Записки литературного редактораКак работает мозг писателя На первый взгляд, вопрос странный. Но только на первый, потому что творчество писателя особенное. И дело не в том, что художник рисует красками, музыкант издает звуки, а писатель стучит по клавиатуре. Процесс творчества происходит в голове, и есть особенности, которые отличают работу головного мозга писателя. Я сейчас не о том, что они немного «сдвинутые». Это, скорее, следствие мозговой активности. Шутка, конечно, но близкая к правде. Давайте разберемся. Творчество или логика Правое полушарие управляет образным мышлением, хранит и обрабатывает информацию в образах. Кстати, именно здесь находятся центры творческих способностей. Правое «рулит» нашим мышлением где-то до пятилетнего возраста. Потом его активность снижается. По сути, взрослого человека надо специально учить развивать и поддерживать активность левого полушария. А что у писателя? Писатель тоже не может без образного мышления. Идея книги, сюжет, образы героев, события и мир рождаются благодаря воображению и активности правого полушария. Без этого невозможно создать живую, яркую, захватывающую историю. Однако, думаю, многие пишущие сталкивались с ситуацией, когда образы теснятся в голове, переплетаются, заполняют, кажется, всё пространство мозга. Но стоит взять ручку и блокнот или открыть чистый файл, как возникает растерянность. Что дальше-то? Куда испарились все слова? Почему такие корявые предложения получаются, ведь в голове было всё так гладко и красиво? Всё дело в том, что воплощение образов в словах, создание из них предложений и текста – это уже задача левого полушария, оно отвечает за письменную (и устную) речь. Сочетать работу обоих полушарий и быстро переключаться с одного типа мышления на другое, очень непросто. Поэтому так часто встречаются проблемы либо с придумыванием интересного, оригинального сюжета и живых героев, либо с воплощением всего этого в словах. Да, напряженная работа головного мозга и создание условий для взаимодействия полушарий требуют особого подхода к литературному творчеству. Особенно если учесть, что писатель работает над текстом 24 часа в сутки – мозг не отключается и ночью, продолжая обрабатывать информацию и создавать образы. Продолжительное время общаясь с писателями, я заметила вот ещё какую интересную деталь. Когда человек погружён в литературное творчество, в реале он становится косноязычен и не может иной раз сформулировать даже простую мысль. Что-то типа этого: «Э-э-э, дай это, ну, вон то, стоит которое. Э-э-э-э, ну штука, забыла, как называется, красная…» Как объясняют писатели: «Все слова ушли в текст». *** Зачем писателю рисовать? А, правда, зачем? Кажется, литература и изобразительное искусство – это совершенно разные виды творчества и средства выразительные у них разные, и способности тоже нужны разные. Но даже небольшое поверхностное исследование дает нам очень интересные факты. Оказывается, среди поэтов и писателей много тех, кому не чуждо изобразительное искусство. Пером и кистью Неплохо рисовали Тарас Шевченко и Василий Жуковский, у которого осталось много альбомов с великолепными графическими пейзажами. Более тысячи рисунков оставил после себя Виктор Гюго, рисовали В. Маяковский и Максимилиан Волошин, поэт-мистик Уильям Блэйк и К. Батюшков. Первое издание «Алисы в Стране чудес» вышло с иллюстрациями самого Л. Кэролла, а «Маленький принц» Сент-Экзюпери и до сих пор печатается с его рисунками. Рисовали Р. Киплинг, Гарсиа Лорка, Х. Андерсен. А Герман Гессе называл своё увлечение красками и кистью хмельным вином. И. С. Тургенев любил рисовать орнаменты на полях своих рукописей, а Ф. М. Достоевский изображал карикатуры на преподавателей инженерного училища, где учился, и персонажей своих книг. И это далеко не все писатели, дружившие с карандашами и красками. Но, согласитесь, и этих примеров достаточно, чтобы задуматься. Как влияет рисование на литературное творчество? Любая новая мысль рождается как образ, лишь потом облекаясь в слова. Это доказанный факт. И как только в процессе рождения мыслей возникает затык, сразу беритесь за карандаш и начинайте рисовать. Этот процесс, как маховик, буквально разгоняет воображение и творческое мышление. А если я не умею рисовать, спросите вы? Вот здесь я могла бы прочитать вам целую лекцию, но задам только один встречный вопрос. А можно подумать, писать вы умели от рождения, или всё же пришлось учиться? Рисовать-то значительно легче. Тем более ваша цель не победа на региональной выставке. Вы рисуете для себя, можете никому эти рисунки не показывать, но научитесь получать от этого удовольствие. Рисуйте каждый день то, что вас заинтересовало, мысли, чувства, страхи. Можно выбрать символический или абстрактный стиль. А еще лучше рисовать то, что пишете – образы героев, какие-то существа, карту мира. И чтобы вам показать, насколько рисунок может быть разным, даже совершенно абстрактным, но очень выразительным, я предложу вам два упражнения. Это упражнения с линиями. Линии очень информативны, да и, вообще, любой рисунок – это просто линии разной длины и формы. Линии-то всякий может нарисовать. Но ещё интереснее работать с линиями, если они не оформлены в какой-то образ. Просто сами по себе. Упражнение 1. Линии и эмоции Упражнение 2. Линии и образ книги Посмотрите и подумайте, отражает ли ваша работа впечатление от книги? Или, может быть, оно совсем другое. Возможно, это ваше подсознание зафиксировало то, о чём умолчало сознание? Если рисунки вам понравились, то можете взять цветные карандаши и раскрасить их, как раскраски антистресс. Только помните, что цвет тоже связан с эмоциями, и цветовая гамма подчеркнет эмоциональную атмосферу рисунка, а значит, и книги.
© Copyright: Анна Дудка, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|