Дискуссии в интернете.

Иван Азаров: литературный дневник

Считаю, что должен разъяснить один принцип, согласно которому я общаюсь в интернете, вернее, участвую в дискуссиях с, может быть, не самыми знакомыми мне людьми. Мне не кажется, будто бы я должен их в чём-то переубеждать, я не должен пытаться проникнуть к ним в голову и понять, что они имеют в виду. И с какой целью приводят те или иные доводы.
Я пытаюсь из всего вороха их речей, доводов и суесловия извлечь нечто, на мой взгляд, конструктивное, некую для себя проблему, некий интересный, заковыристый лично для меня вопрос. И отвечать я буду именно на него, размышлять стоит только над этими проблемами, а не пытаться проливать свет на места, не понятные для других.
И, вообще, в базарную, крикливую эпоху интернета следует принять едва ли не за аксиому: люди не хотят, чтобы их в чём-либо переубеждали, они ни при каких условиях не поменяют свою точку зрения. Эпоха античных диспутов и правил классической логики миновала, ныне каждый сам по себе и каждый сам себе устанавливает правила. И при таких раскладах тратить силы на просвещение и образование других людей -- бесполезная и наивная трата сил. В реалиях нашего времени искренний и честный диалог вести разумно лишь с самим собой, едва ли не демонстративно игнорируя ваших псевдо-собеседников...
По мне так это самый гармоничный и правильный подход.
И то, что в цитате Ларошфуко ниже называет недостатком, нынче является едва ли не достоинством!


«Одна из причин того, что умные и приятные собеседники так редки, заключается в обыкновении большинства людей отвечать не на чужие суждения, а на собственные мысли. Тот, кто похитрее и пообходительнее, пытается изобразить на своем лице внимание, но его глаза и весь облик выдают отсутствие интереса к тому, что говорит другой, и нетерпеливое желание вернуться к тому, что намерен сказать он сам. Мало кто понимает, что такое старание угодить себе - плохой способ угодить другому или убедить его, и что, только умея слушать и отвечать, можно быть хорошим собеседником».


Франсуа де Ларошфуко «Максимы и моральные рассуждения»



Другие статьи в литературном дневнике: