Святитель Лука о главной молитве Великого поста

Анна Дудка: литературный дневник

Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон)


Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон)


Ей, Господи, Царю;, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Земной поклон)


Боже, очисти мя, грешнаго. (12 раз, с поясными поклонами)


Святитель Лука Крымский задает интересный вопрос:


почему именно эта молитва – молитва святого Ефрема Сирина – является главной молитвой главного христианского поста - Великого - и часто повторяется в святые дни его?


В ней чувствуется сердцем – говорит святитель – особая Божественная сила, которая сразу и глубоко проникает в него.


Почему же так?


«Оттого, что излилась она из сердца совершенно очищенного, совершенного, святого, из ума, просвещенного Божией благодатью, который стал причастником ума Христова. Поэтому такая власть, такое таинственное действие на сердце христианское этой удивительной молитвы» (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Толкование на молитву преп. Ефрема Сирина)


Из истории известно, что Богом открыто было святому Ефрему осознание связи между грехом, совершенным им по неведению и неожиданными отсроченными последствиями его (об этом есть статья на канале). Еще юношей святой Ефрем понял эту связь на своем личном опыте, понял смысл, суть покаяния для своей жизни, и полюбил его. Так вразумлен был умом, осознанием святой. Но это не все.


Бог открыл святому Ефрему еще такой глубокий плач сердца о грехах, применяя который святой глубоко очистил своё сердце от скверны и достиг состояние, что слова его, идущие из самого сердца, проникали в сердца других людей.


Святитель Лука делает ещё один важный комментарий:


«Есть люди, и в особенности были такие в прежние языческие времена, которые во всем полагались на себя, думали, что все достижимо силами их ума, их чувства. Есть и теперь люди, которые не понимают, что многое, и притом самое важное, самое драгоценное, самое сокровенное нашему уму и чувству недоступно». (там же)
Святой Ефрем понял, что глубины души человеческой недоступны самому человеку, как бы он не стремился в них проникнуть умозрением и рефлексией, но доступны Богу. И потому святой просит о чистоте и силе души своей именно у Бога, у которого ключи от врат его души.


Но есть еще большее, что понял святой Ефрем, сопоставляя свою жизнь с Евангелиями:


Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Евангелие от Иоанна 4:24)


Потому святой Ефрем просит Бога не просто дать какие-то из добродетелей и удалить от пороков. Он просит глубже и существенней: дать Дух добродетелей и избавить от духов зла.


Это прошение Бога об очень глубоком самоизменении к лучшему.


Святитель Лука поясняет это примером:


«Знаете, что, если в сосуд влить вещество благовонное, потом опорожнить сосуд и вымыть, надолго останется аромат; и напротив, если влить чего-либо зловонного, то зловонный дух останется надолго-надолго. Так бывает и в человеческой душе. В душе человека оставляют свой дух, свой след все пороки, которыми грешит человек, оставляет, с другой стороны, свой свет все добро, которое творит он. Если человек всегда творил злые дела, если его душа пропитана пороками, в душе останется навсегда дух этих пороков. Если человек живёт доброй жизнью, творит много добра, если душу освящает постоянно молитвой, он проникается духом молитвы, духом добродетелей, духом праведности». (там же)


Недостаточно просто перестать делать злые дела и начать делать, в противовес им, добрые. Если внутри остался худой дух, то поверхностное изменение, на уровне лишь внешнего поведения, обманчиво. Важно, чтобы глубоко внутри дух зла, что был в душе, покинул душу. И тогда, такое очищение будет глубоким и важным.


В прошении молитвы святого Ефрема есть именно такая глубина. И молитва святого хорошо работает на этом глубоком уровне.


А Великий пост, который ещё называют Духовной Весной, и хорош тем, что человек может при помощи поста глубоко внутренне обновиться в Боге и открыться лучшему в жизни.


Игорь Орлов



Другие статьи в литературном дневнике: