ФИО.

Иван Азаров: литературный дневник

Если я хоть когда-нибудь в будущем потеряю своё нынешнее мироощущение, потеряю трезвый взгляд на вещи и начну настаивать, чтобы меня называли по имени-отчеству, даю полное право любому от меня это услыхавшее поставить меня на место настолько грубо и фамильярно, насколько сами пожелаете.
Порой я слышу аналогичные пожелания от более старших коллег, но практически никогда не могу окончательно перестроиться на новые рельсы. Кто-то будет говорить про уважение, я же скажу, причём твёрдо в этом уверенный, -- рабская сущность. И эта рабская сущность въелась в меня настолько глубоко, что изжить её в себе я никак не могу.


Уважение должно содержаться не столько в форме общение, сколько в соответствующем отношении. Мне претит то уважение, которое зиждется лишь на формальностях. Есть в нём нечто лживое, подобострастное и конвойное. Грош цена уважению из-под дула пистолета или под угрозой увольнения с работы, если переводить на современный язык.
Уважение же это, скорее, не то, как к тебе обращаются, а то как говорят о тебе за твоей спиной. Разве я не прав? Нет ли вы этом особенной сермяжной свободолюбивой правды?


В обращении по имени-отчеству есть что-то заискивающее. Как будто ты лебезишь перед учителем, а он может тебе поставить плохую оценку. Да, быть может, сам я не могу перестроиться на то, чтобы в письменной форме или устной обращаться к людям просто по имени, но никогда такого не будет, чтобы я настаивал или поощрял такое обращение в своей адрес при общении с теми, кто младше меня!


В приверженности же этим фиксированным псевдо-вежливым формам общения, в приверженности этому бездушному формализму чувствуется определённое вырождение интеллектуальных способностей, закоснение и печальная "пришибленность" со стороны тех, кто боится обратиться к тем, кто немного выше них по статусу или старше по возрасту, просто по имени. Всё это очень печально, господа!



Другие статьи в литературном дневнике: