Как это случится

Мария Березина: литературный дневник

Вот, копирую. хотя В СЛУЧАЕ ЧЕГО - не пригодится.
http://yandex.ru/yandsearch?text=..++++&from=fx3&clid=46510&lr=2


Светлана Магницкая Путь к сердцу




ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГОРОД



Вступление. 1914 год и 2011 год


Год 1914. В Петрограде писатель Александр Грин (1880 –1932) написал фантастический рассказ "Земля и вода".
По сути это драма о неразделенной любви. Однако, композиционный центр рассказа – страшное, разрушительное для Петербурга землетрясение, именуемое Грином "Невская трещина", произошедшее в сочетании с наводнением!
Рассказ на грани фантастики, мистики, пророчества... Мы вернемся к нему чуть позже.


Год 2011. В конце февраля – начале марта в прессе появились сообщения о подземных толчках, едва ли не землетрясении в Санкт-Петербурге.
Обычно считается, что землетрясение это удел гор и весьма маловероятно для Петербурга, построенного "на болоте". Говоря научным языком, город находится в умеренной зоне сейсмической активности.
Однако, жители Петербурга боятся землетрясения. В городе несколько дней ощущаются загадочные подземные толчки в вечернее время; тревожные сигналы поступают из северных районов: в квартирах периодически дрожат стекла, вибрирует мебель, на улицах включаются автомобильные сигнализации.



Петербург на островах


16 (27) мая 1703 русским царем Петром I на отвоеванных у шведов землях была заложена крепость... Название новому городу – Санкт-Петербург – было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра.
Петр I хотел связать Россию с Европой, и город был частью этого плана.
С 1712 года город провозглашается столицей Российской империи.
Здания XVIII века построены вдоль многочисленных каналов, вырытых, чтобы осушить землю, и разбивших город на более чем 100 островов. Однако, острова, открытые морю и ветру, размывались, иные исчезали при прокладке каналов или сливались воедино при засыпке водотоков... К середине XX века на гидрографической карте Петербурга осталось всего 42 острова.



По материалам научных исследований

Вся территория исторической части Петербурга находится на слабых глинистых грунтах – донных осадках древнего Балтийского моря под слоем поверхностных песков. Такие грунты обладают коварными свойствами: даже при незначительном на них воздействии быстро утрачивают твердую консистенцию и переходят в “сметанообразное” состояние. Строители Петербурга хорошо понимали, сколь опасно строить массивные сооружения на таких ненадежных почвах, поэтому в Северной Венеции и формировалась принципиально горизонтальная линия застройки. В новейшее время при строительстве метро тоннели питерской подземки пришлось уводить на самую большую в мире глубину, а в ряде районов города метро прокладывать вообще запретили.


Мы знаем, что наводнение в Петербурге – событие частое. Но может ли случиться землетрясение?
Возможность землетрясения, а также землетрясения, соединенного с наводнением, природно существует.


Петербург уникален в геологическом отношении. Он находится на стыке двух геологических структур – Балтийского щита и Русской платформы, через него проходят четыре тектонических разлома.


В настоящее время для защиты города от наводнений возведена дамба. Плотина длиной ок. 17 км. соединила Петербург и Кронштадт, город-порт на острове.
Петербургский ученый-сейсмолог Виктор Боков, занимающийся краткосрочным прогнозированием землетрясений, в интервью "Российской газете" сказал:
"Любое водохранилище рассчитано на определенный уровень воды. Дамба выдержит уровень 5 метров 20 см. Если же он будет превышен, земная кора в районе Кронштадта может лопнуть. В этом случае произойдет землетрясение. Ситуация усугубляется еще и тем, что Кронштадт расположен в зоне тектонических разломов".


Землетрясение может предшествовать наводнению. Колебания земли раскачивают и воду. После землетрясения на берег может обрушиться высокая волна или целая серия таких волн.


Еще одна версия необычного природного явления подземных толчков в Петербурге – основана на аномально снежной зиме и жарком лете. Метровые сугробы давят на земную кору, пришедший антициклон усиливает это давление. А под землей из-за очень жаркого лета образовались пустоты, вся влага в условиях тридцати градусной жары испарилась. В результате происходит так называемое «схлапывание подземных пустот». По словам геофизика Виктора Бокова, земная кора движется и возникают вибрации,


...Есть мнение, что в Санкт-Петербурге может произойти землетрясение, которое принесёт городу большие разрушения. C 2000 года эти идеи получили научное объяснение в исследованиях института физики Земли. В современных условиях даже небольшое землетрясение может создать проблемы, так как на неустойчивых грунтах сильнее ощущаются подземные толчки: жители высотных домов жаловались на то, что при землетрясении в один балл в их домах звенят стёкла, качаются люстры и звенит посуда.
Санкт-Петербург находится в зоне с сейсмическими воздействиями 6 баллов по шкале MSK-64, что является более опасной зоной по сравнению с территорией Москвы.


Петербург за всю историю существования «потряхивало» нечасто, и каждый раз это были отклики масштабных землетрясений в других регионах Земли. Например, во времена Советского Союза 4 марта 1977 года произошло землетрясение, эпицентр которого находился в Карпатах, где толчки достигали интенсивности 7,2 балла. На территории Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда) зарегистрированы колебания 3 балла. Раскачивались люстры и дребезжала посуда на полках, но в связи с советской политикой в отношении свободы слова сведения о землетрясении не разглашались.


Некоторые ученые давно предупреждают о том, что городу на Неве угрожает землетрясение страшной силы, поскольку он расположен на разломе земной коры.



Рассказ А.С. Грина (1880 –1932) "Земля и вода"


Рассказ был написан в 1914 году. В связи с началом Первой мировой войны на волне патриотических и антинемецких настроений в августе 1914 года Санкт-Петербург по указу Императора Николая II был переименован в Петроград. Стало быть, рассказ "Земля и вода" родился "на стыке" двух имен города.


В рассказе названа "памятная дата" землетрясения – 29 июня.
День не случайный. В этот день Православная Церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
По новому стилю, принятому с 14 февраля 1918 года, то есть после написания рассказа, праздник отмечается 12 июля.
Стало быть, писателю Александру Грину было важно назвать дату, этот день, как особо близкий и дорогой Санкт-Петербургу, городу с именем Апостола Петра.


Приведу фрагменты рассказа, главный герой которого чудом остался жив, благодаря лодке...


Описание трагедии потрясает, мистически завораживает, словно фильм-катастрофа...


* * *


"Меня как бы ударили по ногам. Я упал, ссадив локоть, поднялся и растерянно посмотрел вокруг. Часть прохожих остановилась, из ворот выбежал дворник и тоже остановился, смотря мне в глаза. Я шатался. Вокруг, звеня, лопались, осыпаясь, стекла. Оглушительное сердцебиение заставило меня жадно и глубоко вздохнуть. Мягкий, решительный толчок снизу повторился, отдавшись во всем теле, и я увидел, что мостовая шевелится. Булыжники, поворачиваясь и расходясь, выскакивали из гнезд с глухим стуком. Толпа побежала. .....
С купола Исаакиевского собора кружась неслись вниз темные фигуры – град статуй, поражая землю гулом ударов. Купол осел, разваливаясь; колонны падали одна за другой, рухнули фронтоны, обломки их мчались мимо меня, разбивая стекла подвальных этажей. Вихрь пыли обжег лицо.


Грохот, напоминающий пушечную канонаду, раздавался по всем направлениям; это падали, равняясь с землей, дома. К потрясающему рассудок гулу присоединился другой, растущий с силой лавины, – вопль погибающего Петербурга. Фасад серого дома на Адмиралтейском проспекте выгнулся, разорвал скрепы и лег пыльным обвалом, раскрыв клетки квартир, – богатая обстановка их показалась в глубине каждого помещения. Я выбежал на полутемную от пыли Морскую, разрушенную почти сплошь на всем ее протяжении: груды камней, заваливая мостовую, подымались со всех сторон. .....
Я бежал среди обезумевших, мертвых и раненых. Невский проспект трудно было узнать. Адмиралтейский шпиц (имеется ввиду шпиль Адмиралтейства) исчез. На месте Полицейского моста (прежнее название Зелёного моста) блестела Мойка, вода захлестывала набережную, разливаясь далеко по мостовой. Движение здесь достигло неслыханных размеров. Десятки трамвайных вагонов, сойдя с рельс, загораживали проход, пожарные команды топтались на месте, гремя лестницами и крючьями, дрожали стиснутые потоком людей автомобили, лошади становились на дыбы, а люди, спасаясь или разыскивая друг друга, перелезали вагоны, ныряли под лошадей или, сжав кулаки, прокладывали дорогу ударами. Некоторые дома еще держались, но угрожали падением. Дом на углу улицы Гоголя обвалился до нижнего этажа, балки и потолки навесами торчали со всех сторон, под ногами хрустели стекла, фарфор, картины, ящики с красками, электрические лампы, посуда. .....
Я не понимаю, как уцелело бесконечное множество людей, запрудивших улицы. Их было почти столько же, сколько трупов, пробираться между которыми было не так легко. Избегая ступать по мертвым и ползающим с раздробленными ногами, я проваливался в нагромождениях стропил, досок и кирпичей, рискуя сломать шею. Громадные исковерканные вывески гнулись подо мной с характерным железным стоном. С поникших, а местами упавших трамвайных столбов паутиной висела проволока, останавливая бегущих; как я узнал после, электрический ток в момент начала гибели Петербурга был выключен. .....


