Октавио Пас

Николай Сыромятников: литературный дневник

*
ОКТАВИО ПАС.
Цитаты
*
*
*


1. Они думают, что мир можно исправить, а мы знаем - что только искупить.


ИСКУПИТЬ
1. что чем. Заслужить прощение чего-н. чем-н. И грех раскаянием. И вину признанием.
2. что. Возместить, сделать незаметным (к-н. недостаток). И прилежанием недостаток способностей.


2. Каждому из нас рано или поздно открывается его существование — отдельный, неповторимый и бесценный мир.


3. Время — хранилище смысла. ??????????


4. Никто не выбирает себе родителей, детей, братьев и сестёр, зато все мы выбираем любимых.


5. Ни минуты не стоя на месте, поэзия никуда не спешит.


6. Становитесь безумцем — это лучший способ выжить. «Два великих лунатика, или Полное несходство взглядов »


7. Любовь — это признание того, что каждый из нас неповторим.


8. Многообразие форм, в к-рых любовь проявляется, достойно целой энциклопедии.


9. Одиночество нас раздваивает: обретая самосознание, мы в то же время стараемся от себя уйти. О — наш исконный удел — представляется нам каким-то очищением, пройдя через к-рое мы сможем избавиться от тоски и неуверенности. Восстановленная целостность бытия и полнота жизни, покой и счастье, согласие с миром — вот что ждет нас там, где кончается лабиринт О.


10. Смех сотрясает Вселенную, выворачивает и открывает ее душу.


11. Одиночество — это самая важная составляющая чел. жизни. Ч-к понимает, кто он, только когда он одинок.


12. Всякая любовь, даже самая счастливая, трагична.


13. Любовь — это чувство, к-рое все превозносят, но мало кто, очень мало кто на самом деле испытывает.


14. Поэзия — разбуженное время.


15. ПОЭЗИЯ — это обязательно что-то никогда ранее не слышанное, никогда ранее не произнесенное, это язык и его отрицание, то, что идет «за пределы».


16. Все люди в какой-то миг своей жизни чувствуют себя одинокими, скажу больше — в сущности, ч-к всегда одинок. <...> Одиночество — глубинный смысл чел. бытия. Только ч-к бывает одиноким, и только он не может обойтись без другого. <...> Ч-к — это всегда тоска и поиск сопричастности. Из книги «Диалектика одиночества»


17. Муки любви — это муки одиночества. Сопричастность и О исключают друг друга и дополняют друг друга. Из книги «Диалектика одиночества»


18. Слова Свана: «Подумать только - потерять лучшие годы с женщиной не моего типа» - по праву могли бы сказать в свой смертный час большинство совр. мужчин. И женщин.


19. Общество считает, что любовь призвана воплощаться в устойчивом союзе, цель к-рого — произведение потомства, но это в корне противоречит самой природе любви. Л отождествляют с супружеством. Всякое отклонение от этой нормы строго карается, причем мера наказания зависит от того, когда и где это происходит. <...> Поддержку брачного союза можно было бы оправдать, если бы общество действит-но предоставляло возможность выбора. А коль скоро оно этого не делает, то и получается, что брак вовсе не высшая форма Л, а просто правовое, обществ. и экономич. установление, цели к-рого не имеют ничего общего с целями Л. Устойчивость семейных отношений — вот гл. в браке, к-рый, по сути, есть не что иное, как отражение самого общества, и цель его — воспроизводство все того же общества. Отсюда глубоко консервативный характер брака. Нападки на него — это фактически подрыв устоев общества. А потому и Л, сама того не желая, враждует с обществом, ведь всякий раз, когда удается Л, терпит крушение брак...


20. Но мало того, что наличие проституции втаптывает любовь в грязь, в нек-рых кругах нерушимость брачных уз — пустой звук. Странствие по чужим постелям уже и развратом-то не считается.


21. Мораль писателя не в темах и не в мыслях, а в поведении один на один с языком.


22. Стихи нельзя объяснить — только понять. «Освящение мига»


23. Языки суть более масштабная реальность, нежели полит. и истор. целостности, к-рые мы именуем нациями. «Освящение мига»


24. Любовь - это выбор. Свободный выбор - уж не самой ли судьбы? - внезапное прозрение самых сокровенных уголков нашего сущ-ва. Пас «Освящение мига»


25. Чел. природа — если только вообще можно говорить о природе применит-но к ч-ку, такому сущему, к-рое изобрело само себя, сказав «нет» природе, — это всегда стремление реализоваться в другом. Ч-к — это всегда тоска и поиск сопричастности. Поэтому всякий раз, ощущая себя ч-ком, мы ощущаем отсутствие другого, чувствуем себя одинокими. «Освящение мига»


26. Стихи рождаются из отчаяния перед бессилием слова, чтобы в конце концов склониться перед всесильем безмолвия. «Освящение мига»


27. Ребенку предстоит заселить мир поступками. Благодаря игре и воображ-ю косный мир взрослых - стул, книга, все что угодно — начинает жить собств. жизнью. Волшебством слова и жеста, знака и действия творится живая ребячья вселенная, в к-рой вещи понимают слова и могут разговаривать. Язык, очищенный от абстракций, перестает быть совокупностью знаков, превращаясь в волшебную палочку. Разрыв между вещью и ее наименованием исчезает. Произнести слово — значит пробудить к жизни то, что оно называет. Представить себе что-то — значит воссоздать это что-то, — так для дикаря нет изображения вещи, но есть ее двойник. Речь снова творит реальность и становится поэзией. Ребенок творит мир по своему образу, с помощью волшебства избавляясь от одиночества. Он и его окружение снова единое целое. Сложности вновь явл. на белый свет, когда ребенок перестает верить в магич. силу слова и жеста. Сознат-ная жизнь начинается с утраты веры в их могущество. «Освящение мига»


28. Все люди в какой-то миг своей жизни чувствуют себя одинокими, скажу больше — в сущности, ч-к всегда одинок. Ведь жить — это непрестанно прощаться с тем, чем мы были, становясь тем, чем мы будем, вечно чуждым нам будущим. Одиночество — глубинный смысл чел. бытия. Только ч-к бывает одиноким, и только он не может обойтись без другого. «Освящение мига»


29. Ни минуты не стоя на месте, поэзия никуда не спешит. В разговоре каждая фраза предвосхищает следующую: у этой цепи есть начало и конец. В стихах первая фраза содержит последнюю, как последняя — первую. Поэзия — единственный способ противостоять линейному времени, т.н. прогрессу. «Освящение мига»





Другие статьи в литературном дневнике: