Публикация в журнале Великороссъ 147

Сергей Сметанин: литературный дневник

1976: через 10 лет




38 просмотров, кто смотрел, кто голосовал


ЖУРНАЛ: № 147 (июль 2021)


РУБРИКА: Поэзия


АВТОР: Сметанин Сергей Егорович



Продолжение. Начало в №№ 141, 144



Поэма в жанре авторского лирического гипертекста.


Начата 14 сентября 2020 года. Ежедневно добавляется один стих.



...


III



Студенческие светлые мечты,


Я нынче вас с улыбкой вспоминаю.


Вы сбылись постепенно, до черты;


Несбывшееся тоже принимаю.



Динамика событий такова,


Что всё вокруг вверх дном перевернулось,


Перемешалось, много раз сболтнулось,


Забылось и шевелится едва.



Но что-то зрело в обществе тогда,


Когда важней всего была учёба,


Моё богатство – не мои года,


А жизнью чётко выбитая проба,



Которой время честно метит нас


Без нашего на то соизволенья.


В урочный час достаточно мгновенья –


Былые тени выйдут напоказ.



Зачем я помню тот весенний день?


Свет. Музыка. Валерий Ободзинский7.


Шутя, рисует звуком страсть и лень


Напев азербайджанский иль грузинский.



И тут же «...иней лёг на провода»


Таинственный, могучий и жестокий,


Неотразимый, синий, одинокий


И мозг нам выносящий без стыда.



Удастся ли сегодня рассказать,


Как мыслили в годах семидесятых


Сегодняшними буднями чреватых?


Чем были? Что сумели потерять?



Так вот. Чему учились мы тогда?


Точней, чему нас жизнь тогда учила? –


Всё надо мерить мерою труда,


О чём бы только речь ни заходила.



Но исподволь, как бы сама собой,


Приходит заурядная идея,


Что без него приятней и вольнее


Валяться на кровати день-деньской...



Назавтра нам экзамены сдавать –


Трояк с утра жжёт ногу мне в кармане:


– Гаяз, а если взять нам и... «поддать»?


– Почто ж не выпить ёжику в тумане!?



И понеслось!.. На следующий день


Гаяз с Андрюшей... сдали!.. На четвёрки!!!


Друзья мои, бывает. Ясен пень,


Экзамен сдать, что прокатиться с горки:



Не каждый выезжает налегке,


Но, в этот раз, такое совпаденье –


Ясней, чем дату моего рожденья,


Я выложил ответ о Колчаке.



Да и Гаяз ничуть не оплошал.


Ужель преподаватель маху дал?


Ильбыли слишком лёгкими билеты?


Вот так и создают авторитеты!



Билет попался ровно в третий раз.


Отлично мне бы сдать, за три-то раза!


Но водочка, что пили мы от сглаза,


Ей богу, не безвреднее, чем квас.



Глаза, как у Ду-Фу8 или Ли-Бо9,


Головушка похмельная «бо-бо»!


Хотя (с какой бы страсти ни болела),


Она – хозяйка и души, и тела.



Желательно хозяюшку беречь


И молодцу, и даже негодяю.


А можно ль от судьбы предостеречь?


Спросите, что попроще. Я не знаю.



Одно скажу. Глава тем хороша,


Что ею в теле замкнута душа,


И без главы давно б, утратив целость


И чувство счастья, мигом разлетелась.



Согласно окруженью создана


Серьёзной пищи требует она.


На Маркса10 многотомность «Капитала»


С опаскою студенчество взирало.



И я листал, вникал, в мечте понять,


Как удалось подобный труд создать?


И чтоб ему, свивая мыслей плети,


Попроще их не выдать на рассвете?



Но Энгельса11 вдобавок почитав,


И оценив побочные задачи,


Я понимал, что Маркс, конечно, прав,


Да и не мог, наверное, иначе!



Чего, увы, не скажешь об иных...


Виктор Некрасов12, Воробьёв13 до кучи,


И Солженицын14 лишь один из них.


Подсовывали книжки и покруче...



Короче, шла идейная борьба.


Но, чем бы я тогда ни увлекался,


В свою тянула сторону судьба


И я не сильно ей сопротивлялся.


...


Примечания:



7. Валерий Ободзинский – cоветский и российский эстрадный певец, заслуженный артист Марийской АССР. В 1960-х – 1970-х годах – популярный эстрадный певец.


8. Ду Фу – Классик китайской поэзии.


9. Ли Бо – Великий китайкий поэт.


10. Карл Маркс – немецкий философ, социолог. Экономист, писатель, поэт, политический журналист, лингвист, общественный деятель, историк. Друг и единомышленник Фридриха Энгельса, в соавторстве с которым написал «Манифест коммунистической партии». Автор классического научного труда по политической экономии «Капитал».


11. Фридрих Энгельс – друг и единомышленник Карла Маркса в соавторстве с которым написал «Манифест коммунистической партии», редактор классического научного труда по политэкономии «Капитал».


12. Виктор Некрасов – автор книг о Cталинградской битве.


13. Константин Воробьёв – автор книг о Великой Отечественной войне.


14. Александр Солженицын – автор множества антисоветских произведений, лауреат Нобелевской премии.



Другие статьи в литературном дневнике: