Людьми или людями?

Анна Дудка: литературный дневник

Грамотность


ДверьмИ или дверЯми, дочерьмИ или дочерЯми. Что скрывает творительный падеж


ЛюдьмИ или людЯми, лошадьмИ или лошадЯми, восьмью или восемью. Что происходит с некоторыми формами творительного падежа. Забытые и устаревшие варианты: гостьми, ушьми и др.


Кто это сказал «c четырьмями космонавтами на борту»? Это же уму не растяжимо, в наше-то время говорить «с четырьмями», когда давно уже с пятерьмыми. ©
Добрый день всем читателям!


Мы не так давно обсуждали смысловые падежи русского языка. О творительном ещё ни разу не говорили, хотя у него очень интересная история.
Сначала приведу несколько фактов, которые полезно знать каждому любознательному человеку, а потом перейдём к выбору между дверьми; и дверя;ми.


Шесть наблюдений о творительном падеже
1. Считается, что творительный падеж ввёл в церковнославянскую грамматику Лаврентий Зизаний. Его «Грамматіка словенска совершенного искусства осми частей слова» 1596 г. — первый систематический учебник церковнославянского языка.


2. Определить все значения творительного падежа — по-настоящему трудная задача для русистов и славистов во все времена. Русская корпусная грамматика остановилась на 12 (!) значениях.


3. В женском роде творительный падеж постепенно усекается, сокращается фонетически. Вечернею ; вечерней, весною ; весной, мною — мной. В последние лет 30 это проявляется даже в коротких местоименных формах: вспомним дискуссию о выборе между нормативным ею и более новым ей (гордиться ею, но допустимо и гордиться ей).


4. В творительном падеже просыпается склоняемость тех слов, которые относятся к неизменяемым. Например, кто из нас не слышал спонтанное *подавиться кофем?


5. Грамматически неверные формы творительного падежа — неиссякаемый источник для пополнения просторечия, народно-разговорной лексики. Чего только стоит цитата в начала статьи. Как вам анекдотичные двумями, тремями и четырьмями?


6. Это может быть субъективно, но сложносоставные числительные в первую очередь теряют именно творительный падеж. Мы предпочтём сказать как-то по-другому, не;жели «Расплатиться 678 рублями» (шестьюстами семьюдесятью восемью/восьмью). Как бы это дико ни звучало, конструкции с творительным падежом нам здесь просто не нужны. Даже вместо короткого «Мы пошли с девятью мальчиками» мы охотнее скажем нечто вроде «С нами было девять мальчиков».


Откуда взялось -ами/-ями
Это всё наследие древнерусского склонения. Окончания -ами/-ями, они же более сильные и живучие, пришли из древнего склонения на -; — A долгий, тогда как -ьми осталось от склонения на *-; — краткий. Изначально -ами/-ями относились только к склонению на -;, тогда как у других типов склонения их не было.


Впоследствии они вытеснили древние *столы, кони, селы, поли (это все прежние формы творительного!), в результате мы получили стола;ми, коня;ми, сёлами, поля;ми. В одной из научных статей я даже встретил точное выражение процесс «а-экспансии», которое метко характеризует эту тенденцию. Формы вроде образы, бояры, вороты (вместо «образами, боярами, воротами») могли эпизодически употребляться до середины XVIII в.


Дверьми или дверями, лошадьми или лошадями
Возможны оба варианта. У трёх существительных окончание -ьми до сих пор считается более употребительным, традиционным.


Дверьми; — дверя;ми. Гордиться можно и новыми дверя;ми (попроще), и дверьми; (поэтичнее).
Дочерьми; — дочеря;ми. Точно так же. В разговорной речи можно восхищаться дочеря;ми, а во время написания мемуаров — почтеннейшими дочерьми;.
Лошадьми; — лошадя;ми. Тут тоже всё понятно.


Звери — зверьми; (устаревшее) — зверя;ми (современное). Ночевать можно со зверя;ми, а если вы желаете воссоздать обстановку XIX — XX века, то и со зверьми; можно.


Восемь — восемью; и восьмью; абсолютно равноправны. Аналогично: восемьюстами и восьмьюстами; восемьюдесятью и восьмьюдесятью.


Фразеологизмы лечь костьми;, бить плетьми; хранят устаревшие формы творительного падежа при современных костя;ми и плетя;ми.


Некоторые устаревшие варианты даже в литературе XIX века встречаются. У Крылова находим гостьми;, у Жуковского — желудьми;, у Лермонтова — ушьми; и когтьми;.


Ещё несколько устаревших форм, которые лингвисты нашли в русской литературе XVIII — XIX вв: гостьми;, речьми;, вещьми;, печьми;, мы;сльми, сетьми;, ведомостьми;, очьми;. Думаю, легко догадаться, к каким словам они относятся. Удивительно, как выжило ударение мы;слями и не дало поглотить себя мысля;ми.


Дети — детьми;, люди — людьми;
Не так много существительных сохранили в творительном множественного -ьми без допустимого -ами/-ями. Это дети (детьми;), люди (людьми;). Думаю, легко теперь понять, откуда взялись прорывающиеся в просторечии словоформы *людЯми и *детЯми. Ещё есть не;люди — не;людями, а не *нелюдьми;.



Другие статьи в литературном дневнике: