В номер альманаха Врата Сибири

Сергей Сметанин: литературный дневник

В очередной номер альманаха "Врата Сибири" принята подборка (восемь) моих стихотворений.


ПОЭЗИЯ
Сергей СМЕТАНИН


Звездопад


Жизнь ли счастье мне пророчит?
Сон ли сгинул без следа?
О гигантский короб ночи
Тихо чиркнула звезда.


Чутко впитывая звуки,
Безмятежно, как в игре,
Я лежу, раскинув руки,
За деревней на горе.


В головах — трава степная,
Быль и небыль в голове.
И никто меня не знает
Ни в Сибири, ни в Москве.


Что мне эти расстоянья,
Что мне пыль пространств и лет!
Я загадывал желанья,
Да пути им, видно, нет.


И ничто мне не пророчит
Ни удачи, ни беды.
Лишь на гранях темной ночи
Гаснут тихие следы.



В деревне


Загрустила родная деревня.
Запустенье, безлюдье кругом.
Холодов ожидают деревья
И поник мой родительский дом.


Где хозяин? Уснул или вышел
За ограду, где поле да снег?
И проели завалинку мыши
Перед тем, как исчезнуть навек.


И забор поправлять уже поздно,
И в печной облетевшей трубе
Свили галки лохматые гнёзда,
Подчинясь незавидной судьбе.


А в столице на улицах — туго:
Не пройти от избытка машин,
Горожане кричат друг на друга.
Каждый наглый торгаш — господин!


И в душе моей звуки такие,
Что зову беглой тени вослед:
— Боже правый! Откликнись, Россия!?
Но тупое молчанье в ответ.


Только ветер на крыше сарая
Расшатав, вырывает доску
Или стонет, как баба худая,
Нагоняя на душу тоску.


2012 г.


К маме


Милое детство — ау! — отзовись!
Мчится всё дальше планета.
Всё напряженнее кажется жизнь,
Нет из былого ответа.


Нет из беспечности радиограмм,
Писем из вольницы вольной.
— Маму не видели? Где же ты, мам?
Мама! Ты слышишь? Мне больно!


Мама погладит, обнимет — и всё.
Дунет и — жизнь посветлела.
— Мама, подуй мне на сердце моё,
Чтоб оно так не болело!


Мама, развей мои тяжкие сны,
Это же сон — то, что с нами!
Стали виновными мы без вины,
Чуждого строя рабами.


Мама, над нами проклятья сбылись.
Скоро ль закончится это?
Всё напряженней суровая жизнь,
Нет никакого ответа.


2012 г.



* * *


О, поле, поле, кто тебя
Усеял мертвыми костями!
А.С. Пушкин


В края, где ночи белые длинны,
Где связи с сердцем Родины так тонки,
Бывало, приходили похоронки,
Но никогда здесь не было войны.


Озера да болота без конца
На скатерти роскошного пространства.
Тут солнце — знак небесного Отца —
Горит, как разрешение на пьянство.


И вот, на полпути в широкий свет,
Ты вышел из автобуса, с тоскою
Воскликнул, и послышался ответ:
— О, Господи! Здесь кладбище какое!


Венок, ограда, памятник, стена…
А сколько здесь лежит свечных огарков!
Так вот она — та красная цена
Богатства деловитых олигархов.


Так вот он — окончательный приют
Бомжей невольных, пьяниц, наркоманов,
А также тех, кто знал, что значит труд,
Но не дожил до песен и романов.


Да что там песни! Пенсии своей
Так многие дождаться не успели —
Задолго до отцов и матерей
Одежды деревянные надели.


За нефтяной бедлам, за город-ад,
За град-гараж у грязного вокзала,
Как свечи, наши жизни догорят,
А им все мало. Им все мало. Мало.


2008 г.



* * *


— Речка, речка, отчего ты не прозрачна? —
Удивленно реку спрашивал ручей.
И ответила волна, тихонько плача:
— Я давно таких не слышала речей!


Отчего твой взгляд на мир не замутился?
Оттого, что ты берёг его, берёг.
Оттого, что помнишь место, где родился —
А река забыла, где ее исток.



Под окном


Шуршанье клюшек и коньков,
И шайбы стук на льду коробки.
Танцуя, снег на белой тропке
Скрывает ямочки следов.


А мы с тобою после сна
Не оторвёмся от подушки:
В твоей душе — моя весна,
В моей душе — твои веснушки.


Дрозд и Соловей


С мечтой о правильном вокале
Дрозд обратился к Соловью:
— Родня мой голос очень хвалит.
На свадьбах мило я пою.
Но знаю я, что соловьи —
Певцы первейшие планеты!
Поправь умения мои,
Открой заветные секреты.
И добродушный бог поэм
Учить Дрозда решился сразу.
К священному взлетели вязу.
— Во-первых, ноты. Ровно семь.
До, ре, ми, фа... — Нет, нет, постой,
Зачем нам эти закорюки?
Волшебные какие звуки
Недавно слышал я в пивной!
Меняет тему Соловей,
Ища слова для новых знаний:
— Вот упражнение. Скорей,
Путь укрепления гортани...
— Фу! Упражнений не хочу.
Напой мне лучше трель ночную.
Её в два счёта разучу я,
И на концерты полечу.
— Послушай, Дрозд, ты слишком прост.
Нельзя в искусстве без ученья!
— Ученье есть ограниченье!
С ученьем не достигнешь звёзд!
Лишь тем успех фортуна даст,
Кто все учения отринул!
И гордый Дрозд без лишних фраз
Священный вяз певца покинул.
А Соловей хлебнул воды,
Не возмутясь ни на мгновенье:
Не раз ученики-дрозды
Его превосходили в пенье,
Везде гремел его урок —
От Курских рощ до знойной Ниццы
И на блистательный итог
Он мог всецело положиться.
Так в чём тут истина, друзья?
Чем Дрозд от прочих отличился?
Да тем, что слушал Соловья,
Но ничему не научился.
О, многих знаю я Дроздят.
Они слепы, глупы, упрямы
И не учения хотят,
А восхвалений да рекламы!



Возвращение внука

Страна моя у горя на краю
Тридцатый год — душой не принимаю.
Вернулся внук, израненный в бою,
Ну, что теперь? Моя ли хата с краю?

История летит во весь опор
К созвездиям со всем великолепьем.
На Украине воевал Егор
С бандеровским и натовским отребьем.

За будущее наше принял бой
Наперекор забвеньям и разлукам.
Живым пришёл из битвы внук-герой,
И я — герой героем рядом с внуком.

2022 г.



Другие статьи в литературном дневнике: