Публикация в альманахе Врата Сибири

Сергей Сметанин: литературный дневник


В тюменском литературно-художественном и историко-краеведческом альманахе "Врата Сибири" № 3 (44) 2015 г. опубликована статья Сергея Сметанина "Философия поэтики".



КРИТИКА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ




Сергей СМЕТАНИН


О ФИЛОСОФИИ ПОЭТИКИ


Два подхода к поэтике


Произведение поэзии есть элементарная единица духовного производства,
следовательно подлежит изучению с философских позиций. Исторически
сложилось так, что подходов со стороны философии немного. В
первую очередь это формально-логический и диалектический подходы.


С точки зрения формальной логики, поэзия есть раздел литературы,
использующий систематическое нарушение логических законов и правил
для достижения особой выразительности речи.


С точки зрения диалектики, поэзия есть раздел литературы необходимо
предшествующий духовной жизни общества в новых обстоятельствах.
Другими словами, это есть способ предварительного освоения действительности
необходимо творческим образом. Постоянное выделение поэзии из
синкретичной праздничной «пьесы», играемой людьми на сцене эпохи.
Поэзия есть первая часть триединой литературы, состоящей из родов поэзии,
прозы и драматургии.


По аналогии с предметом философии, предметом поэтики является отношение
действительности и поэтического слова. Но если с формально-логических
позиций это действительность прежде всего самого поэтического
текста (соотношение частей текста друг с другом), то с позиций диалектики
– это отношение общественного бытия к поэтическому сознанию, выраженному
в тексте целиком. Сознание может быть как индивидуальным,
так и коллективным, национальным или общечеловеческим.


По-разному воспроизводится поэтами многообразие бытия. В первую
очередь, оно отражается традиционно-мифологическим (народно-
бытовым, героическим и религиозным) способом, затем философски
(материалистически и идеалистически), затем под влиянием различных
прикладных практик и наук.


При условии удачного изображения действительности, которое не
надо путать с логически верным её отражением, оно обретает характер
художественной правды. То есть первообраз корректного, с научной точки
зрения, отражения действительности достигается именно поэтическим
способом. Пусть приближенно, грубо, но прогностически достаточно для
постановки стратегических целей. О тактике, видимо, говорить в данном
случае не стоит, так как теория любой тактики исчерпывается требованием
готовности гибко реагировать на любые изменения положения вещей.


...




Другие статьи в литературном дневнике: