собеседницы: «Умоляю вас, батюшка, это такие известные факты… И в книгах написано…» Я: «Милые сестры: я не понимаю вас. Вы, как люди, знакомые с научной методологией исследования, знаете, что написать можно все, что угодно, – бумага все стерпит. Первый метод научного исследования – установить: каким источникам мы можем верить. В данном случае – каким? Свидетельствам историков – современников событий! Нам все равно, что пишут самые высокоумные исследователи, нам важно установить, где тот источник, из которого берется информация, которую потом по-своему истолковывают разные писатели…» …Об этом разговоре я бы не упоминал, но потом подумалось: а ведь, действительно, многие люди искренне верят в разные мифы и мнения, часто антихристианские. И пример с этой несчастной Ипатией вновь и вновь будет всплывать, когда мы будем разговаривать с людьми, критикующими Церковь. Открыв Интернет, я убедился в том, что многие люди, действительно, по-видимому, не будучи знакомыми с методологией исторического исследования, дают себя одурачить и программируются на определенное отношение к той или иной теме. Смысл сюжета всех этих псевдонаучных сочинений: Прекрасная дева-философ замучена кровожадными египетскими фанатиками под предводительством христианского архиепископа, впоследствии прославленного в лике святых... Комментарии читателей этих постов предсказуемы: Оксана: «Только пару дней назад посмотрела фильм про Ипатию. Называется "Агора"… Спасибо за статью, теперь понятно, что к чему». Бедные наши люди, доверяющие антихристианским фильмам и проверяющие полученную информацию по антихристианской беллетристике… Какие растения могут взрасти из таких посевов?.. Результатами маленького исследования на эту тему поделюсь с вами. Они будут полезны, когда в беседе с коллегами, знакомыми, просто случайными встречными вам придется говорить о вере. Тогда, если собеседник вам попадется образованный и всплывет имя «несчастной жертвы христианского фанатизма», Ипатии, вы вспомните эту запись и найдете что сказать. Ипатия Александрийская.jpg Кирилл.jpg Итак, начнем: Единственный автор, сообщающий о трагедии и живший в то же самое время, – это античный историк Сократ Схоластик. Очень важно, что он человек, симпатизирующий Ипатии и вообще философии. Это значит, что он не попытается в своем рассказе оправдать христиан. А, значит, нам никто не может сказать, что этот историк искажает факты в пользу Церкви и поэтому мы можем его свидетельство подвергать сомнению. Ипатия (370 (?) – 415) – женщина-философ и ученый, имевшая свою школу, многочисленных учеников и почитателей. Имела в Александрии большую известность и принимала участие в александрийской городской политике, оказывая влияние на главу города, префекта Ореста. Сам Орест имел неприязнь к архиепископу Кириллу Александрийскому. Тут и происходят неприятные инциденты, которые в итоге увенчались кровавой расправой над Ипатией. А теперь обратимся к рассказу Сократа Схоластика. Кому интересно, это 7-я книга его «Истории», главы 13–15: ...В то же самое время епископу Кириллу пришлось изгнать из Александрии и племя иудеев, — по следующей причине. Александрийская чернь любит возмущения больше всякой другой черни и, когда находит повод, устремляется к нестерпимым злодействам, ибо без крови не успокаивается от волнения. Случилось, что эта самая чернь и тогда взволновалась — не по какому-либо важному поводу, но по причине распространившегося во всех городах зла, то есть страсти к плясунам. Я расскажу о главнейшей, которая была причиной изгнания их из Александрии: Сговорившись, чтобы каждый носил с собой, как отличительный знак, сделанное из коры пальмового дерева кольцо, они задумали напасть ночью на христиан, и в одну ночь послали некоторых людей кричать по всем концам города, будто горит церковь, соименная Александру. Услышав это, христиане, для спасения церкви, сбегались со всех сторон, а иудеи тотчас нападали и умерщвляли их. Друг друга они не трогали, потому что каждый показывал другому кольцо, а встречавшихся христиан убивали. С наступлением дня это злодейство обнаружилось. Раздраженный им, Кирилл с великим множеством народа идет к иудейским синагогам — так называют иудеи места своих молитвенных собраний, — и синагоги у них отнимает, а самих изгоняет из города, имущество же их отдает народу на разграбление. Таким образом, иудеи, жившие в городе со времен Александра Македонского, тогда все и без ничего оставили город и рассеялись по разным странам... Между тем александрийский префект Орест был крайне огорчен этим происшествием и очень скорбел, что столь великий город так неожиданно лишился такого множества жителей, а потому донес об этом царю. У кого хватило терпения дочитать текст до конца, увидел, что пока христиан обвинить не в чем. Разве только в том, что, когда терпение христиан, провоцируемых иудеями, лопнуло, они отняли их синагоги, изгнали иудеев из домов и разграбили их имущество. Это плохо, но, повторись подобный инцидент сегодня, думаю, последствия были бы те же. А это, не забывайте, все-таки самое начало 5-го столетия. Итак, конфликт между Орестом и святителем Кириллом нагнетался. Далее произошло следующее. Обратимся к историку: Некоторые из монахов в горах нитрийских… оставив монастыри, в числе почти пятисот человек, пришли в город и выжидали, когда префект будет проезжать на своей колеснице. Потом, подошедши к нему, называли его жертвоприносителем, язычником и многими другими позорными именами. Префект, подозревая в этом козни со стороны Кирилла, закричал, что он христианин и крещен константинопольским епископом Аттиком. Но монахи не слушали слов его, — и один из них, по имени Аммоний, ударил Ореста камнем в голову, так что он весь облился кровью, текшей из раны, а его телохранители, кроме немногих, все разбежались в разные стороны и скрылись в толпе, боясь, что и их побьют камнями. Между тем начали сбегаться и жители Александрии, чтобы защитить префекта от монахов, — и всех других обратили в бегство, а Аммония схватили и представили к префекту, который, на основании законов, всенародно подверг его наказанию и дотоле мучил, пока тот не умер. Об этих событиях вскоре донес он самодержцам. А Кирилл представлял их царю с противоположной стороны, тело же Аммония взял и положил в одной из церквей и, переменив ему имя, назвал его Фавмасием, чтобы считали его мучеником и прославляли в Церкви его великодушие, как подвиг за благочестие. Однако люди скромные, хотя и христиане, не одобрили этой Кирилловой ревности, ибо знали, что Аммоний понес наказание за свое безрассудство и умер в мучениях не потому, что был принуждаем к отречению от Христа. Итак, сам Кирилл своим молчанием мало-помалу привел это дело в забвение. Но злая вражда между Кириллом и Орестом даже и здесь не остановилась. Угасил ее другой, подобный упомянутым, случай. Здесь, кажется, святитель Кирилл действительно перегнул палку. Может быть, не смог вникнуть в обстоятельства происшедшего, может быть, считал Ореста справедливо заслуживающим смерти, а, соответственно, бунтаря, кинувшего камень, – мучеником, но Сократ Схоластик здесь скорее на стороне префекта, чем архиепископа. В Александрии была одна женщина, по имени Ипатия, дочь философа Феона. Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей. Против этой-то женщины вооружилась тогда зависть. Так как она очень часто беседовала с Орестом, её обращение с ним подало повод к клевете в церковном народе, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего чтеца Петра однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, разорвали на части, а куски снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало позора и Кириллу, и Александрийской Церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста. Итак, вот полный отчет о происшедшем. Вспоминается, как в послереволюционные годы действия некоторых православных людей, ревнителей благочестия, провоцировали советскую власть на репрессии в отношении Церкви. Когда большевики задумали отобрать у Русской Православной Церкви все ценности и святыни, это делалось глумливо и вызывающе. Это привело к ряду столкновений верующих людей и представителей большевистской власти. Несмотря на все усилия представителей Церкви удержать православных от кровопролития, это не удалось. Ленин, только и ожидавший повода, очень этому обрадовался и объявил о развязывании красного террора против Церкви: «Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий... Изъятие ценностей должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше...» Вернемся к несчастной Ипатии… Можно представить, как скорбел по поводу случившегося святитель Кирилл: на Церковь Христову брошено пятно… Сократ Схоластик сообщает, что убийство Ипатии угасило вражду между Орестом и святителем Кириллом (это, кстати, самое сильное доказательство того, что Кирилл не был причастен к гибели Ипатии). Каким образом? Нам это не поясняется. Может, были проведены расследования и виновные были наказаны? Может быть, что-то другое, но несомненно, что святитель Кирилл сделал все, чтобы подобное не повторилось. Почему была убита Ипатия? Народ думал, что она виновата в подстрекательстве префекта Ореста против святителя Кирилла и Александрийской Церкви. Впрочем, современные историки дают и еще одну подсказку для понимания происшедшего. Примечания © Copyright: Мария Березина, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|