***

Мария Березина: литературный дневник

Разговор Достоевского с Сувориным о недоносительстве на террористов
Стоит напомнить.


Запись Суворина от 28.09.1899 (Дневник Алексея Сергеевича Суворина. М., 2000. С. 351-352).


"В день покушения на Лорис-Меликова, часа в 2–3, я сидел у Достоевского. Припадок падучей только что прошёл у него. В маленькой гостиной с белой столовой мебелью и бедной, он сидел на диване и набивал себе папиросы. Лицо его было странное. Он сам сказал мне, что у него бы припадок. Мы разговорились о разных разностях политических. Тогда только и разговоров было, что о покушении и т.д. Зимний дворец только что был взорван. Достоевский говорил о том, что мы все ужасно неискренни и лицемерны, что в сущности мы сочувствуем всем этим покушениям и только притворяемся.
– Ну, например, представьте себе, вы или я, мы стоим у магазина Дациаро и слышим, что нигилист говорит другому, что через десять минут Зимний дворец будет взорван. Пошли ли бы их предупредить? Едва ли. Я сомневаюсь. А уж схватить этих нигилистов или указать на них полиции, да это и в голову не пришло бы. А ведь мы с вами вот как негодуем против этих преступлений и говорим против них. Что же другие? Другим и подавно до этого дела нет".


Запись Суворина о том же от 1903 года (там же. С 453-454).


"Разговор скоро перешел на политические преступления вообще и на взрыв в Зимнем дворце в особенности. Обсуждая это событие, Достоевский остановился на странном отношении общества к преступлениям этим. Общество как будто сочувствовало им или, ближе к истине, не знало хорошенько, как к ним относиться.
– Представьте себе, – говорил он, – что мы с вами стоим у окон магазина Дациаро и смотрим картины. Около нас стоит человек, который притворяется, что смотрит. Он чего-то ждёт и всё оглядывается. Вдруг поспешно подходит к нему другой человек и говорит: «Сейчас Зимний дворец будет взорван. Я завёл машину». Мы это слышим. Представьте себе, что мы это слышим, что люди эти так возбуждены, что не соразмеряют обстоятельства и своего голоса. Как бы мы с вами поступили? Пошли бы мы в Зимний дворец предупредить о взрыве или обратились ли к полиции, к городовому, чтоб он арестовал этих людей? Вы пошли бы?
– Нет, не пошел бы.
– И я бы не пошел. Почему? Ведь это ужас. Это преступление . Мы, может быть, могли бы предупредить. Я вот об этом думал до вашего прихода, набивая папиросы. Я перебрал все причины, которые заставляли бы меня это сделать. Причины основательные, солидные, и затем обдумывал причины, которые мне не позволили бы это сделать. Эти причины прямо ничтожные. Просто боязнь прослыть доносчиком.




локсий ганглери


Наскоро рекрутировав пареньков, еще не нюхавших пороха, власть бросила их на регулярные войска. Отлично организованные, обученные и вооруженные войска Российской армии.


Власти расставили бандформирования ВСУ по крупным городам пока еще украинской территории. Это для того, чтобы использовать мирных жителей в качестве живого щита. И чтобы разрушений было побольше! это неудивительно: ничего в этих прекрасных городах не построено ими! - оккупанты строили, оккупантам и рушить...


Направо и налево, власти раздают стволы. Причем, боеприпасов не хватит ни на оборону, ни на нападение. Только на мародерство! Точнее, на то, что больше всего на свете любят американцы: "контролируемый хаос".
Кстати. Никто не "контролирует", этот хаос - но его отлично снабжают. Грабежи и насилие, наркота и бухло... таких распродаж не увидишь на самую-черную-пятницу!


Под конец, про американцев.
Ну, тут они отличились!
Даже Кабул не был свидетелем такой трусости, такой безответственности!
А мы не видали такого кидалова даже в Девяностые.
"Светлый город на холме".
Или так: Город уродов на дымящемся Везувии.


И ВСЁ ЖЕ...


Просто поразительно, сколько народу - вроде, не дибилов и не фашистов - по-прежнему захвачено УКРАИНОБЕСИЕМ!
Я очень люблю Украину, я провел там детство. Однако необходимо четко различать абстрактную территорию и Антироссийский проект "Украина", обозначенный в истории такими именами как Троцкий, Петлюра, Бандера, Черномырдин...
Сейчас особенно чествуют Бандеру - "серийного патриота" и маньяка-садиста, проигравшего войну. Причем, не свою, а чужую войну!


По какому, собственно, праву достался такой почет проигравшим преступникам?
И стоило ли ради них настроить против всех соседей молодого государства?
Что это за такие морально-политические ориентиры у бывшей УССР и у "гуманистов" из ЕС?
КОМУ и ЗАЧЕМ изволите рукоплескать?


…всё это вызывает ужас.
Не меньше, чем сама война.



Другие статьи в литературном дневнике: