О творчестве, о жизни и о смерти

Олег Яненагорский: литературный дневник

Вы хотите быть философом?
Для этого надо быть человеком».
А.Ф. Лосев


Подлинный философ пишет о жизни и смерти - и это вполне обыденное явление. Талантливая женщина публикует стихи и прозу о любви, воспоминание об Учителе, раз-мышления над творчеством Пришвина. Что же - и это нормально. Работы ученого из затерянного в снегах и болотах Нижневартовска публикуются во Франции, в университетском издательстве? А вот это уже не укладывается в стандартный ряд обычных явлений. Музыкант расшифровывает дневники композитора Скрябина – подобное уже относится к разряду научных подвигов. Уважаемый читатель подумал, что речь идет о разных людях? Правильно, на это есть все основания. Но все же речь пойдет о творчестве одного человека – доктора философских наук, профессора Апрелевой В.А.
Поводом для разговора послужил выход «Философских эссе о жизни и смерти» и сборника стихов и прозы «На крыльях судьбы». Впрочем, для точности необходимо указать, что между этими книгами уже вторым изданием вышли в свет еще две монографии: «Сакральный Космос Руси» и «Сакральные аспекты закона и власти в древней Греции». Наверное, читатель уже не удивиться, узнав, что одновременно Виктория Александровна читает лекции в нескольких ведущих вузах Тюмени?
Монография «Философские эссе о жизни и смерти» посвящена осмыслению веч-ных проблем человеческой жизни – от рождения до смерти. Вместе с автором читатель прикоснется к тайне судьбы, осознает диалектику временного и вечного. Даже названия глав «Жизнь дома человеческого бытия», «Философия человеческого тела», «Смерть и бессмертие в философско-эстетической реальности» позволяют задуматься над единством телесного, душевного и духовного начал в жизни человека.
Можно ли подойти к осмыслению жизни как потока бытия, в котором я сейчас и постоянно нахожусь? Этот вопрос «о бытии мыслящего» в той или иной форме всегда приходит к «человеку думающему» и его рассмотрению посвящены многие страницы монографии. Но пусть читателя не пугает философская составляющая книги. Форма эссе, привлечение большого массива произведений художественной литературы, мировой и отечественной культуры, позволяет автору говорить о вечных вопросах увлекательно и не стандартно. За современным текстом мерцают античные идеи о едином, живом телесном духе, о бытии и сознании в их единстве и нерасчленности.
Иные формы содержаться в сборнике «На крыльях судьбы». Философская лирика, стихи о любви и верности органично дополняют короткие рассказы и притчи, миниатюры «Читая Пришвина» перекликаются с размышлениями над портретами курганского художника Фаины Ланиной «Космос женской судьбы». Пронзительной тоской наполнены «Воспоминания об Учителе» - трогательный рассказ последнего ученика об известном российском философе и социологе Льве Наумовиче Когане.
Разные, разные формы… «Ода смеху» написана «в соавторстве» с Фридрихом Ницце и Умберто Эко. Прочитав о том, как «старик с добрым лицом и смеющимися глазами» обращается к Заратустре со словами, что «смех, как и судьба – совпадение внутреннего с внешним: характера, духа, души с обстоятельствами жизни», что «разумность, смертность, зло и игра – это общие для смеха и судьбы элементы», читатель по иному взглянет на многое в нашей не всегда веселой жизни. И наполняя «Оду смехом», новым, глубинным смыслом», читаются «Слезы Рахили» - размышления над библейским преданием о любви, ревности и верности, об ожидании и соперничестве, о вере и надежде на лучшую жизнь. А на взыскательного французского читателя впечатление произвела «Процессия»…
«Читаю М.М.Пришвина. Заново открываю для себя его мир. Эту его уникальную способность в каждом миге жизни, фрагменте бытия, в каждом предмете на котором остановился взгляд, найти и высветить чудо. Чудо, сотворенное природой, созданное человеком. Его выражения лаконичны и ясны, мысль прозрачна, и нет нужды в длинных пространных рассуждениях, когда в нескольких строках выговаривается состояние».
Так пишет о творчестве Пришвина В.А. Апрелева. Но, наверное, эти же строки можно с полным основанием отнести и к её творчеству.
В поэтическом разделе собраны стихи разных лет. Малотиражные поэтические с-борники В.А. Апрелевой, выпущенные «для ближнего круга», навсегда остались в семейных библиотеках любителей русской словесности и ныне уже не доступны широкому кругу читателей. В какой-то мере «поэтическое избранное», ныне опубликованное в книге «На крыльях судьбы», позволяет новому кругу читателей познакомиться с поэтикой та-лантливого автора.
Завершить краткое обозрение я хотел бы сокращенной цитатой из предисловия к стихам В. А. Апрелевой профессора Уральского государственного университета Б. В. Емельянова. «О ее стихах - особый разговор: они лиричны и философичны одновременно. Задавшись целью познакомить читателей… с ее стихами я оказался в затруднении, чему отдать предпочтение: тем в которых завораживает тонкий лиризм чувств и переживаний, либо тем, в которых в поэтической форме, порой категориально, выражена ищущая ответа мысль…».
И как пример:


На просторах Мирозданья
Люди спорили с Богами
Без молитв и оправданья,
Горделивыми умами.


Спор приняв, как ту забаву,
Боги людям всё простили,
И за дерзость их по праву
Маловерьем наградили…





В.А. Апрелева Философские эссе о жизни и смерти: Монография. Курган. Издатель-ство «Пайдейя», 2006.
В. А. Апрелева На крыльях судьбы. Сборник произведений прозы и поэзии Курган-Нижневартовск. Издательство «Пайдейя». 2007.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.11.2007. О творчестве, о жизни и о смерти