Солдат Антип и жена его Пелагея

Олег Яненагорский: литературный дневник

Дебют Дмитрия Абельдяева в «Русском богатстве» в 1895 году
Олег Яненагорский. Литературный дневник 9 декабря 2021 г.
Прочитал рассказ «Солдат Антип и жена его Пелагея» забытого ныне курского писателя Дмитрия Абельдяева. Дебютный рассказ тридцатилетнего автора был напечатан в № 5 журнала «Русское богатство» в 1895 году. Современная публикация: Из интернет-источников удалось выяснить автор издал еще «Тень века сего (Записки Абашева)», опубликованного с правкой В. Я. Брюсова и П. Б. Струве в «Русской мысли (1912, отдельное издание М., 1913) и романа «Лилии» (М., 1914). Умер Д.Абельдяев кажется в 1915 году и был забыт читателями.
Искать и читать романы и другие рассказы Д.Абельдяева не буду. Мне кажется, что он забыт читателями совершенно справедливо и можно спокойно согласиться с критикой первого рассказа Л. Шестовым: «Дебют его, к прискорбию, безнадежен...».
Рассказ огромный – больше 90 тыс. знаков, «тягучий и муторный». Ничто в тексте не задевает ни мысль, ни душу. Само название вводит читателя в заблуждение – про десятилетнюю солдатскую службу Антипа на Кавказе мимоходом упоминается пару раз, но к сюжету это не имеет никакого отношения. Не верится ни в причины душевной болезни его жены Пелагеи (измена мужа), ни в причины ее выздоровления – беременность и роды после изнасилования мужем, с последующей смертью ребёнка. Даже события по тексту рассказа не совпадают с возрастом героев (хотя может быть, я и неправильно исчислил этот возраст).
Автор, то излагает текст от имени Антипа, симулируя крестьянскую речь, то сбивается на «высокий стиль» среднеобразованного интеллигента второй половины XIX века. Вот несколько примеров:
«Антипъ, если сказать правду, прихрамывалъ на эту ножку, т. е. былъ большимъ поклонникомъ прекраснаго пола и вообще, а въ частности и вліяніе долгой солдатской жизни сказывалось въ немъ».
Верю, что бывший солдат, а ныне молодой крестьянин, изменял жене. Не верю, что «он был «большим поклонником прекрасного пола».
«Полдень. Жарко. Темносинее небо ласково ос;няетъ землю. Тамъ и сямъ по немъ тихо плывутъ группы курчавыхъ облачковъ, и на св;тломъ фон; ихъ, н;тъ-н;тъ, а мелькнетъ черная точка высоко взвившагося ворона, который плавно описываетъ большіе круги и поднимается выше и выше...». Мог малограмотный (а может быть и совершенно неграмотный) крестьянин смотреть «как тихо плывут группы курчавых облачков»? Смотреть мог, но вот выражаться таким образом – вряд ли…
Или вот такая «красота стиля»: «Антипъ им;лъ нам;реніе предпринять капитальный ремонтъ: над;лать стершуюся отъ долгой ;зды переднюю подушку, перем;нить оси и одну изъ грядокъ, словомъ, перебрать всю тел;гу заново». Крестьянская телега и «капитальный ремонт» не могут в конце позапрошлого века умещаться в сознании малограмотного батрака.
Не верится и в описании «побегов» Пелагии и отсутствие последствий для ее здоровья: «Иногда она пропадала по суткамъ и больше... Была глубокая осень; стояла суровая погода. Но ни холодъ, ни дождь не могли удержать ее дома. Даже голодъ, и тотъ былъ безсиленъ надъ ней. Приходилось, она не ;ла по н;скольку дней, пропадая въ л;су, и потомъ, приведенная домой, не обнаруживала особеннаго аппетита, а ;ла такъ, какъ и всегда. И, вм;ст; съ т;мъ -- что и было особенно странно -- не худ;ла, а наоборотъ, полн;ла даже какой то нездоровой, пухлой полнотой, и только зам;тно стар;ла».
Автор очень старался «психологически» обосновать особенности супружеской жизни Антипа и Пелагеи, но у меня, как у читателя, ничего кроме иронической улыбки, это не вызывает:
«Отношение больной къ окружающимъ было ровное, безучастно-ласковое. Но къ мужу у нея часто проявлялось гн;вливое, злое чувство, особенно, когда онъ бывалъ веселъ. Посл;дняго Пелагея не могла выносить и всегда протестовала противъ такого настроенія Антипа: -- "Дуракъ, дуракъ! чего радуешься? чего веселишься?" -- укоряла она. И если Антипъ не обращалъ на это вниманія и продолжалъ быть веселъ -- больная схватывала первую попавшуюся вещь и съ силой бросала въ мужа... Тотъ вскочитъ и, опьяненный гн;вомъ, жестоко начинаетъ бить ее: -- "Вотъ теб;! вотъ! полоумная в;дьма!" -- приговариваетъ онъ, нанося удары...-- "Бей, бей! Не убьешь, смоляной!.. А убьешь -- мн; же лучше будетъ!" -- ровнымъ, спокойнымъ голосомъ отв;чаетъ та на побои, словно не ощущая боли и обезоруживая этимъ озлившагося мужа.
Съ т;хъ поръ, какъ Антипъ узналъ про беременность жены, эти дикія сцены не повторялись уже, и не потому, чтобы онъ щадилъ въ ней беременную женщину,-- н;тъ, а просто потому, что ближайшая причина къ тому устранилась сама собой: Антипъ былъ скученъ, и это настроеніе его не давало повода Пелаге; -- негодовать, а ему -- бить ее за это».
Не верится в мотивы главных героев, а у остальных мотиваций поступков вообще «за уши притянута».
Ну и «красоты стиля» в общении между крестьянами временами просто раздражают:
«Кудлатыя клячи дружно влегли въ хомуты, и обозъ, скрипя, тронулся. Антипъ снялъ шапку и перекрестился; перекрестилась и Пелагея; ея прим;ру посл;довали Аксютка, Терешка.
-- Прощайте!-- крикнулъ Антипъ, обернувшись къ провожавшей ихъ групп; недавнихъ сожителей.
Кто-то отв;тилъ:
-- Съ Богомъ!
И обм;нъ мыслей закончился».
Сегодня я не могу понять, что интересного нашли в прозе начинающего автора Валерий Брюсов и Владимир Короленко? Но может быть прошедшие 125 лет действуют на мое восприятие? Хотя Пушкин и Гоголь еще раньше творили, но их произведения и сегодня готов перечитывать.
Для себя этот рассказ поместил в категорию «Как не надо писать»…




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 09.12.2021. Солдат Антип и жена его Пелагея