Кто придумал знаки препинания?

Анна Дудка: литературный дневник

Как писали в античности?
В древних текстах знаков препинания не было, а правила их использования сформировались не так давно. Драматурги и философы по-разному выделяли слова в тексте, однако использовали такое выделение произвольно, без всякой системы.


Драматург Еврипид в V веке до н. э. знаком «<» отмечал в тексте перемену говорящего лица, то есть заменял тире или кавычки. А философ Аристотель в IV веке до н. э. использовал знак, который выглядел как горизонтальная линия внизу строки «_», вероятно, для выделения параграфов.


Когда появились правила?
Отцом пунктуации традиционно считают человека, который создал правила употребления знаков препинания, грамматика, лексикографа, заведующего Александрийской библиотекой Аристофана Византийского (около 257–180 годов до н. э.).


Пунктуация, которую разработал Аристофан, прежде всего была призвана помочь ораторам, чье искусство публично произносить речи имело большое значение.


Система Аристофана Византийского состояла из трех точек: «.», «·» и «·». Александрийскую систему из трех точек использовали многие древнеримские грамматики, но новой оригинальной пунктуации они не создали.


Что было после распада Римской империи?
Многие изобретения греков и римлян унаследовали варвары. Однако для пунктуации наступили темные времена — про нее забыли.


Интерес к тексту и культуре письма вновь возник во времена Карла Великого в VIII–IX веках. При его правлении появилось много книг: в основном это были святые писания, молитвы, часословы, жизнеописания (жития) святых.


В это время стихийно возникали и другие системы знаков препинания, впрочем, ни одна из них не нашла широкого распространения. Писцы часто ставили знаки в тексте бессистемно.


Какой момент стал поворотным?
Отношение к знакам препинания стало меняться в конце XV — начале XVI века, после того как в Германии в городе Майнце Иоганн Гутенберг (1397–1468) изобрел способ книгопечатания с помощью подвижных наборных литер. Такой способ был гораздо проще и экономичнее печати книг с выгравированной доски.


Как обстояли дела со знаками препинания в допетровскую эпоху?
До XVI века в рукописях не встречалось разделение слов и членение текста на абзацы. Каких-либо правил расстановки точек в тексте также не было. Ориентиром для писца служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей, или синтагм.


Русская система ориентировалась на греческую и византийскую, ее наследницу. Основным знаком препинания как в древнегреческих, так и в русских рукописных памятниках была точка или сочетание точек в разных вариантах. Кроме точек в древнерусских текстах ставились линии внизу строки «_», змийцы «~» и кресты.


Ломоносов и пунктуация
В «Российской грамматике», изданной в 1755 году, Ломоносов приводит восемь знаков препинания: запятая «,», точка «.», две точки «:», точка с запятой «;», вопросительный знак «?», удивительный знак «!», единительный знак «–» (дефис), вместительный знак «( )». Ломоносов не указал тире, многоточие и кавычки — они вводились в практику письма постепенно.


Тире и кавычки впервые появились в «Грамматике» 1797 года. Её автор Антон Алексеевич Барсов был учеником Ломоносова. Кавычки назывались «знаком вносным», а тире — «молчанкой». Его использовали, когда хотели умолчать о чем-то, предоставляя читателю возможность додумать недосказанное самому.


Когда система окончательно сформировалась?
Русская пунктуация сформировалась к середине XIX века. На сегодняшний день у нас есть знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие); знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире) и знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире).


Многие лингвисты настаивают на включении в письменность новых знаков. Например, обсуждается роль абзаца: можно ли считать его знаком препинания и как, помимо простого отступа, обозначать его на письме? Споры вызывают и смайлики, о которых мы уже писали. У привычных скобок, точки с запятой и апострофа появились новые смыслы. Пора ли вносить изменения в существующие правила письма или подождать?


Источники:


Голубева А., Горбова Ю. «Единитная, удивная, разъятная…»
Курс «Русская пунктуация: болевые точки… и двоеточия»
Книга «Сто текстов о языке»


#всемдиктант



Другие статьи в литературном дневнике: