Свт. Игнатий Брянчанинов.

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Аскетические опыты. Том I


О ЕВАНГЕЛЬСКИХ БЛАЖЕНСТВАХ


Заимствовано из Отеческих писаний, преимущественно же из книги священномученика Петра Дамаскина. Добротолюбие, ч. 3.


От исполнения евангельских заповедей являются в душе ощущения, чуждые естеству падшему и незнакомые ему. Рожденное от Духа дух есть, а как заповеди Христовы суть Дух, то и ощущения, производимый ими, суть ощущения духовные.


Какое первое ощущение является в душе от исполнения евангельских заповедей? — Нищета духа.


Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних, евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию.


Христианин, при свете Евангелия, видит в себе падение человечества.


От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии нищетою духа.


Нищета духа — блаженство, первое в евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая ступень в лествице блаженств.


Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному, составляют по необходимости и блаженство, как проявление в душе небесного царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства.


О нищете духа сказал святой Давид: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.


Нищета духа — соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солью, — Бог отвергает их. Зрение падения своего уже есть блаженство для падшего человека. Видящий падение свое способен признать необходимость спасения. Спасителя, — способен уверовать в Евангелие живою верою.


Такое состояние — дар благодати, действие благодати, ее плод, а потому и блаженство.


Нищему свойственно печалиться о нищете своей.


Нищета духа рождает следующее за ним блаженство: ПЛАЧ.


Плач — благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна.


Такая душа омывает свои пятна святою водою — слезами; стирает пятна святою печалью.


Несказанное утешение, несказанная легкость проливаются в сердце после пролития спасительных слез о грехах, о падении, —слез, являющихся по причине ощущения нищеты духовной.


Если здесь, на земле, благочестивый плач доставляет такое несравнимое духовное утешение, — какое же он приготовить блаженство в будущем веке?


Христос произнес приговор о благочестиво плачущих: блаженни плачущии.


Ты сделал грехи? — Пролей слезы.


Кто занят глубоким рассматриванием самого себя, кто видит себя оскверненным бесчисленными грехами, кто признает себя достойным вечной муки, и уже оплакивает, как присужденного к ней: тот мало видит или вовсе не видит недостатков в ближнем, удобно извиняет те недостатки, которые видит, — охотно, от сердца прощает все обиды и оскорбления.


Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство: оно называется: КРОТОСТЬ.


Блаженни кротции, возвестил Спаситель, яко тии наследят землю.


Какая это земля?... После падения Бог назвал землею Адама, а в Адаме назвал землею и меня: земля еси и в землю отыдеши.


Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев; я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть, вводит меня во владение моим наследием, моею землею, мною, моею плотью, моею кровью, моими порывами. Кротции наследят землю, и насладятся о множестве мира.


Возобладав снова землею, начинаю желать неба: вхожу в новое состояние, устрояемое во мне благодатью, в новое блаженство: начинаю алкать и жаждать правды Божией, — не пустой, человеческой.


Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии, и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием, не какою другою добродетелью.


Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека Богоподобным. Это состояние — опять блаженство.


Сердце, объятое милостью, не может иметь никакого помышления о зле; все помыслы его — благость.


То сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое, способное к Богозрению. Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят.


Что значить чистое сердце? спросили одного великого наставника иночествующих. Он отвечал: “сердце, по подобию Божества движимое безмерным чувством милости ко всем созданиям”.


В чистое сердце нисходит мир Божий, соединяет дотоле разделенные ум, душу и тело, воссозидает человека, соделывает его потомком Нового Адама.


Мир Божий — удел святых Божиих: посредством святого мира, христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собою; он соделывается сыном Божиим по благодати.


Мир Божий сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа; он — действие, плод Святого Духа.


Стяжавший в себя мир Божий, способен к прочим окончательным блаженствам: к благодушному претерпению, к претерпению с радостью поношений, клевет, изгнаний и прочих напастей.


Стяжавший мир Божий не страшится внешних волн: на весах сердца его утешение благодатное уничтожило всю ценность земного великого и сладостного, всю тягость земного скорбного и горького.


Осмотри величественную духовною лествицу блаженств евангельских, осмотри каждую ступень. Хорошо быть на высоте этой лествицы; но поистине блажен и тот, кто находится хотя на первой ее ступени.


На этой лествице скачки невозможны: непременно должно восходить со ступени на ступень.


Ведет по ним Божественная благодать: возводит человека на следующую ступень не тогда, когда он удостояет себя этого, но когда она признает его достойным.


Достойны возвышения — смиренные.


НЕ СОЧИНИ СЕБЕ САМ БЛАЖЕНСТВА: гордое и глупое самомнение может сочинить для человека такое блаженство, и оно в течении всей жизни будет обманывать тебя, льстить тебе, — лишит истинного блага на земле и на небе.


Ищи нищеты духовной. Искание этого блаженства позволительно и похвально. Оно — основание, податель всех прочих блаженств. Когда поколеблется основание: тогда и тот, кто стоял на высшей степени духовного преуспеяния, обрушивается вниз, и часто разбивается до смерти.


ОБРЕТАЕТСЯ НИЩЕТА ДУХА изучением Евангелия, исполнением его велений, сличением своих действий и качеств с велениями Евангелия, принуждением своего сердца к великодушному перенесению обид, самоукорением, молитвою о получении сердца сокрушенного и смиренного.


Прошения гордые Бог отвергает, ненужные не исполняет, но когда Его создание просить у Него дара существенно полезного и необходимого, — Он ниспосылает его из неоскудевающих Своих сокровищ.


Существенно полезный, необходимый для человека духовный дар от Бога — нищета духа. Аминь.




Другие статьи в литературном дневнике: