Образное мышление* Гипотетическое занятие поэтического кружка. ОМ – это мышление в виде образов, путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. Способность образно мыслить появляется у человека в раннем детстве и сохраняется в течение всей его жизни. Жан Вильям Фриц Пиаже, швейцарский психолог и философ, отмечал: «Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами». Изначально образы связаны с чувственным познанием, то есть являются продуктами деятельности органов чувств. Образы – это те кирпичики, из которых строится внутренний мир человека, его психическая реальность. ОМ не очень нуждается в словесном выражении. Сложные категории, философские, научные определения становятся понятнее и ближе, если выражаются с помощью образов. ОМ – это умение мыслить путём озарения. Решение проблемы приходит мгновенно, выстреливает из подсознания. Возникает внутреннее состояние радости. Человек, мыслящий образами, начинает по-другому решать поставленные перед ним задачи. Мир образов значительно превышает словарный запас любого языка. В жизни каждого бывают ситуации, когда не хватает слов, чтобы описать свои чувства или впечатления. Мы сетуем на бедность языка. Только волшебной силе искусства под силу справиться с этой задачей, именно потому, что искусство передает информацию на языке образов. Сегодня на занятии нашего поэтического кружка мы поговорим об образах в поэзии. Конечно, научить поэзии нельзя, поэтами рождаются, а не становятся. Можно научить писать складно, если у человека есть чувство ритма. В стихах всё стоит на первом месте: рифма, ритм, мысль, эмоция, чувство, оригинальный образ. Их сплав вкупе с нечто эфемерным, неким «ключиком» к сердцу читателей, и рождает поэзию. На примере коротких отрывков из своих совершенно разных стихов я продемонстрирую работу образов. О весне Из набухших соком почек Опрокинула шкатулку, Простые рифмы. Детский образ. Об осени Патина сходит с листа Кто-то от злобы желтел. Образы не так прямолинейны, рифмы богаче. О зиме Спать… ах, как хочется спать... Старый автобус рычит сном… или Снег набегами шустрит – В первом стихе образ зимней темени работает на передачу эмоций и чувств героини, а во втором – на приниженной лексике – образ снега, белой орды, передаёт последствия снегопада. О лете Мятлик, мятлик, всюду мятлик в синьке туч не прополощет, Злаки, злаки, всюду злаки И вновь через образы мятлика проступают мысли о жизни. О любви Словно день махал кадилом — О жизни Нарезаю кальку по лекалу Накопаю кучу диссертаций И остепенюсь донельзя быстро, Здесь простые образы сплетаются в игре с рифмой и работают на ироничный налёт стиха. Об обществе …И делятся деньги Друг друга от церкви А ангел и бес за Время колокольчиков прошло. Время колокольчиков Башлачёва и время перемен Цоя отражают моё поколение. А теперь мы попытаемся поработать каждый со своими образами. Посмотреть в окно. Выбрать небольшой понравившийся участок панорамы. Закрыть глаза и попытаться мысленно нарисовать картину, повторив детали. Задание 2. Воображаемые, сотворённые зрительные образы. Попытаться вписать в нарисованную в первом задании картину, нечто, там не присутствующее, гармонично, а затем нечто дисгармоничное, вырывающее ярким пятном. Задание 3. Тактильные образы. Описать любой предмет, потрогав его, закрыв глаза. Задание 4. Вкусовые образы. Описать ощущения от завтрака. Сначала – разбив на детали, а затем соединив в общее послевкусие. Задание 5. Слуховые образы. Описать шёпот, шум воды, ветра, леса, города, гул людской толпы, ураган и шторм моря. Задание 6. Образы запахов. Описать тонкий аромат духов, вонь и удушающий смрад от чего-нибудь. Задание 7. Образы чувств и эмоций. Попытаться описать коротко, но ёмко, любовь, ненависть, страх, боль, горе, радость, счастье. Задание 8. Сплетение образов. Попытайтесь гармонично сплести образы в одном стихотворении, описав своё состояние, чувство, используя по одному образу из каждого задания. Заканчивая наше занятие, хочется отметить, что каждый человек – самобытен и интересен. Мысля образно, представляя картину объёмно и целостно, мы экономим время на решение какой-то проблемы, выигрываем многое. ОМ играет огромную роль в жизни человека, но более всего – в мире искусства, в мире поэзии, потому что Поэзия – это язык образов, попадающих прямо в сердце, путь познания себя и окружающего мира. © Copyright: Николай Сыромятников, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|