Я видел и запоминал лишь то, что, по необъяснимому капризу внимания, бросалось в глаза; все остальное напоминало игру теней листвы, бесследно пропадая для памяти, лишь только я обращал взгляд на другие явления. Мало кто смотрел вниз, лица почти всех были обращены к небу, как будто дальнейшее зависело от голубого пространства, жуткого в своей ясной недостижимости. .....


О, боже, о боже мой!" – ревело вокруг меня, соединившего свой крик с общим неистовством гибели. По колени в воде я остановился на краю набережной, скинул пиджак и поплыл на другую сторону. Волнение с зловещим глухим плеском бросало меня вперед, назад и опять вперед, пока я среди других плывущих не уцепился за остатки моста. Я вылез на мостовую и побежал, стремясь к Михайловскому скверу, где в случае нового сотрясения почвы площадь могла послужить некоторой защитой от падающих вокруг зданий. .....


...я болезненно хотел знать, как выглядит дом на Невском проспекте между Знаменской и Надеждинской: в этом доме я жил. ...


У Малой Конюшенной я увидел священника, немолодого, с утомленно-полузакрытыми глазами полного человека без шляпы; он стоял на упавшем ребром обломке стены и, прижимая к груди ярко блестевший крест, говорил громким повелительным голосом: «Пришло время. Время… Если вы понимаете…» Он повторял эти слова как бы в раздумьи. .....


Я находился теперь около Казанского сквера. Земля время от времени легонько подталкивала снизу опрокинутый город, как бы держа его на весу в минутном раздумьи. Таинственный трепет земли, напоминающий внезапный порыв ветра в лесу, когда шумит, струясь и затихая, листва, возобновлялся с ничтожными перерывами. В красной пыли развалин, скрывающей горизонт, медленно ползли тучи дыма вспыхивающих пожаров. Казанский собор рассыпался, завалил канал; та же участь постигла прилегающие кварталы. Скопление народа остановило меня.


В этот момент мне довелось увидеть и пережить то, что теперь в истории этого землетрясения известно под именем «Невской трещины». Я стал падать, не чувствуя под ногами земли, и, перевернувшись на месте, сунулся лицом в камни, но тотчас же вскочил и увидел, что падение было общим, – никто не устоял на ногах. Вслед за этим звук, напоминающий мрачный глубокий вздох, пронесся от Невы до Николаевского вокзала, буквально расколов город с левой стороны Невского. Застыв на месте, я видел ползущий в недра земли обвал; люди, уцелевшие стены домов, экипажи, трупы и лошади, сваливаясь, исчезали в зияющей пустоте мрака с быстротой движения водопада. Разорванная земля тряслась.


– Это сон! – закричал я; слезы текли по моим щекам. Я вспомнил, что после Мексиканского землетрясения меня душил ночью кошмар – свирепые образы всеобщего разрушения; тогда снилось мне в черном небе огненное лицо бога, окруженное молниями, и это было самое страшное. Я смотрел вверх с глухой надеждой, но небо, отливавшее теперь тусклым свинцовым блеском, было небом действительности и отчаяния.


Оглянувшись назад, я, к величайшему удивлению своему, заметил одноцветную темную толпу с темными лицами, тесным рядом взбегающую на отдаленные груды камней, подобно солдатам, кинувшимся в атаку; за странной, так легко и быстро движущейся этой толпой не было ничего видно, кроме темной же, обнимающей горизонт, массы; это мчалась вода. Различив наконец белый узор гребней, я отказываюсь дать отчет в том, как и в течение какого времени я очутился на вершине полуразрушенного фасада дома по набережной Екатерининского канала (это канал Грибоедова), – этого я не помню.


Я лежал плашмя, уцепившись за карниз, на острых выбоинах. Снизу, угрожая размыть фундамент, вскакивая и падая, с шумом, наводящим смертельное оцепенение, затопляя все видимое, рылись волны. Вода, разбегаясь крутящимися воронками, ринулась по всем направлениям; мутная, черная в тени, поверхность ее мчала головы утопающих, бревна, экипажи, дрова, барки и лодки. Ровный гул убегающих глубоких потоков заглушил все; в неистовом торжестве его вспыхивали горем смерти пронзительные крики людей, захваченных наводнением. Вокруг, на уровне моих глаз, вблизи и вдали, виднелись по редким островкам стен ускользнувшие от воды жители. Высоко над головой парили гатчинские аэропланы. Уровень губительного разлива поднимался незаметно, но быстро; между тем казалось, что стена, на которой лежу я, оседает в кипящую глубину. Я более не надеялся, ожидая смерти, и потерял сознание".



Другие статьи в литературном дневнике: