О Петре Великом и русской кухне.

Кузнецова Любовь Алексеевна: литературный дневник



«Какую пользу может принести тело Отечеству, когда оно состоит из одного лишь брюха?» — высмеивал Петр I гурманов. Сам он всегда был довольно неприхотлив в еде. И к большому удивлению современников, любитель всего европейского в еде был довольно консервативен, предпочитая блюда русской кухни.
Побольше леденцов.


«Сахарные коврижки весом в два пуда, запеченный лебедь, утка, голубь и сахарный попугай. Множество марципанов и 40 блюд леденцов», — так описывали пир, который закатил царь Алексей Михайлович, прозванный в народе Тишайшим, по случаю дня рождения своего сына Петра, который впоследствии станет первым императором Российской империи. В окружении будущего монарха говорили, что он просто обожает леденцы.


«Кушанье ему было: холодные мяса с солеными лимонами и солеными огурцами, буженина и ветчина, студени с хреном и чесноком, а также щи разные, каши, жаркое из утки или поросенка со сметаной, говядина с моченым яблоком, ржаной хлеб, кислая капуста, тертая редька, пареная репа», — описывает обычный обед уже взрослого Петра и его семьи один из ближайших соратников монарха, русский механик Андрей Нартов.


Утром на голодный желудок, а потом перед каждой трапезой Петр выпивал чарку водки, во время — квас. Как писали биографы императора, «примерно так ел русский зажиточный мужик». Однако больше всего, по словам современников Петра, он любил перловую кашу на молоке, а в постные дни — на миндальном молоке. Именно поэтому перловку впоследствии стали давать российским солдатам. Помимо этого, император обожал черный хлеб, редьку и все блюда, приготовленные из нее, — от остро-соленых до приторно-сладких. Из орехов предпочитал кедровые и миндаль, из фруктов любил яблоки, груши, апельсины и виноград, запивая их водой.
Особую слабость питал к арбузам, причем с удовольствием ел их как свежими, так и солеными. Благодаря первому российскому императору в Санкт-Петербурге появились теплицы, где начали их выращивать.


К слову, маленький Петр полюбил арбузы в детстве — его отец начал культивировать их еще в 1660 году.


Царь отличался отменным аппетитом: за один присест он мог съесть шесть фунтов (1 русский фунт составлял чуть менее 500 граммов — прим. ред.) вишни и четыре фунта инжира. Обычно на обед Петру ставили борщ, телятину, жаркое из цыплят и дичи, заливное, стерлядь, спаржу, пироги, гурьевскую кашу и на десерт — мороженое. Из зарубежных деликатесов он больше всего любил сыр с душком. Многие знали: хочешь добиться царского расположения — привези ему из Голландии лимбургский сыр.


В экипаже царя всегда был большой запас провизии, прислуга царя знала: он может проголодаться когда угодно. Во Франции повар готовил ему на обед по два-три мясных блюда, при этом мяса на это шло столько, что хватило бы восьмерым. Иностранцы, готовившие Петру и его свите блюда во время Великого посольства, удивлялись, как много они ели.


Например, во время обеда в одном из английских городов они съели «1,25 пуда (1 пуд равен 16,48 килограмма — при. ред.) говядины, барана, три четверти ягненка, телятину, восемь кур и восемь кроликов, а также выпили 42 бутылки вина». Император всегда возил с собой личные столовые приборы. Ему подавали деревянную ложку с черенком из слоновой кости, нож и вилку с зелеными костяными ручками.
Крестьянская кухня


Долгое время крестьяне боялись, что Петр, рьяно рубивший бороды боярам, станет заменять блюда русской кухни иностранными. Однако этого не произошло. Русская кухня — едва ли не единственная сфера, которую Петр менять не стал. Возможно, потому что сам ее очень любил. Помимо этого, монарх понимал, что «кухонная реформа» дорого обошлась бы русским людям. Для приготовления заморских блюд им необходимы были голландские печи с чугунной жарочной плитой, сковородки и многое другое. Перестраивать ради этого дома крестьяне не были готовы.
Новость
Далеко ушли. Они принесли православие на Север


Однако он стал постепенно вводить в обиход морскую рыбу: треску и навагу. При этом у самого царя была на рыбу аллергия, однако он понимал, насколько она полезна, поэтому в Холмогорах и Архангельске развернули масштабный рыбный промысел.
Крестьяне по-прежнему выращивали пшеницу, овес, ячмень, рожь и просо, из которых пекли хлеб и варили каши. Однако постепенно на их огородах появились и другие культуры.


Еще находясь в Голландии, Петр отправлял на родину посылки с семенами и указами начать выращивать новые овощи. Так на столе стали появляться баклажаны, сельдерей, петрушка, тмин, фенхель, свекла, шалфей, мята, шпинат, фасоль и многие другие культуры. Постепенно до России добрался и подсолнечник — в Европе к тому моменту он рос уже несколько веков. Однако самым главным нововведением стал картофель.
Выращивать его в огромных масштабах начали уже после Петра, но при нем первые образцы попали в Россию, практически полностью вытеснив брюкву и репу.


При Петре Первом в русской кухне стали особенно широко использовать разнообразные пряности: корицу, гвоздику, имбирь, кардамон, мускатный орех, шафран, добавляли также лук, чеснок, уксус и горчицу. Мясо на столе крестьян появлялось нечасто. Однако с широким распространением пряностей появились новые способы засолки мяса и рыбы — ветчина, балык, солонина, сало и буженина.


При Петре появилось большое разнообразие способов приготовления кваса. Его делали из ячменя, пшеничного или ржаного хлеба, с ягодами, медом, травами, березовым соком. В холодное время вместо чая пили травяные настои, или сбитень — напиток из ягод, пряностей и меда.


Тем временем стол дворян все-таки стал меняться, хотя и не очень сильно. Появились блюда из немецкой, голландской и итальянской кухни. Многие семьи стали выписывать из-за границы не только гувернеров и учителей, но и поваров. Так появились бифштексы, филе, котлеты, шницели, отбивные. Из заморских деликатесов на столе русских аристократов в эпоху Петра прижились каперсы. Их использовали как острую приправу к мясным блюдам и супам. Иногда заказывали устрицы и анчоусы.


В то же время в России появились и бутерброды. Их стали есть по утрам, делая из сыров, солонины, икры, ветчины, буженины, балыка, соленой рыбы и сливочного масла. В то же время в обиход вошло слово «суп», вытеснив похлебку.
Без пафоса


«Государь должен отличаться от подданных не щегольством и пышностью, а неусыпным ношением на себе бремени государственного. Лучший способ для уменьшения пороков есть уменьшение надобностей — то и должен я в том быть примером подданным своим», — любил повторять Петр Первый. Современников императора поражала простота этикета, существовавшая тогда при дворе. Порой еду ему готовила и подавала на стол супруга — Екатерина Первая.


Царская кухня в те времена была государством в государстве. Она занимала огромную площадь и делилась на две части: кондитерскую и ту, что занималась винами и основными блюдами. Всего там трудились несколько сотен человек. Вершиной карьеры придворного повара была должность мундкоха — человека, который готовил исключительно для монаршей семьи.


Главный принцип приготовления при царе — еду томили в русской печи: так мясные и рыбные блюда доходили до нужного состояния. К слову, при Петре Первом при дворе появились голландские печи. Постепенно традиционные горшки все-таки заменили кастрюлями, шумовками и противнями. Постепенно император по зарубежным образцам наладил выпуск русских аналогов. В 1724 году появилась фабрика Гребенщикова, выпускающая фаянсовую, фарфоровую и керамическую посуду с цветной эмалью.


Изменились и столовые приборы. Если раньше их делали из дерева, олова или в лучшем случае из меди, то впоследствии на их производство стало идти серебро, золото или позолота, внешне они стали напоминать настоящие произведения искусства.
Стол сервировали по-особенному: вазы, наполненные цветами, ставили между тарелками. Цветы выращивали в императорских оранжереях или закупали у зарубежных поставщиков. «Весь императорский стол утопал в васильках, это было так оригинально и красиво», — писала жена английского посла.


Петр Первый не любил есть в тишине, для него специально составляли музыкальное меню. Официантов, обслуживающих монарха и его семью, подбирали как для царской охраны — по росту, ловкости, безупречной репутации и квалификации. При этом внешность должна была быть довольно приятной. Зачастую эта должность передавалась по наследству. Во дворцах русских царей и российских императоров существовало одно правило — входя молчи и выходя молчи. Это касалось всех. Символом этому служила голова льва с яблоком в зубах.


Ксения Мельникова








Без шансов на выплату. Пятерка стран с самым высоким госдолгом


МОСКВА, 13 окт — РИА Новости, Александр Лесных.


В начале этого года глобальный долг превысил 233 триллиона долларов. По данным Всемирного банка (ВБ), это больше общемирового ВВП на 288 процентов. Весомый «вклад» в сложившуюся ситуацию внесли государства, продолжающие, несмотря на предостережения международных финансово-экономических организаций, набирать кредиты в погоне за лучшей жизнью.


Номинально по объему государственного долга лидируют США. В этом году цифры на специальном счетчике, установленном на Манхэттене, показали новый рекорд: Вашингтон должен всему миру почти 21,5 триллиона долларов.


Однако с учетом валового внутреннего продукта ситуация иная.
На пятом месте в антирейтинге — Португалия, чей госдолг превышает ВВП (217 миллиардов долларов) почти на четверть.


Корни нынешних экономических проблем этой страны уходят в 1990-е. Став частью Евросоюза и перейдя на расчеты в евро, Португалия утратила возможность за счет слабой валюты поддерживать текстильную промышленность — одну из ключевых отраслей экономики. В результате национальные производители проиграли конкуренцию китайцам с их дешевой рабочей силой.


Как итог — рост безработицы и массовая эмиграция: сейчас более 50 тысяч португальцев в год уезжают на заработки за границу.
К 2011-му страна уже находилась в шаге от дефолта и спасать экономику пришлось силами всего Евросоюза и МВФ. После согласования программы экономической консолидации Лиссабону выделили кредит в 76 миллиардов долларов.


Стоит отметить, что программу экономических реформ, предполагавшую рекапитализацию банковского сектора, сокращение дефицита бюджета и социальных расходов, приняли только спустя год, после того как в марте 2010-го действующее правительство отказалось вводить дополнительные меры экономии и в итоге было распущено.


К 2017 году экономическая ситуация в Португалии стабилизировалась: ВВП вырос на 2,7%, безработица снизилась до 8,8% — это меньше, чем в среднем по Европе.


Однако в прошлом году госдолг увеличился на 1,65 миллиарда евро, а эксперты МВФ прогнозируют, что в среднесрочной перспективе рост португальской экономики замедлится до 1,8%. В таких условиях надеяться на погашение долгов не приходится.


Четвертое место занимает еще одна страна еврозоны — Италия с госдолгом в 131% валового внутреннего продукта, который в 2017-м составил 1,9 триллиона долларов.


Аналитики отмечают, что в 2019-м, когда итальянец Марио Драги покинет пост главы Европейского центрального банка (ЕЦБ), Рим лишится источника дешевых кредитов. Как следствие, страна не сможет обслуживать свой госдолг и будет вынуждена объявить дефолт, который, в свою очередь, приведет к масштабному кризису всей мировой финансовой системы.
Главная проблема итальянской экономики в том, что она основана на маленьких семейных предприятиях, неспособных конкурировать с транснациональными корпорациями.


Это основная причина низких темпов экономического роста страны: в 2014 году ВВП увеличился всего на 0,1%, в 2015-м — на 1%, в 2016-м — на 0,9%, в 2017-м — на 1,5%.


Китай резко сократил вложения в американский госдолг


Сказались и европейские санкции против России: по словам бывшего итальянского сенатора Роберто Мура, из-за них бюджет ежедневно недополучает порядка семи миллионов евро.


Масла в огонь подливают драконовские налоги на бизнес, не позволяющие предпринимателям модернизировать производство: в крупных городах сборы доходят до 70%.


На третьем месте — Ливан. До того как в 2011-м в Сирии началась гражданская война, Ливан процветал за счет экспорта товаров в Ирак, Иорданию, страны Персидского залива и высокого турпотока. По прогнозам МВФ, к 2015 году страна должна была выйти на показатель ВВП в 20 тысяч долларов на душу населения и стать одним из экономических тяжеловесов Ближневосточного региона.
Однако война в соседней Сирии все изменила. Резко вырос импорт товаров, увеличив дефицит торгового баланса. Кроме того, в Ливан хлынул поток беженцев — всего за три года в страну прибыло порядка 1,2 миллиона сирийцев.


Помимо того, что на их содержание приходится тратить огромные деньги, вынужденные переселенцы согласны на любую работу за сущие гроши. Как следствие, все больше ливанцев теряют работу и оказываются за чертой бедности.


Вдобавок ко всему в середине 2013 года экстремисты устроили в Ливане серию террористических актов с угрозами в адрес иностранцев. В результате поток туристов сократился на 80%.


Резкое снижение доходов вынудило правительство пойти на заимствования, и в прошлом году госдолг Ливана достиг 149% ВВП.


До вступления в Евросоюз правительство Греции старалось не привлекать внешних займов из-за высокой ставки по их обслуживанию. Однако в 2001 году, войдя в ЕС, Афины смогли позволить себе более дешевые кредиты в евро.


В тот же период провели массовую приватизацию государственных предприятий, в том числе пяти главных банков страны. С присоединением к еврозоне в Греции выросла занятость в сфере услуг, а производство, в частности, на вполне успешных верфях, сократилось.


Такая экономическая политика вызвала разбалансировку бюджета, и уже к 2009 году госдолг Афин превысил 115% ВВП (порядка 300 миллиардов евро). Разумеется, Брюссель не мог допустить дефолта и масштабного кризиса в Греции, причем не только по финансовым причинам: это нанесло бы серьезный репутационный удар по ЕС.


В итоге страну вытаскивали из незавидного положения совместными усилиями Евросоюз и МВФ. В 2010—2011 годах были приняты решения о предоставлении Афинам двух программ финансовой помощи.


Население не поддержало меры жесткой экономии, предусматривавшие, среди прочего, сокращение социальных выплат, и правящая партия «Новая демократия» в 2015-м проиграла выборы. Спустя полгода произошел технический дефолт из-за невыплаты долга Международному валютному фонду.


В июле 2015-го в ходе экстренного всенародного референдума граждане страны высказались против нового соглашения с кредиторами, тем не менее спустя неделю участники саммита еврозоны договорились о помощи Греции в рамках Европейского стабилизационного механизма.


Парламент все же утвердил новые меры жесткой экономии, и в конце августа 2015-го Евросоюз одобрил третью кредитную программу. В этом году Брюссель объявил о ее успешном завершении.


На конец 2017-го общий госдолг Греции составлял 178,6% ВВП. Многие эксперты считают, что новый бюджетный кризис в стране практически неизбежен.


Рекордсмен по госдолгу — одна из самых высокоразвитых стран мира, Япония. К концу 2017-го долги Токио превысили 253% ВВП и продолжают расти.


При этом экономика развивается очень медленно: 0,4% в 2014 году, 1,4% в 2015-м, 0,9% в 2016-м и 1,7% в 2017-м. Кроме того, растет число пенсионеров и требуется направлять все больше денег на социальные выплаты.


Единственное, что спасает Токио от дефолта, — большая часть долговых обязательств принадлежит внутренним частным и юридическим лицам, а не иностранным спекулянтам. К тому же государство располагает достаточно крупными резервами.


И все же госдолг, превышающий ВВП в 2,5 раза, висит дамокловым мечом над страной. Один из самых тревожных звонков для японской экспортоориентированной экономики — почти девять миллиардов долларов внешнеторгового дефицита. Такой показатель был зафиксирован в начале текущего года.


Учитывая прогнозы о замедлении роста мировой торговли, у Токио остается все меньше времени, чтобы разобраться с госдолгом. Что делать, пока никто не знает.



Кудрин: "У нас низкий госдолг — и это наш резерв".





Другие статьи в литературном дневнике: