О друзьях

Дорожная Пыль: литературный дневник

Вчера позвонил мой друг. Говорили долго и как всегда интересно. У моих друзей странная особенность. Во-первых, повод для звонка обычно весьма серьезный. И, во-вторых, они считают неуважительным по отношению к собеседнику излагать непрожитые мысли. Это означает, что даже за самой вроде бы незначительной фразой, обычно стоит нечто очень значительное. Так что ухо надо держать востро и потом после разговора приходится думать и думать, иногда несколько месяцев. Так вот, вчера мой друг обранил фразу: "Я считаю, что логика у человека реализована в голове аппаратно". А потом: "Я все меньше и меньше ценю разум".
Вот с раннего утра у меня в голове теперь булькает: "А в самом деле, какая логика следует из классификационной модели мышления? Скажем, правило силлогизма. Допустим верно А. Кроме того, А находится в отношении R к В. Конечно, А может находится в отношении R и к С и к D. Поэтому просто необходимо дополнительно сказать, что сейчас верно именно АRВ. Но тогда конечно же верно В. В этой логике нет проблем с конъюнкциями, но есть проблемы с дизъюнкциями. Да уж! Желание топологизировать системы понятий - это настоящее искушение. С отрицанием будут большие проблемы. Ну, это хорошо известно из естественного языка. Скажем, смешная логическая штучка "некто говорит, что он лжец", то есть он - говорящий НЕправду, основана именно на каверзах "не". В самом деле, кто вам сказал, что НЕ лжец содержит всего один элемент: "говорящий правду". Там универсум понятий не описан и "не лжец" вообще может не быть понятием. Хитрость здесь в том, что естественно языковая логика здесь незаметно подменяется математической. Ну, и так далее. Интересно, если это все аккуратненько причесать, сформулировать аксиоматику, будет ли это логика Аристотеля или что-то другое? Да... Важный вопрос. Это означало бы, что реляционная алгебра, а с ней и реляционные языки запросов не годятся для классификационных баз данных. Ну, и в свете этого всего замечание о роли разума кажется весьма разумным. "Ах, надо же, он умеет работать с классификационной моделью. Поистине божественный прорыв. Перед нами царь вселенной!" Да, смешно. Ну, не будем хлопать Бога по плечу.
Я о друзьях хочу сказать. Без них не было бы меня, точнее меня такого, как я. Не было бы романа. Они знают об этом, но будут молчать, как пленные партизаны. Я это говорю на тот случай, что вдруг умру или кто-нибудь из них... А я не сказал, закрутился. Я хочу им также сказать, что часто был в жизни полным мудаком, и в отношении к ним тоже. Это означает, что, если кто-то из них на божьем суде потребует внести в заключительный протокол пункт "он иногда был полным мудаком" , то я подпишу этот протокол. Но все это сейчас не важно. Важно, почему я написал эту заметку в дневнике. Я знаю, что они догадаются, но будут еще долго обдумывать. А что? Не буди лихо...



Другие статьи в литературном дневнике: