Людьми или людями?Грамотность ДверьмИ или дверЯми, дочерьмИ или дочерЯми. Что скрывает творительный падеж ЛюдьмИ или людЯми, лошадьмИ или лошадЯми, восьмью или восемью. Что происходит с некоторыми формами творительного падежа. Забытые и устаревшие варианты: гостьми, ушьми и др. Кто это сказал «c четырьмями космонавтами на борту»? Это же уму не растяжимо, в наше-то время говорить «с четырьмями», когда давно уже с пятерьмыми. © Мы не так давно обсуждали смысловые падежи русского языка. О творительном ещё ни разу не говорили, хотя у него очень интересная история. Шесть наблюдений о творительном падеже 2. Определить все значения творительного падежа — по-настоящему трудная задача для русистов и славистов во все времена. Русская корпусная грамматика остановилась на 12 (!) значениях. 3. В женском роде творительный падеж постепенно усекается, сокращается фонетически. Вечернею ; вечерней, весною ; весной, мною — мной. В последние лет 30 это проявляется даже в коротких местоименных формах: вспомним дискуссию о выборе между нормативным ею и более новым ей (гордиться ею, но допустимо и гордиться ей). 4. В творительном падеже просыпается склоняемость тех слов, которые относятся к неизменяемым. Например, кто из нас не слышал спонтанное *подавиться кофем? 5. Грамматически неверные формы творительного падежа — неиссякаемый источник для пополнения просторечия, народно-разговорной лексики. Чего только стоит цитата в начала статьи. Как вам анекдотичные двумями, тремями и четырьмями? 6. Это может быть субъективно, но сложносоставные числительные в первую очередь теряют именно творительный падеж. Мы предпочтём сказать как-то по-другому, не;жели «Расплатиться 678 рублями» (шестьюстами семьюдесятью восемью/восьмью). Как бы это дико ни звучало, конструкции с творительным падежом нам здесь просто не нужны. Даже вместо короткого «Мы пошли с девятью мальчиками» мы охотнее скажем нечто вроде «С нами было девять мальчиков». Откуда взялось -ами/-ями Впоследствии они вытеснили древние *столы, кони, селы, поли (это все прежние формы творительного!), в результате мы получили стола;ми, коня;ми, сёлами, поля;ми. В одной из научных статей я даже встретил точное выражение процесс «а-экспансии», которое метко характеризует эту тенденцию. Формы вроде образы, бояры, вороты (вместо «образами, боярами, воротами») могли эпизодически употребляться до середины XVIII в. Дверьми или дверями, лошадьми или лошадями Дверьми; — дверя;ми. Гордиться можно и новыми дверя;ми (попроще), и дверьми; (поэтичнее). Звери — зверьми; (устаревшее) — зверя;ми (современное). Ночевать можно со зверя;ми, а если вы желаете воссоздать обстановку XIX — XX века, то и со зверьми; можно. Восемь — восемью; и восьмью; абсолютно равноправны. Аналогично: восемьюстами и восьмьюстами; восемьюдесятью и восьмьюдесятью. Фразеологизмы лечь костьми;, бить плетьми; хранят устаревшие формы творительного падежа при современных костя;ми и плетя;ми. Некоторые устаревшие варианты даже в литературе XIX века встречаются. У Крылова находим гостьми;, у Жуковского — желудьми;, у Лермонтова — ушьми; и когтьми;. Ещё несколько устаревших форм, которые лингвисты нашли в русской литературе XVIII — XIX вв: гостьми;, речьми;, вещьми;, печьми;, мы;сльми, сетьми;, ведомостьми;, очьми;. Думаю, легко догадаться, к каким словам они относятся. Удивительно, как выжило ударение мы;слями и не дало поглотить себя мысля;ми. Дети — детьми;, люди — людьми; © Copyright: Анна Дудка, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|