Почему чуть что, сразу Пушкин?

Анна Дудка: литературный дневник

Пушкин стал частью нашего культурного кода и, наверное, одним из самых упоминаемых людей.


«А кто это будет делать, Пушкин?», — повторяют жители нашей страны вот уже несколько поколений. Уверена, что и вы не исключение: поднимите руку, если хоть раз говорили что-то подобное.


Говорить-то говорим, но почему у нас по умолчанию сразу Пушкин?


Помню, что даже в замечательной игре «Что? Где? Когда?» есть присказка: не знаешь ответа, говори, что Пушкин. Александр Сергеевич — наше всё, мы традиционно растём на его творчестве. Пушкина знает каждый ребёнок.


А вот как Пушкин попал во всевозможные присказки, давайте рассуждать. Интересные мысли по этому поводу я нашла в работе филолога Елены Рабинович «Риторика повседневности: филологические очерки». Поделюсь её версией и добавлю несколько других.


«Кто же его посадит? Он же памятник!»
Елена пишет, что несколько десятков лет назад был проведён опрос, касающийся упоминаний Пушкина. И оказалось, что в некоторых городах упоминают совсем других людей. Например, в Одессе это был Дюк, а в Смоленске — Глинка с Блонья.


И связано это с памятниками, которые стоят в любимых местах прогулок горожан. Дюк в Одессе — это памятник герцогу (дюку) Арману-Эмманюэлю Ришелье, который многое сделал для города. А в Смоленске Глинка с Блонья — известный памятник Глинке на центральном бульваре.


Таким же значимым объектом для москвичей с конца XIX века был памятник Пушкину, открытый в 1880 году. Его появление в городе так впечатлило население, что Пушкина начали упоминать при каждом подходящем и неподходящем случае.


Неслучайно фамилию поэта часто произносил Никанор Иванович — председатель из романа «Мастер и Маргарита». Напомню, работу над романом Михаил Булгаков начал в 1928 году.


Никанор Иванович до своего сна совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал прекрасно и ежедневно по нескольку раз произносил фразы вроде: «А за квартиру Пушкин платить будет?» Или «Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?», «Нефть, стало быть, Пушкин покупать будет?».
Понятно, что Пушкин не может выполнить ни одного из перечисленных действий. Он же памятник.


Елена полагает, что распространению идиомы способствовало открытие памятника. Мне кажется, что в этом есть логика.


Ведь постепенно памятники великому поэту заполнили и другие города, обрастая скверами и местами для прогулок. И в других городах эти памятники тоже стали знаковыми. Как знать, может, поэтому мы чуть что ссылаемся на Пушкина?


Ещё версии
Но есть и другая точка зрения. Якобы «виноват» в этом сам роман «Мастер и Маргарита», имеющий столь большую популярность.


Правда, этой точке зрения противоречит факт упоминания Пушкина в более ранних литературных источниках. Например, в «Двенадцати стульях». Произведение было опубликовано в 1928 году, то есть работа над ним была начата раньше, чем вышел роман Булгакова.


Прибавить надо, — сказал мальчик по-извозчичьи.
— От мертвого осла уши. Получишь у Пушкина. До свидания, дефективный.
Есть ещё предположение, что ссылаться на Пушкина нас приучили во время масштабных мероприятий по случаю столетия со дня кончины великого поэта.


Тогда портреты Пушкина висели на каждом углу. И его фамилия наверняка была на устах у населения всей страны. Думаю, эта версия тоже имеет право на жизнь.


А как вы думаете, почему у нас чуть что, сразу Пушкин?


Олеся Дроздова, "Беречь речь"



Другие статьи в литературном дневнике: