Антимир НезнайкиКак детский писатель Николай Носов невольно предсказал победу «вируса капитализма» В 1955 году знаменитый детский писатель Николай Носов задумал написать третью часть приключений популярного «Незнайки». В анкете «Литературной газеты» замысел звучал так: «Буду работать над научно-фантастической повестью о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики…». Гений Носова позволял его читателям рассчитывать на увлекательное повествование, новое слово на данную тему. Солнечный город, описанный в предыдущей большой книге о приключениях Незнайки и его друзей, наполнен чудесными машинами, многочисленные технические устройства описаны подробно и со знанием дела — в жизни носовских коротышек есть радиолярии, циркулины, планетарки, телевидение, и даже электронные машины, играющие в шахматы (и это в 1958 году!)… Тем более странно, что «Незнайка на Луне», вышедшая в 1965-м — возможно, первая из книг, которая идею «прилетим и перевернём» развенчала в пух и прах. Луна по Носову — откровенно враждебная среда, что удивительно на фоне сказочного благодушия первых двух книг о Незнайке… Ещё загадочнее, что Носов в итоге оказался прав — несмотря на некоторые технические успехи СССР в освоении Луны, гонку за умы всё же выиграли представители капиталистического лагеря. Носов был не только практиком, но и перфекционистом. Наряду с занятиями музыкой, пением и любительским театром, юный Коля Носов увлекался и точными науками: химией, электротехникой, шахматами, радиолюбительством, фотографией… Увлечения привели его в Киевский художественный институт, в 1929 году он перевелся в Институт кинематографии в Москве. Закончив ВГИК, почти 20 лет (в том числе, в годы войны), Носов работал режиссёром-постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. За создание «выдающегося учебного фильма «Планетарные трансмиссии в танках» для студии «Воентехфильм» и «проявленный при этом трудовой героизм» будущий автор «Мишкиной каши» и «Огурцов» получил Орден Красной Звезды. Детским писателем Носов стал глубоко за сорок. Его фирменный дидактический стиль — в духе советской традиции, в которой воспитанию подрастающего поколения уделялось колоссальное внимание. В сказках, тем более в рассказах и повестях Носова нет магии — сплошная наука. Основной конфликт почти всегда нанизан на так называемую «производственную драму»: когда школьники, например, заводят инкубатор или строят пасеку, описанные с большим знанием дела. Своими руками Носов мог сделать практически всё: с внуком строгал корабли из поленьев, умел работать рубанком, мог отрезать стекло. Достоверность, основанная на авторитете и опыте, придаёт историям Носова дополнительную доходчивость. Одна только эта книга выдержала 30 изданий и была переведена на 23 языка — от Португалии до Японии. На Западе автор купался бы в роскоши, Носов был не таков — у него не было даже собственной дачи. Автомобиля тоже. В наследство остались только двухкомнатная квартира, груды черновиков, записные книжки и три пишущие машинки… Носов ни разу не был заграницей, но оказался настолько уникальным провидцем, что описал в романе о Незнайке на Луне не только «американизацию», но и последующее наступление Запада на наш уклад жизни. Лунные города и персонажи, обители и источники капитала, у Носова чужеродны даже в именах: Фантомас и Сан-Комарик, Давилон и Брехенвиль, бесчисленные спрутсы, мигли, грязинги и скуперфильды, названия же бедняцких деревень подчеркнуто русские — Нееловка, Бесхлебово, Голодаевка… При этом, разговаривают коротышки на обеих планетах на одном языке и понятно, что миры коротышек Земли и Луны — это «русские» миры, а точнее — русские мир и антимир. Замечательно и то, что среди трёх главных образцов для подражания, на которых воспитывались строители коммунизма, Буратино, Чиполлино и Незнайки, главный персонаж Николая Носова — единственный плоть от плоти наш, незаимствованный из «Европ»… В третьей книге Носов впервые вводит в свой сказочный мир откровенное зло! В отличие от Цветочного города, на Луне коротышки стареют, лысеют, носят усы и бороды, умирают от болезней и погибают насильственной смертью. И это уже не ветрогоны, здесь всё всерьёз и никакой волшебник не спасёт тебя от голода или, чего хуже, шальной бандитской пули. …Существует байка: Борис Ельцин во время первой инаугурации — для создания приличествующей моменту картинки — читал клятву на единственной найденной в спешке толстой книге: Конституция только что образованной России всё ещё переписывалась и находилась в доработке. Этой «толстой книгой» по роковой случайности оказалась «Незнайка на Луне». Что было дальше, все прекрасно помнят. В 1990-е голодной стране стало не до пророков. О Носове как будто забыли и даже к столетию со дня рождения писателя в 2008 году та же «Литературная газета» обошлась заметкой в несколько строчек. Тогда как сама история внезапно оказалась про всех нас: под выражением «свалился с Луны» подпишется каждый, кому удалось застать Перестройку и Ускорение. Носов пишет о вирусе капитализма и сам же даёт рецепт. Пробыв на Луне целый год, Незнайка заразился тлетворным лунным геном смерти. Космический корабль чудом успевает прилететь, пока Незнайка ещё жив. Сродни былинному персонажу, Незнайка падает на землю и в буквальном смысле берёт из неё силы, излечиваясь от зловредного лунного влияния… © Copyright: Василий Галас, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|